Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАЦИИ
В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Проблема педагогических конфликтов в научных исследованиях 6
1.2. Технология медиации и ее значение в урегулировании педагогических
конфликтов 15
1.3. Виды медиации в школе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 29
2.1. Специфика работы с конфликтами в сфере образования 29
2.2. Программа работы школьной службы примирения 33
2.3. Урегулирование конфликтов с помощью технологии медиации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) посвящена особенностям применения медиативных технологий в качестве способов разрешения педагогических ситуаций в образовательной организации.
Педагогическая ситуация - среда, возникающая в процессе обучения и воспитания. Ее необходимо учитывать при принятии решений, чтобы исправить педагогический конфликт.
Стоит помнить, что в одном пространстве школы находятся разные дети. Они могут отличаться социальным слоем, национальностью, стилем воспитания. И такие факторы оказывают существенное влияние на возникновение конфликтной среды. В такой среде ребятам приходится быть очень долго. Во избежание конфликтов в большинстве школ принят свод правил реагирования на конкретные ситуации, который препятствует усвоению обучающимися навыков культурного общения и взаимодействия, основ межличностного общения, социально приемлемых форм получения уважения и авторитета среди других. Иначе говоря, тех качеств, которые необходимы обучающимся после окончания школы для продуктивной самореализации.
Медиация внедряется в образовательные учреждения из-за ее несомненного преимущества в решении споров. Помимо того, что это - коммуникативный процесс, позволяющий эффективно противостоять конфликтам на основе участия, медиация включает также обучение различным социальным и личностным навыкам.
В конечном итоге, медиация укрепляет межличностные отношения учащихся и при этом способствует комфортному сосуществованию в школе. Если сосуществование базируется на действии, а школа - среда, в которой происходит непрерывное взаимодействие, кажется уместным считать школьную среду местом, где возможно научиться сосуществовать. А это - важнейший навык, который в будущем будет полезным для выпускников образовательных учреждений.
Школьная медиация становится востребованной: в различных странах медиация в образовании развивается по направлению решения конфликтов и эффективной воспитательной работы. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» предписывает внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство и воспитательную деятельность образовательных организаций [22].
На текущий момент медиация является серьезным инструментом разрешения конфликтов и споров. Она разительно отличается от прежнего административного карательного способа, в котором участники конфликта были отчуждены от принятия конечного решения. Напротив, в медиации участники конфликтов - активные участники в решении вопроса, из-за которого возник спор. Нейтральный посредник помогает им и создает условия для диалога между ними. Он направляет их на взаимопонимание и достижение удовлетворяющих их потребности результатов. В настоящее время действуют разнообразные модели медиации в образовании и организационные формы ее обустройства.
Актуальность исследования заключается в расширении и систематизации знаний об эффективности и влиянии медиации в школах и прочих образовательных учреждениях. Кроме этого, опыт применения программы медиации на базе Николаевской средней школы может стать подспорьем при подготовке и тренировке будущих школьных медиаторов.
Объектом исследования является медиация как способ урегулирования конфликтов.
Предмет исследования: медиативные технологии в урегулировании педагогических конфликтов.
Цель исследования: изучить возможности использования медиации на практике как способ устранения конфликтных ситуаций на территории образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести эмпирический анализ педагогических конфликтов;
2. Дать характеристику использования технологии медиации;
3. Раскрыть сущность медиации как формы решения конфликтов в системе образования;
4. Рассмотреть технологию организации службы медиации в системе образовательной организации Николаевской средней школы;
Гипотеза исследования: Медитативные технологии являются
эффективным способом урегулирования педагогических конфликтов.
Методы исследования:
• теоретический анализ и синтез научных исследований по теме работы;
• анализ научной литературы и нормативно-правовой документации;
• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
• методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в возможности ознакомления с опытом использования программы школьной медиации в деятельности конкретной общеобразовательной организации.
Теоретической базой стали научные труды С.В. Баныкиной, Ш.А. Амонашвили, И.В. Решетникова, Д.Л. Давыденко, Л.Н. Ракитиной, Ю.А Коновалова, С.И. Калашник, Н.М. Комаровой и многих других отечественных педагогов и психологов, занимавшихся научной разработкой проблемы конфликтов и психологического состояния подрастающего поколения.
