Введение 4
Глава 1. Компетентностный подход как вектор современного иноязычного образования 8
1.1. Требования ФГОС в части формирования коммуникативной
компетенции учащихся 8
1.2. Информационно-коммуникативная компетенция и ее
лингвистическая составляющая 14
1.3 Психологические особенности школьника на среднем этапе обучения 19
1.4. Характеристика цифрового пользователя: мотивы, потребности,
умения 23
1.5. Инвентаризация цифровых платформ 29
1.6. Смешанное обучение — инновационная форма организации
учебного процесса 38
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Формированию коммуникативной компетенции интернет- пользователя на уроке иностранного языка 42
2.1. Результаты диагностического опроса по сформированности
цифровой коммуникативной компетенции 42
2.2. Реализация основных видов речевой деятельности в интернет-
коммуникации 48
2.2.1. Создание комиксов при обучении чтению 49
2.2.2. Создание аудио и видео при обучении говорению 50
2.2.3. Обучение комментированию как новому жанру письменной
коммуникации 51
2.2.4. Использование видеохостинга YouTube на уроке английского
языка 52
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 68
Основой мотивации к изучению любого предмета является осознание того, что формируемые в рамках данной предметной области компетенции пригодятся в дальнейшей жизни, учебе, занятиях или хобби. Совершенно очевидно, что для школьников, проживающих в Сибири, декларируемая свобода передвижения, интеграция в мировую культуру, межкультурная коммуникация и прочие явления такого порядка остаются лишь громкими словами. Большинство учеников и их родителей ни разу в жизни не покидали пределы родной страны, а часто и населенного пункта. Минимальным остается и шанс встретить носителя языка или представителя другой культуры, использующего английский язык в качестве языка посредника. На фоне пространственной несвободы происходит активное становление свободы виртуальной. Большинство учеников проводят в сети Интернет больше половины своего времени. Расширение собственных информационных, игровых и коммуникативных возможностей в цифровой среде может и должно являться мощным мотивом в изучении иностранного языка.
Актуальность работы обусловлена вызовами современности, а именно — необходимостью интеграции в цифровое мультикультурное пространство посредством освоения иностранных языков.
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни и проникли во все сферы человеческого общения, и образование так же не должно отставать от общих тенденций. Использование информационно-коммуникационных технологий на регулярной основе не просто позволяет получить доступ к обширной информации по различным предметам учебного плана, но, и обусловлен потребностями 21 века.
Г оворя о компетенциях человека 21 века, следует отметить входящие в этот список компетенции. Традиционно, когнитивные компетенции включали в себя критическое мышление, анализ и решение проблем, и считались ключевыми индикаторами успеха. Однако изменения экономических и социальных условий 21 века вынесли на первый план компетенции межличностные и внутриличностные.1 Данные компетенции выделяются как доминирующие на основе того, что они вносят ощутимый вклад в достижении успеха, как в образовании, так и в остальных сферах жизни современной личности. Эти компетенции связаны с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, творчеством и инновациями.
Остановимся на интересующей нас коммуникативной компетенции, которая включает в себя информационную и цифровую грамотность. Цифровые инструменты и ресурсы представляют собой новое направление коммуникационного взаимодействия, в котором способность успешно перемещаться, необходима для успеха в 21 веке. У каждого инструмента своя риторика (например, успешная запись в блоге отличается от эффективного твита или убедительного эссе). Проблема заключается не только в том, чтобы научиться использовать новые коммуникационные инструменты, но и овладеть многими формами риторики.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — формирование цифровой компетенции пользователя интернет.
Цель данной работы заключается в описании стратегий и тактик формирования цифровой компетенции интернет-пользователя на уроках иностранного языка с разработкой методического материала.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
• изучить требования ФГОС по дисциплине «Иностранный язык»;
• определить понятие коммуникативной компетенции и выделить компоненты, необходимые для общения в виртуальной среде;
• провести инвентаризацию цифровых платформ;
• составить модель цифрового пользователя посредством диагностического эксперимента;
• определить проблемные участки в части формирования цифровой компетенции интернет-пользователя;
• разработать примерные задания для формирования цифровой компетенции в части лингвистической составляющей...
• Результаты диагностического опроса учеников 7 класса СШ 143 показал достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности в сфере применения ИКТ;
• Данные подтвердились в ходе формирующих экспериментов, которые были организованы как занятия по формированию различных видов речевой деятельности с использованием видео, Интернет- ресурсов, цифровых платформ.
• Ученики показали готовность и способность искать информацию, используя английский язык; создавать креолизованные тексты (комиксы) на основе текста; комментировать просмотренное видео онлайн.
• Уроки с использованием ИКТ получили положительную оценку учеников, которые отмечали так же высокую степень эмоциональной удовлетворенности от процесса обучения.
• Однако были выявлены определенные проблемы в части формирования цифровой компетенции интернет-пользователя, решить которые позволит использование совместных международных проектов (для общения в форумах); более широкое использование Интернет-ресурсов, например, МООК. Последние предполагают обучение одновременно с тысячами людей из разных стран, интерактив, общение с тренерами курса и самопроверку через онлайн тестирование.
