Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕСТО ТЕМЫ «РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работа №153782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Тема «Римская империя» в проекте концепции по всемирной истории и школьных учебниках XX-XXI века 9
1.1. Место темы «Римская империя» в проекте концепции по всемирной
истории и соотношение ее с другими разделами 9
1.2. Изучение темы «Римская империя» в школьном курсе и соотношение
темы и других разделов в школьных учебниках XX-XXI века 20
Глава 2. Образовательное и учебно-методическое значение темы «Римская империя» в школьном курсе истории 36
2.1. Проблемы методики обучения истории в пятом классе 38
2.2. Методические рекомендации преподавания темы «Римская империя» в
пятом классе 48
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 70
Приложение 5 72
Приложение 6 73
Приложение 7 75
Приложение 8 77

Актуальность работы:
В историческом образовании происходит кардинальная перестройка системы обучения школьников. Если раньше преобладала так называемая знаниевая модель обучения истории, когда усвоение теоретических фактов и теоретических сведений было самоцелью образования.
В современном же мире, в условиях динамично расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику приобрести набор навыков, позволяющий ученику ориентироваться в окружающей действительности. Ведущей становится цель формирования компетентной личности, способной самостоятельно принимать решения и находить выход из различных сложных ситуаций на основе самостоятельно приобретаемых и осмысленных сведений о мире. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения учащимися способов познавательной деятельности.
Курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного образования, как общего, так и исторического. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для изучения исторического опыта человечества, приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.
Изучение Римской Империи представляет собой основу для изучения дальнейших исторических периодов, поскольку у школьников формируется базовый терминологический запас и формируется понимание об устройстве и закономерностях развития более сложных государств.
Степень научной разработки проблемы:
В настоящее время существует огромное количество различных поурочных разработок и методических рекомендаций. Все они имеют разные плюсы и минусы. Методические рекомендации от известных авторов делают упор на соответствие современным требованиям ФГОС и формирование и развитие УУД в ущерб знаниевому компоненту. Методические рекомендации же от малоизвестных авторов изобилуют огромным количеством ошибок как в структурном плане составления рекомендаций, так и в логике построения урока. Примером такой ошибки может быть издательство «ВАКО»1, чьи методические рекомендации, вне зависимости от авторства, содержат три цели на один урок, что является неприемлемым в соответствии с требованиями законодательства.
Объект исследования - школьный курс истории Древнего Мира
Предмет исследования - тема «Римская империя» в школьном курсе истории
Цель работы - определение места и значения темы «Римская империя» в школьном курсе истории.
ЗАДАЧИ:
1. Выявление соотношения темы «Римская империя» и других разделов истории древнего мира в школьных учебниках с начала XX в. и по настоящее время.
2. Выяснить цель изучения темы «Римская империя» в школьном курсе.
3. Понять соответствие места темы «Римская империя» в учебниках и ее положение в проекте концепции по всемирной истории.
4. Разработать методические рекомендации тем или разделов, посвященных изучению Римской Империи на основании наиболее популярной линейки учебников
При изучении данной темы было использовано большое количество источников и литературы разного рода. Перечислим некоторые из них:
Источники:
1) Нормативные акты: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 26 января 2016 года
2) Учебники: самые популярные линейки XX века - К. И. Добрынина «Древняя история ч.П- Греция и Рим», 1910 г., С.В. Колпаков, Н.А. Селунская История Древнего мира, 5 класс, С. И. Ковалев, История
Древнего мира, учебник для 5-6 классов средней школы, 1954 г., Ф.П.
Коровкин, История Древнего мира, учебник для 5-6 классов средней школы, 1958 г., А. И. Немировский, История Древнего мира, учебник для 5-6 классов средней школы, 1962 г.
Учебники XXI века:
3) Учебник В.И. Уколовой, Л.П. Маринович «История древнего мира» 5 класс, издательство «Просвещение», 2012 год.
