Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 11
1.1. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей 11
1.2. Особенности профессионального самоопределения детей-сирот
14-16 лет 25
1.3. Предпосылки формирования успешного профессионального
самоопределения детей-сирот в условиях детского дома 36
Выводы по Главе 1 46
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 14-16 ЛЕТ «ПЕРСПЕКТИВА. RU» 48
2.1. Паспорт проекта 48
2.2. Содержание проекта 52
2.3. Оценка результативности проекта 73
Выводы по Главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Актуальность исследования. Современная обстановка в политике и экономике практически заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Сейчас мир более жесток и зачастую молодежи приходится выживать в мире рыночных отношений. Чтобы соответствовать этому миру, жить с ним в гармонии и чувствовать себя «в системе» а не за её пределами, необходимо быть личностью полноценной, выносливой, стрессоустойчивой, ответственной и способной адекватно, своевременно оценивать обстоятельства, условия и возможные риски.
Выбор профессии - одна из основных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается важной задачей воспитания.
Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых можно отметить, что данные вопросы были изучены в трудах П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.
С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.
• Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
• Второй - I- III (IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
• Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий -
формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе....
Работа по профессиональному самоопределению является важным компонентом жизненного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает получение информации о профессиях, путях их приобретения, о потребности района, в котором живут воспитанники, в тех или иных кадрах, о возможностях трудоустройства и т.д., а также формирование общественно ценных мотивов их выбора, ценностных ориентаций, определённой профессиональной направленности, психолого-педагогические и медицинские консультации по вопросам профессиональной пригодности. Работа по программе профессионального самоопределения воспитанников помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно-полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.
Нестабильность и неопределённость жизни, неясность перспектив социального развития общества, недостаток профессиональной подготовки в школе, ведут к тому, что воспитанники с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает: формирование системы ценностей; моделирование своего будущего; построение «идеального образа» профессионала. Совместная работа психологов, воспитателей, службы центра занятости населения, дни «открытых дверей» учебных заведений, агитационная работа учебных заведений, работа школьного психолога, социального педагога позволяет воспитанникам выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора, помогает решить проблему профессиональных поисков, или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
Для профессионального самоопределения детей-сирот большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по
самообслуживанию, благоустройство детского дома, а также производительный труд, то есть работа в мастерских, где воспитанники не только приобретают элементарные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни, но осознают свои профессиональные возможности, склонности. Профессиональное самоопределение не является единичным актом, это результат динамического процесса, который нельзя ограничивать каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребёнок начинает осознавать мир профессий и искать своё место в нём, тем более высок результат профессионального самоопределения.
Программа профессионального самоопределения подростков- воспитанников детского дома «Перспективами», представленная в данной работе, основана на концепции самоопределения В.Ф. Сафина, который рассматривает самоопределение как «относительно самостоятельный этап социализации, суть которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества».
Структура работы по сопровождению опирается на структуру процесса самоопределения по Л.В. Байбородова и М. И. Рожкова, которая основана на
принципах:
• принцип нравственного саморегулирования;
• принцип социального закаливания;
• принцип актуализации ситуации;
• принцип психолого-педагогического сопровождения жизненного
самоопределения подростков воспитывающихся в детском доме;
• принцип стимулирования саморазвития индивидуальности;
• принцип развивающей социальной интеракции.
Психологическая диагностика в процессе работы над проектом позволила выявить особенности личностных характеристик воспитанников, обуславливающих особенности их самоопределения.
Полученные результаты подтвердили необходимость психологопедагогического сопровождения обеспечения профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Программа состоит из специально организованных развивающих встреч-тренингов, составленных по результатам диагностики, а также, учитывая индивидуально-психологические особенности воспитанников 14-16 лет.
В программе выделены тематические блоки, направленные на развитие самосознания, формирование способности к планированию и выстраиванию временной перспективы, развитие целеполагания, знакомство с миром профессии и соотнесение их со своими возможностями, формирование ответственного отношения к труду, адекватного восприятия действительности.
Эффективность коррекционного воздействия может, оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а на запуск механизма самоизменения, осознаний. После проведения программы была проведена итоговая диагностика.
В процессе проведенной работы подростки выстраивали индивидуальную траекторию развития. В нее включаются такие составляющие, как «мои ресурсы» и ресурсы среды, «мои ограничения», «мои способности и возможности», планирование на близлежащие 3 года, у некоторых - на пять и более лет....
1. Адлер А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. - сост. В.С.Мухина. М.: Просвещение, 2006 - С.134-143.
2. Арон И.С. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И.С. Арон. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №3. - C. 20-27.
3. Байбародова Л.В. Профориентация и самоопределение детей -
сирот: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбародова, Л.Н.
Серебренников, А.П. Чернявская; под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - Калининград, 2010. - 240 с.
4. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
5. Бубнова И.С. К проблеме профессионального самоопределения
воспитанников детских домов//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых. Под.общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк. - 2014. - C. 29-30.
6. Бодалев А.А. Мотивация личности: Феноменология,
закономерности и механизмы формирования. - М.: АПС СССР, 1982. - 194 с.
7. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 188 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 - C. 152.
9. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - СПб.: КАРО, 2007. - 384 с.
10. Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2009. - C. 168-173.
11. Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. - C. 59-64.
12. Гордиевская Е., Старобина Е. Профессиональный выбор в процессе самоопределения детей сирот. - М.: РГУ им. И. Канта, 2009. - 96 с.
13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - C. 329.
14. Едигарян Р.А. Формирование положительной мотивации при
выборе профессии. - http:www.v2pro.ru >sites/default...
professionalnyy_vybor.pdf
15. Ефименко В.Н. Адаптивно-развивающая среда учреждения интернатного типа как фактор социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - C. 35-42...80