Структура работы состоит из введения, двух главы, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Хотим ли того или нет, но мы живем в обществе, - общаемся, взаимодействуем, - и при этом нередко в процесс жизнедеятельности возникают конфликты и разногласия. Способов решения конфликтных ситуаций существует предостаточное количество. Каждый специалист, занимаясь своей профессиональной деятельностью, применяет свои способы решения конфликтных и спорных ситуаций. В нашей работе мы предлагаем еще один способ решения конфликтных ситуаций - медиацию.
Медиация - это, по сути, переговоры, проводимые нейтральной третьей стороной. Когда стороны не хотят или не могут разрешить спор, хороший вариант - обратиться к посреднику.
Посредничество, как правило, представляет собой краткосрочный, структурированный, ориентированный на задачу и «практический» процесс.
При посредничестве стороны спора работают с нейтральной третьей стороной (посредником) для разрешения конфликта. Посредник способствует разрешению конфликта, контролируя обмен информацией и процесс переговоров. Посредник помогает сторонам найти точки соприкосновения и справиться с нереалистичными ожиданиями.
Школьная медиация - инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до старшей школы.
Медиация позволяет укрепить межличностные отношения учащихся, одновременно способствуя сосуществованию в школе. Сосуществование должно быть одним из краеугольных камней образования XXI века, а школа - средой, в которой постоянно происходит взаимодействие, а ученики проводят много времени. Изучение и применение таких идей, как продвижение солидарности, мира, терпимости, взаимопонимания, справедливости и индивидуальной и социальной ответственности, должно присутствовать в повседневной жизни образовательных центров и быть частью образовательного проекта.
В первой параграфе нами рассматривались понятие конфликта в школьной среде и понятие медиация как форма решения школьных конфликтов.
Было установлено, что конфликт происходит тогда, когда человек или группа осознает, что их интересы ограничиваются или находятся под отрицательным воздействием других, переживается в результате разногласий и несоответствий во время межличностных взаимодействий.
Второй параграф посвящен проблеме медиации и ее апробации в образовательной организации (Николаевской школе) как способа решения педагогического конфликта.
Мы установили, что медиация - добровольный процесс. Она позволяет сторонам контролировать разрешение спора вместо того, чтобы кто- токонтролировал его за них.
Целью нашего исследования в ходе реализации проекта являлось изучение возможности использования медиации на практике как способ устранения конфликтных ситуаций на территории образовательной организации - Николаевской школе.
Таким образом, мы смогли доказать, что медиация, - как принцип урегулирования конфликта, - является эффективном способом при решении школьных конфликтов в школе.
1. Акчурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования // Вестник экономики, права и социологии. 2009. №3. C. 33-39.
2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: Изд. дом Шалвы, 1998. 80 с.
3. Антипов, А.Н. Медиация: проблемы становления и развития // Российский судья. 2014. № 10. С. 4-6.
4. Апостолова Н.Н. Каким должен быть посредник (медиатор) // Закон и право. 2010. № 4. С. 93-95.
5. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394.
6. Барканова О.В. Конфликтология в образовании // Красноярск: КГПУ, 2019. 117 с. URL: http://elib.kspu.ru/document/49062 (дата обращения: 01.06.2023)
7. Барашев А.С. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования споров // Закон. 2012. № 3. С. 76-81.
8. Буркова Н.Г. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 2013. 208 с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПБ.: Издательство
«Питер», 2014. 464 с.
10. Дарский В.Е. Диагностика межличностных отношений, или Конфликтный ли Вы человек? // Практическая психология в тестах, или, как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 376 с.
11. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М.: Инфоропик Медиа, 2011. 304 с.
12. Комарова Н. М. Преодоление конфликтов. Занятие для педагогов. Томск, 2004. 58 с.
13. Коновалов Ю.А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран // «Психологическая наука и образование psyedu.ru». № 3. 2014. С. 20-26
14. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2011, 245 с.
15. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и
восстановительная культура взаимоотношений: практическое 72
руководство. / Под общей редакцией Карнозовой Л.М. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с....30