Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ценностно-смысловых ориентаций молодых людей с наркозависимостью в условиях реабилитационного центра

Работа №153785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ценностно-смысловых
ориентаций молодых людей с наркозависимостью 6
1.1 Сущность понятия «ценностно-смысловые ориентации личности» 6
1.2 Особенности ценностно-смысловых ориентаций молодых людей с
наркозависимостью 16
1.3 Социально-педагогические условия развития ценностно-смысловых
ориентаций у молодых людей с наркозависимостью 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Организация работы по развитию ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с наркозависимостью в условиях реабилитационного центра 37
2.1. Диагностика уровня развития ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с
наркозависимостью 37
2.1.1 Критерии и уровни развития ценностно-смысловых ориентаций у
молодых людей с наркозависимостью 37
2.1.2 Методика исследования ценностно-смысловых ориентаций у молодых
людей с наркозависимостью 39
2.1.3 Результаты диагностики уровня развития ценностно-смысловых
ориентаций у молодых людей с наркозависимостью 41
2.2 Опыт организации работы по развитию ценностно-смысловых
ориентаций у молодых людей с наркозависимостью в условиях реабилитационного центра 43
2.3 Анализ и интерпретация данных исследования 51
Выводы по главе 2 55
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 65

Актуальность проблемы. Проблема реабилитации лиц с наркотической зависимостью не теряет актуальности, как в научных исследованиях, так и в практических подходах специалистов. В настоящее время применяется ряд клинических методик для реабилитации наркозависимых, но, к сожалению, эффективность этих программ не всегда высока, так как в них не рассматривают наркозависимого человека, как субъекта серьезных психологических изменений в жизни, упускают важность субъективного восприятия мира и значимость ценностных и смысловых факторов жизни наркозависимого.
Ценностно-смысловая сфера является важнейшим компонентом структуры личности и ее жизнедеятельности. Спроецированные индивидуальным сознанием ценности и смыслы с точки зрения психологии , интересны не только как универсальные категории, сколько как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути, определяющего поведение человека. В процессе наркотизации, в ценностно-смысловой сфере личности формируется аддиктивное новообразование, занимающее приоритетное положение и подчиняющее себе все остальные ценности. Поэтому, наркомания представляет собой самоценную деятельность, связанную с реализацией сформировавшегося, аддиктивного ценностно­смыслового образования личности зависимого.
Профессионалам, работающим с наркозависимыми людьми, необходимо искать совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными, в основе которых должно лежать развитие ценностно - смысловой сферы их личности. Так как реабилитация наркоманов, развивается на основе интеграции ряда теоретических подходов, осознавая глубину и обоснованность именно психолого-педагогических аспектов работы с наркозависимыми, особенность их психосоциальных проблем, возникающих в процессе реабилитации и последующей адаптации, можно значительно улучшить эффективность помощи этим людям.
Противоречие между необходимостью и востребованностью социальной практики в результативных условиях развития ценностно- смысловой сферы людей с наркозависимостью и недостаточной проработанностью данного вопроса в теории и практике социально - педагогической реабилитации обусловило выбор темы нашего исследования. в соответствии с обозначенной проблемой были определены цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза.
Цель исследования: определить результативность условий по развитию ценностно-смысловых ориентаций молодых людей с наркозависимостью, применяемых в процессе социально-педагогической реабилитации.
Объект исследования: процесс социально-педагогической
реабилитации.
Предмет исследования: социально-педагогические условия развития
ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с наркозависимостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную социально-педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование актуального состояния развития ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с наркозависимостью.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике реабилитационного центра условия по развитию ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с наркозависимостью.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: развитию ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей с наркозависимостью будут способствовать следующие социально-педагогические условия:
1. Организация работы в реабилитационном пространстве центра социальной помощи наркозависимым закрытого типа;
2. Применение форм индивидуального и группового консультирования с использованием метода системной интервенции и элементами библио-терапии;
3. Включение в реабилитационный процесс волонтеров из числа бывших наркозависимых, находящихся в длительной устойчивой ремиссии.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, в