• Проведенная работа позволила разработать примерные задания для формирования цифровой компетенции в части лингвистической составляющей при помощи цифровых платформ.
Заключение
С такими возможностями цифровых технологий, какие существуют в настоящее время в школе, просто невозможно оставить в стороне данный вид обучения. Почти у каждого ученика есть смартфон, который он пытается достать во время урока, не нужно его останавливать, просто нужно направить это в сторону обучения. Без глобального цифрового пространства понятие межкультурной коммуникации остается лишь громким словом, т.к. у многих учеников нет возможности поехать в другую страну, возможность встречи с носителем языка так же не велика. Эту проблему помогает нам решать Интернет, в котором предоставляется такая возможность.
Важной задачей современного обучения является формирование коммуникативной компетенции. Решение поставленной задачи невозможно без использования интернет-ресурсов. И важнейшей задачей учителя становить форимрование данной компетенции учащегося. Кроме школы, данная компетенция актуально и в остальном жизненном пространстве.
Цель данной работы заключается в описании стратегий и тактик формирования цифровой компетенции интернет-пользователя на уроках иностранного языка с разработкой методического материала. Данная цель была достигнута путем разработки ряда заданий для учеников, с помощью которых они будут развивать свои навыки общения в интернете. Методические разработки прошли успешную апробацию в ходе педагогической практики и внесли определенный вклад в развитие цифровой компетенции школьников.
Задачи, поставленные нами в начале работы были решены, а цель достигнута.
Так, в работе был представлен обзор различных ресурсов, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка. При этом акцент был сделан на том, что, данные сервисы и платформы могут быть использованы не только на уроке иностранного языка, но могут улучшить качество обучения в целом. Продемонстрировав образовательный потенциал данных ресурсов, мы надеемся на повышение самостоятельности учащихся, большей мотивированности и успешности в различных предметных областях. Способность искать информацию на английском языке, организовывать и визуализировать ее посредством различных ИКТ, использовать английский язык для общения с иностранцами может пригодиться в различных предметных областях и не только на этапе школьного обучения.
Данное исследование имеет практическое значение и может быть продолжено в виде разработки приложения к учебникам, которое бы содержало ссылки на ресурсы и методические рекомендации к их использованию в рамках изучаемых тем.
1. 21st century competencies: foundation document for discussion. Phase 1: Towards defining 21st century competencies for Ontario. Winter 2016 edition. - p.8-24
2. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook 1, cognitive domain. New York: Longman. 1956
3. McAuley, A., Stewart B., Siemens, G., Cormier, D. The MOOC Model for Digital Practice / A. McAuley, B. Stewart, G. Siemens, D. Cormier. - 2010. - 67 p.
4. Аграновский, А.В., Турнецкая, Е.Л. Краткий обзор зарубежного опята применения технологий мобильного обучения в учебном процессе / А.В. Аграноская, Е.Л. Турнецкая // Формирование современного информационного общества : Проблемы, Перспективы, Инновационные подходы. - СПБ, 2015. - С. 65 - 68
5. Адриеноко, А.С., Современные информационные технологии обучения иностранному языку в техническом ВУЗЕ в условиях компетентностного подхода / А.С. Адриеноко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2009. - №4(93). - С.249-254
6. Алейникова, О.О. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка / О.О. Алейникова // Педагогика. - 2015. - №1. - С. 34-36
7. Ангелова, Е.А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся / Е.А. Ангелова //Вестник науки и образования. - 2014. - №1(1)
8. Бетретдинова, И.Х. Электронная коммуникативная компетенция старшеклассников как условие реализации ФГОС / И.Х.
Бетретдинова // Вестник МГОУ. Серия педагогика. - 2014. - №3. - С.39 - 44
9. Бондарев, М.Г, Трач, А.С. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей/М.Г. Бондарев, А.С. Ткач // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - №10. - С.41-43
10. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: учебное пособие для вузов / С.В. Бориснёв. - М., 2003.
11. Бояркина, Л. А., Ледак, Л. П. Инновационные информационные технологии обучения как средство формирования профессионализма преподавателя / Л. А. Бояркина, Л.П. Ледак // Педагогические науки. - 2016. - №9. - С. 201-204
12. Васьбиева, Д. Г. Мобильность в обучении смартфонное сопровождение информационно-образовательной иноязычной сред / Д.Г. Васьбиева // В сборнике Pearson Solutions for Enhanced Students' and Teachers' Academic Mobility. - Москва, 2016
13. Васьбиева, Д.Г. Возможности интеграции мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе / Д.Г. Васибьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5(59). - С. 193-195
14. Виневская, А.В. Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды/ А.В. Виневская // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. - С.208-211
15. Владимирова, Л.П. Электронный учебник по иностранному языку как фактор развития современного образовательного пространства / Л.П. Владимирова // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - №4(14). - С.3-10...80