4) Учебник С.В. Колпакова, Н.А. Селунской, «Всеобщая история. История Древнего мира», 2017 год, 272 стр....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе подвергся комплексному анализу процесс структурного и содержательного изменения курса темы «Римская империя». В ходе работы выяснилось, что в условиях введения современных федеральных государственных стандартов обучения, начал страдать содержательный, знаниевый компонент исторического образования. Современные УМК, посвященные истории Древнего мира, рассматривают данный исторический период поверхностно, не затрагивая важнейшие процессы, происходящие в древнеримском обществе. Поскольку история Древнего мира представляет собой фундаментальную основу для успешного дальнейшего изучения как всеобщей, так и русской истории, учителю необходимо расширять и углублять содержательный компонент курса, наполняя его различными историческими источниками, исторической литературой, художественными образами для создания наиболее полной и достоверной картины такого сложного и интересного периода, как Римская империя.
В ходе исследования было выявлено, что содержательный компонент темы «Римская империя» претерпевал лишь незначительные изменения, которые свидетельствуют о преемственности курса. К сожалению, содержание данной темы в учебнике не соответствует её содержанию в Проекте Концепциии ИКС и УМК по Всеобщей истории, что может привести к кризису, если данная Концепция все-таки будет принята.
В нормативных документах, а также методических указаниях нет конкретного ответа на вопрос, для чего изучается тема «Римская империя». С нашей точки зрения цель изучения данной темы состоит в том, чтобы сформировать четкое понимание социальных, политических и экономических изменений общества, наиболее подробно проиллюстрированных именно на примере Римской империи, а также формирования причинно-следственных связей данных изменений. Более глубокое изучение данной темы позволит создать необходимый базис для дальнейшего изучения всемирной истории и истории России.
Малое количество методических разработок, соответствующих современной системе ФГОС, подтолкнуло к необходимости создания собственных разработок. Задача потребовала большого количества аналитической работы. Рассмотрению и анализу были подвергнуты нормативные документы, регулирующие содержание современного курса истории в средней школе, эволюция темы в различных УМК на протяжении всего XX и двух первых десятилетий XXI века. Каждая современная линейка учебников имеет свои плюсы и минусы, но, тем не менее, самой популярной является УМК издательства «Просвещение». Большое количество часов, разнообразие линейки УМК и снабжение её всеми необходимыми составляющими, вплоть до специализированного атласа, способствуют методическому творчеству со стороны учителя при разработке и проведении уроков.
Таким образом, совмещение практического опыта с обширным теоретическим материалом, а также анализом содержания Проекта Концепции УМК и ИКС по Всеобщей истории, позволили создать простые и понятные для молодого специалиста методические рекомендации с указанием на особенно важные и трудные для изучения и понимания подростка аспекты, которым стоить уделить наибольшее внимание в содержательном отношении темы.


1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру., 2010. С.7 URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения:
1. 09.2017)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования //Министерство образования и науки Российской Федерации. Реестр примерный основных общеобразовательных программ, 2015. 560 с.
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Реестр примерный основных общео 1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру., 2010. С.7 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 1.09.2017)
Литература:
1. Борзова, Л. П. Игры на уроках истории: Метод. пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 c.
2. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. - М. : Просвещение, 1972. - 351 c.
3. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока / А. А. Вагин. - М. : Просвещение, 1968. - 431 с.
4. Вигасин, А. А. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2015. - 303 с.
5. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Просвещение, 1999. - 112 с.
6. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский. - М. : Эксмо, 2000. - 298 с.
7. Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Просвещение, 2017. - 160 с.
8. Вяземский, Ю. Е. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Лекция 1-4 / Ю. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2006. - 84 с.
9. Вяземский, Ю. Е. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Лекция 1-4 / Ю. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2006. - 84 с.
10. Годер, Г. И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя / Г. И. Годер. - М. : Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 144 с.
11. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 1988. - 318 с.
12. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
13. Горелик, Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. Пособие для учителей / Ф. Б. Горелик. - М. : Просвещение, 1968. - 207 с.
14. Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс / Д. Д. Данилов. и др. - М. : БАЛАСС, 2015. - 288 с.
15. Добрынин, К. И. Древняя история 4.II- Греция и Рим / К. И. Добрынин. - Ярославль : , 1910. - 245 с....27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