Введение 3
Глава 1. Реализация межпредметных связей в курсах по выбору 6
1.1. Межпредметная интеграция 6
1.2. Курс по выбору 11
1.3. Типология курсов по выбору 14
1.4. Интегративные курсы в современной школе 16
Глава 2. Курс по выбору на основе межпредметных связей литературы и русского языка 29
2.1. Анализ имен собственных на уроках литературы и русского
языка 29
2.2. Работа с именами собственными в средней школе 31
2.2.1. Понятие имени собственного 31
2.2.2. Употребления имени собственного в художественном тексте:
литературная ономастика 33
2.2.3. Исследования имен собственных в художественном тексте 36
2.3. Рабочая программа курса по выбору «Имя собственное в
художественном тексте» 39
2.3.1. Пояснительная записка 39
2.3.2. Ожидаемые результаты реализации программы 43
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложения 52
Интегративный способ подачи информации - продуктивный путь преобразования учебного процесса в современной школе и повышения его качества, устранения противоречия между непрерывно увеличивающимся потоком знаний и спецификой его усвоения. Межпредметные связи на уроках в школе позволяют преодолевать фрагментарность и мозаичность восприятия знаний учащимися, овладевать комплексным знанием, формировать у обучающихся целостную универсальную картину мира.
В условиях стремительного роста объема информации существенное значение для ее качественного усвоения имеют формы структурирования и подачи учебного материала. Одной из таких форм, подтвердивших свою эффективность, является межпредметная интеграция. Именно в межпредметных связях (межпредметной интеграции) видится будущее образовательного процесса, поэтому интеграция, ее идеи и методика все настойчивее проникает в школьную практику.
Полем для реализации межпредметных связей может являться любая из форм организации учебной деятельности: от стандартного урока до различных форм внеучебной работы. Курсы по выбору дают возможность творческого подхода к межпредметным интеграциям.
В данной работе мы рассматриваем межпредметную интеграцию русского языка и литературы в курсах по выбору для средней школы (на примере курса по выбору «Имя собственное в художественном тексте»).
В составе любого языка важное место занимает имя собственное. Оно выполняет в художественном тексте необходимые идейно-художественные функции, раскрывающие авторское мировоззрение, позволяет отразить определенную эпоху, помогает проанализировать черты характера своего обладателя.
Тема нашей работы представляется актуальной, поскольку имя собственное является одним из устойчивых объектов интереса современной лингвистики, а его изучение в произведениях школьной программы дает возможность для глубокого анализа литературных образов.
Объектом данного исследования является интеграция, как важная составляющая современного образовательного процесса. Предметом - межпредметная интеграция в курсе по выбору «Имя собственное в художественном тексте».
Целью работы является определить роль и место межпредметной интеграции в школьной программе средней школы, на основе этого сформулировать методические рекомендации для подготовки и проведения интегративных курсов по выбору.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научно-педагогической работе при разработке курсов по выбору в средней школе.
Поставленная цель предполагает следующие задачи.
1. Определить границы понимания термина «межпредметная интеграция».
2. Определить связи русского языка с другими дисциплинами школьной программы.
3. Рассмотреть возможности интеграции русского языка и
литературы с другими дисциплинами.
4. Разработать план интегрированного урока литературы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Теоретико-методологический фундамент работы составляют методические исследования (Ю.К. Бабанский, Ю.М. Колягин, Ю.М. Колягин, П.С. Лернер), лингвистические исследования в области ономастики (Л. Булаховский, А. Суперанская, Д.И. Ермолович, С.А. Скуридина, Ф.К. Уракова, С.П. Васильева).
Апробация работы проведена в рамках конференции «Актуальные проблемы филологии», в формате выступления с докладом «Межпредметная интеграция в курсе по выбору "Имя собственное в художественном тексте"».
Исследования методистов и педагогов, посвященные межпредметной интеграции, показывают, что интегрированный урок имеет больше преимуществ, чем традиционный. Именно интеграция позволяет эффективнее формировать у школьников УУД (универсальные учебные действия) и целостное восприятие информации учащимися. Интеграция русского языка и литературы способствует грамотной письменной и устной речи учеников, обогащению словарного запаса, развитию эстетического вкуса. На таких уроках учащиеся развивают не только интеллектуальные способности, но и духовные, а также повышают творческую активность каждого ребенка. Интеграция русского языка и литературы позволит разнообразить анализ художественного текста, приобщить школьников к тайне творческого процесса, повысить читательский и исследовательский интерес.
Курсы по выбору дают возможность ученикам развиваться в сфере, которая интересует их больше. В средней школе курсы по выбору необходимы еще и для самоопределения в будущем, то есть осуществляют помощь в выборе профиля в старшей школе, а в последствии, и в выборе профессии.
Курс по выбору «Имя собственное в художественном тексте» позволит учащимся посмотреть на произведение под другим углом, поможет узнать много интересных фактов о происхождении имен, ученики смогут правильно употреблять онимы в речи и на письме, интерпретировать текст трансцендентно и адекватно понимать авторский замысел.
Данный курс интересен разнообразием форм работы, связью теории с практикой, творческим процессом анализа текста и возможностью исследовать текст, который выберет сам ученик.
Самостоятельный выбор текста обучающимся даст дополнительный интерес к анализу и возможность поделиться своим любимым произведением. Ученик сможет использовать свой проект в своих первых исследовательских открытиях, преобразовать работу в статью, сможет участвовать с докладом на научных конференциях.
Школьное обучение должно как можно больше давать ученикам выбор и использовать интеграцию предметов, чтобы развивать творческие и исследовательские способности учащихся.
1. Антонов В.П., Гончаров А.М. Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Теоретико-практический курс русского языка» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. _ с. 94-104.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.
Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
3. Багова Л. Л. Принципы конструирования системы категориальных знаний и способы их освоения. - Вестник АГУ, 2003. - №1-3(11). - С. 203207.
4. Белова С. В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Черниковой. - 2-е изд. стереотипное - М.: Глобус, 2007. - 190 с.
5. Благова Н. Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). - М.: РЯШ, 1993. - № 4. - С. 16-19.
6. Бондалетов В. Д. Русская ономастика: Уч. пособие для студентов пед.
институтов по спец. № 2101 «Русский язык и литература». - М.:
Просвещение, 1983. - 224 с.
7. Булаховский Л. А. Введение в языкознание. - М.: Учпедгиз, 1953. - Ч.
2. - 178 с.
8. Булгаков. М. А. Собачье сердце - М.: АСТ, 2019. - 322 с.
9. Буслаев Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка. - М.: Унив. тип, 1992. - С. 281-284.
10. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: филологические этюды. - М.: Ун-та дружбы народов, 1988. -88 с.
11. Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. // Профильная школа. 2004. - №3. -С. 6-11.
12. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. - М.: Р. Валент, 2001. - С. 200.
13. Коликова Е. Г. Реализация межпредметных связей при проектировании электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие / авт.- сост. Е. Г. Коликова - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,31 Мб). - Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
14. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. // Начальная школа. - 2001. - №9. - С. 28-31.
15. Кравчук Д. С., Сегал Н. А. Прецедентные имена со сферой-источником «литература» в русскоязычном медиадискурсе (на примере повести М.А. Булгакова «Собачье Сердце») // Интерактивная наука. 2018. - № 4 - (26). - С. 69-72...39