Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие мелкой моторики в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста 11
1.3. Педагогическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего
возраста в условиях ДОО 15
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 25
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста
(констатирующий этап) 25
2.2. Разработка игрового комплекса по развитию мелкой моторики рук детей
(формирующий этап) 31
2.3. Эффективность игрового комплекса по развитию мелкой моторики рук
детей раннего возраста в условиях ДОО (контрольный этап) 40
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Целевые ориентиры - это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. «У ребенка хорошо развита крупная и мелкая моторика» - важнейший целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования, который позволит ребенку овладеть основными движениями, управлять ими и контролировать их [42].
На сегодняшний день актуальной проблемой является - полноценное развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. На протяжении уже нескольких десятков лет эта проблема не теряет своей значимости. Работа в данном направлении важна и в настоящее время. Успешное развитие тонких движений пальцев способствует своевременному интеллектуальному, речевому, психическому и физическому развитию детей. Учеными в области педагогики и психологии доказано, что важнейшим условием такого развития является хорошо развитая мелкая моторика рук детей.
Одним из показателей интеллектуальной готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Именно в этой области у дошкольников возникают наибольшие трудности.
Учеными доказано, что дети раннего возраста, рано овладевшие письмом с помощью клавиатуры, перестают разговаривать. Все дело в том, что воздействие от клавиатуры происходит на точки рук, которые не имеют связи с головным мозгом, а воздействие, оказываемое при использовании карандашей и ручек, напротив стимулирует развитие определенных мозговых зон. Именно эти зоны способствуют правильному и своевременному развитию речи ребенка.
Мозг человека устроен так, что за определенные операции, отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за речь и моторику, располагаются рядом, и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторку, мы активизируем и это отделы мозга и соседние. Проекция кисти руки, занимает около одной трети всей двигательной проекции, расположенной в коре головного мозга. Эти научно доказанные факты позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: памятью, вниманием, мышлением, восприятием, наблюдательностью, воображением ребенка. По мере взросления ребенку будут необходимы точные скоординированные движения кистей и пальцев рук, в процессе выполнения элементарных бытовых действий и действий по самообслуживанию. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять. Современные дети с большим трудом осваивают такие элементарные действия как: завязывание (развязывание) шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, вследствие чего отмечается общее моторное отставание. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.
Проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста исследована достаточно глубоко.
Изучением мелкой моторики рук детей раннего возраста занимались: Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильина, Е.А. Смирнова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. Исследованиями М.М. Кольцовой, М.Ю. Кистяковской, А.В. Антаковой-Фоминой, Е.И. Исениной, Н.М. Щелованова и другими подтверждена связь речевой функции и пальцев рук. Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук детей исследовали в своих работах А.Е. Белая, М.Г. Борисенко, О.И. Крупенчук, С.Е. Гаврина, Л.П. Савина, В.А. Солнцева, И.Е. Светлова, О.П. Рожкова, О.В. Узорова, а также И.П. Дворова, Н.А. Красильникова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Черенкова, В.В. Цвынтарный.
Проблема исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос: будет ли разработанный игровой комплекс способствовать успешному развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста....
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в раннем возрасте. Именно ранний возраст - сенситивный период для развития мелкой моторики, речи, игры. От того, насколько ловко, четко и уверенно ребенок научиться управлять своими пальчиками, будет зависеть его дальнейшее развитие.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Игровой комплекс для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации», были рассмотрены теоретические основы развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой для выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Ранний возраст - это период интенсивного развития структур и функций головного мозга, который расширяет возможности познания окружающего мира. Всестороннее развитие об окружающем предметном мире не может происходить без тактильного восприятия, именно поэтому важно развивать мелкую моторику у детей с первых дней жизни ребенка.
Для того, чтобы своевременно развивать мелкую моторику рук детей раннего возраста, необходимо использовать игровые комплексы в ДОО. Разработанный игровой комплекс - это эффективное средство развития мелкой моторики рук детей. Его возможности состоят в том, что он оказывает благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости, точности и автоматизированности движений пальцев и кистей рук, а также на зрительно-моторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей.
Таким образом, игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: он является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Во второй главе проведено изучение возможностей разработанного игрового комплекса на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. Базой проведения опытно-практической работы стал МБДОУ д/с № 9
«Семицветик» г. Зеленогорска. В эксперименте приняли участие 20 детей 3 группы раннего возраста «Лучики», которые впоследствии были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Работа проводилась в 2 этапа: первый этап - констатирующий, в ходе которого был выявлен актуальный уровень развития мелкой моторики рук; второй этап - формирующий, представлял собой разработку игрового комплекса для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. По выделенным критериям: координация, гибкость, автоматизированность с помощью
методик: «Перебор пальцев» (Е.И. Рогова); «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» (О.И. Крупенчук), «Езда по дорожке» (А.Е. Белой), были определены уровни развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что мелкая моторика рук у детей раннего возраста в основном находится на среднем уровне. Работа по развитию мелкой моторики рук была проведена с детьми экспериментальной группы. Для этого был разработан игровой комплекс, который включал в себя игры на свето-песочном столе и игры в центре «Бизиборд», цель которых эффективное развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет. Содержание плана игр включает комплекс игр с песком на световом столе и игры на развивающих досках - бизибордах. В играх, предлагаемого комплекса, при системном использовании у детей происходит развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук....
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дoшкoльнoe воспитание. 2010. №8. С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД. М.: Просвещение, 1974. С. 12-25.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. М.: Просвещение,
2009. 196 с.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Академия,
2010. 284 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Владос, 2011. 672 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009. 192 с.
8. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2005. 204 с.
9. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: Изд-во АСТ, 2011.183 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. М.: Академия, 2010. 368 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Академический проект, 2010. 474 с.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2012. 165 с.
13. Галянт И. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С. 50-53.
14. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2010. 326 с.
15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 1973. 228 с....47