области ценностно-смысловых ориентаций личности;
• эмпирические: тестирование, беседа, метод констатирующего
эксперимента, метод формирующего эксперимента;
• методы количественного и качественного анализа.
База исследования: Центр реабилитации наркозависимых «Выход есть» в г. Шарыпово, эксперимент проводился в течении 2017-2018гг., в исследовании приняли участие 12 молодых людей с наркозависимостью 18­30 лет.
Практическая значимость. Обоснована необходимость
психосоциальной реабилитации наркозависимых лиц, с помощью специальных методик в условиях реабилитационного центра. Диагностировано, что в результате создания социально-педагогических условий происходит позитивное изменение ценностно-смысловой сферы личности наркозависимого, которое является предпосылкой успешности дальнейшего пути развития личности. Также отмечено, что в реабилитационном центре осуществляется «закладка» развития ценностно­-смысловых ориентаций, для прогрессивного поддержания ремиссии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог нашему исследованию, можно заключить, что ценностно­смысловые ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, выполняющим функцию регуляции поведения и мотивации человеческой деятельности во всех областях.
Наркотическая зависимость ограничивает возможность личности к самоопределению и саморазвитию, так как является психопатологией не только влечений и мотиваций, но и ценностно-смысловых ориентаций. Взаимоотношения наркозависимого, находящегося под влиянием «аддикции» с окружающей действительностью глубоко искажены. Поэтому, наркозависимым в обязательном порядке необходима помощь специалистов, осуществляющих психолого-педагогические подходы в решении данной проблемы.
Изучив имеющиеся исследования в данной проблематике, мы убеждены что, психосоциальная практика реабилитационной работы с лицами, употребляющими ПАВ, должна осуществляться в основном, только в учреждениях закрытого типа и иметь групповую модель. Именно поэтому нами были предложены социально-педагогические условия реабилитации молодых людей с наркозависимостью, которые должны способствовать выстраиванию социальных связей и регулированию отношений со средой, а также вывести наркозависимого из ситуации социальной изоляции и развивать ценностно-смысловые ориентации, актуализируя его личностный потенциал.
Социально-педагогические условия по развитию ценностно-смысловых ориентаций, включают в себя такие методы, как индивидуальные и групповые консультации, трудотерапия, библио и музыкотерапия, метод системной интервенции, позволяющие вернуть наркозависимого в нормальную жизнь.
Наблюдения за респондентами, на разных этапах процесса их реабилитации, показывали динамику перехода, от ложных ценностно­смысловых образований, сформированных наркотическим потреблением, к осознанию респондентами их серьезной проблемы и далее, к формированию и укреплению в личностной структуре испытуемых социально-одобряемых ценностно-смысловых ориентаций. Что было подтверждено результатами диагностики.
Для нас очевидно, что процесс развития ценностно-смысловых ориентаций у наркозависимых за период 60-ти дневной реабилитационной программы обрел только начальную форму, но уже в данный момент можно констатировать, что цель на восстановление и осмысление направления развития дальнейшей полноценной жизни у респондентов поставлена.
Дальше необходимо строить процесс развития ценностно-смысловых ориентаций с учетом его социального окружения и объективной жизненной обстановки в целом. С каждым респондентом необходимо поддерживать связь и совместно наметить план укрепления ремиссии, с учетом личностных ресурсов и особенностей человека, таких как знания, способности семейную обстановку, при ее наличии, возможность трудовой деятельности и т.п.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения.


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. 175 с.
2. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков, И.В. Омельченко. - Изд. 2-е, исправ. и доп. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2014. - С. 48.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.
5. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. С-Пб., 2005. - 240с. Стр. 59.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. - 301 с.
7. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации; больных с зависимостью от психоактивных веществ; М.: Литера. 2001. ; 256 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
9. Гарифуллин P.P. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности: Дисс. . канд. психол. наук. Казань. 2001. 135 с.
10. Грузд Л.В. Ценностные ориентации наркозависимой личности: Дисс. . канд. психол. наук. Казань. 2004. 217 с.
11. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.
12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 с.
13. Зенцова Н. И. Системная модель психологического этапа реабилитации больных наркоманией - Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук - 2015.
14. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979 с.252.
15. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. С. 257 - 273....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