Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Понятие одаренности и ее проявление на уроках физической
культуры 7
1.2 Индивидуальные особенности одаренных детей на уроках физической
культуры 14
1.3 Специфика работы учителя физической культуры с одаренными
детьми 21
Вывод по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 29
2.1 Методы и организация исследования одаренности детей на уроках
физической культуры 29
2.2 Разработка комплексов упражнений на выявления одаренных детей
на уроках физической культуры 34
2.3 Анализ эффективности разработанной методики выявления
одаренных детей на уроках физической культуры 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложения 57
Физическая культура является одним из важнейших элементов человеческого здоровья. Однако, отличительной чертой современной действительности является недостаток внимания к здоровью детей и молодежи. Именно поэтому в современном обществе особое значение приобретает формирование здорового образа жизни. Занятия физической культурой являются одним из способов гармонизации умственных и физических способностей учащихся.
Тема выявления одаренных детей на уроках физической культуры очень актуальна на сегодняшний день. Она является ключевой для идентификации спортивных талантов и их развития, что в свою очередь способствует повышению уровня здоровья и общей физической подготовленности детей. Важность выявления одаренных детей на уроках физической культуры состоит в том, что это может стать отправной точкой для их дальнейшего развития в спортивной карьере.
Согласно статистическим данным, представленным Государственным информационным ресурсом об одаренных детях, собранным за 2022 год, в Красноярском крае по направлению «Спорт» количество участников составило 1288 человек, а количество победителей и призёров составило 949 человек. Важно отметить, что данные показатели не являются окончательными и могут изменяться при внедрении более эффективных методов выявления одаренных детей в спорте, что могло бы привести к увеличению количества победителей и призеров на олимпиадах и соревнованиях.
Данная тема актуальна в свете растущей необходимости эффективного выявления одаренных детей и выработки стратегий их дальнейшего развития, что может способствовать созданию новых систем обучения, инструкций для тренеров и учителей физической культуры, а также методик оценки результативности тренировок и показателей физического развития учащихся.
Таким образом, тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной. Разработав эффективную методику выявления одаренных детей на уроках физической культуры, можно оказать положительный вклад в развитие спортивного потенциала в регионе и в стране, способствовать успешной карьере многих спортсменов в будущем.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность методики выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс по физической культуре в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: выявление одаренных детей на уроках физической культуры будет эффективным, если:
• будет разработана методика, состоящая из специальных комплексов упражнений и тестов, направленных на выявление спортивной одаренности обучающихся;
• разработанные комплексы упражнений позволят улучшить интерес к урокам физической культуры обучающихся, что положительно отразится на физической подготовке учеников и поможет выявить положительный прирост выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
2. Разработка методики, позволяющую выявлять одаренных детей на уроках физической культуры.
3. Проведение эксперимента с целью положительного выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
4. Оценка эффективности разработанной методики одаренных детей на уроках физической культуры.
5. Формирование вывода на основе полученных данных.
На основе гипотезы и задач были выявлены методы исследования.
Методы исследования, применяемые в данной выпускной квалификационной работе.
• теоретические (анализ психолого-педагогической, научнометодической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
• эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование);
• социологические (анкетирование, опрос);
• статистические (ранжирование, шкалирование);
• методы математической статистики для обработки данных.
Теоретическая значимость: Данное исследование вносит вклад в теоретическую базу выявления и развития одаренных детей в области физической культуры, обогащает научную теорию и практику в данной области.
Практическая значимость: Разработанная методика выявления одаренных детей на уроках физической культуры позволит определить потенциал учеников, что приведет к улучшению общего качества обучения и развития учащихся.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа №155» имени Героя Советского Союза Мартынова Д. Д. г. Красноярска. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа №155» имени Героя Советского Союза Мартынова Д. Д. г. Красноярск.
В исследовании принимали участие 28 обучающихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет. Контрольная и экспериментальная группы состояли из 14 обучающихся в каждой.
Спортивный потенциал учащихся - это одна из важнейших составляющих физической культуры и здорового образа жизни. В связи с этим, выявление талантливых и одаренных детей на уроках физической культуры является одной из ключевых задач, стоящих перед педагогами.
Существует множество методик и диагностических тестов для выявления спортивного потенциала учащихся на уроках физической культуры. Некоторые из них являются довольно эффективными.
Однако, опытно-экспериментальная работа показала, что более комплексный подход к оценке спортивного потенциала учащихся является более эффективным способом для выявления талантливых и одаренных детей на уроках физической культуры. Использование такой комплексной методики повышает точность выявления талантливых детей и позволяет настроить обучение в соответствии с потенциалом каждого ученика. С другой стороны, правильное определение спортивного потенциала помогает детям развиваться в этой области, а также способствует формированию здорового образа жизни.
Более того, использование комплексных методик для выявления талантливых и одаренных детей на уроках физической культуры может иметь полезное применение не только для школьных программ, но и для тренировочной работы в спортивных клубах и организациях. Таким образом, эффективность таких методик может улучшить работу педагогов, тренеров и привести к улучшению результатов в спорте на различных уровнях.
Цель исследования данной выпускной квалификационной работы считается достигнутой, так как решены такие задачи как:
4. Проанализирована научно-методической литературы по теме выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
5. Разработана методика, позволяющую выявлять одаренных детей на уроках физической культуры.
6. Проведен эксперимент, с целью положительного выявления одаренных детей на уроках физической культуры.
4. Эффективность разработанной методики одаренных детей на уроках физической культуры доказана на практике.
5. Сформирован вывод на основе полученных данных.
Данное исследование внесло вклад в теоретическую базу выявления и развития одаренных детей в области физической культуры, обогатило научную теорию и практику в данной области.
Разработанная методика выявления одаренных детей на уроках физической культуры позволило определить потенциал учеников, что приведет к улучшению общего качества обучения и развития учащихся.
Гипотеза исследования подтвердилась, разработанная методика помогает выявить одаренных детей на уроках физической культуры.
В заключение, выявление талантливых и одаренных детей на уроках физической культуры имеет огромное значение для развития спортивной культуры и здорового образа жизни. Более комплексный подход к оценке спортивного потенциала учащихся может помочь учителям физической культуры и тренерам в спортивных клубах более точно выбирать одаренных спортсменов, обеспечивая правильную подготовку для последующих достижений в спорте.
1. Андреев В.А., Шевчук М.А. Методика оценки спортивного потенциала пауэрлифтеров. Журнал "Пауэрлифтинг", 2019, № 3 (43), с. 12-17.
2. Бабаев Р.М., Емельянов А.А. Сравнительный анализ методик оценки спортивного потенциала школьников разного возраста. Журнал "Вестник спортивной науки", 2018, № 1, с. 10-15.
3. Барминов А.Л., Храмцов Е.И. Методика оценки спортивного потенциала юных хоккеистов. Журнал "Хоккей", 2015, № 2 (56), с. 36-42.
4. Бессмертный А.С., Гречанов О.А. Программа диагностики спортивного потенциала учащихся. Москва, Физкультура и спорт, 2015, 68 с.
5. Богданова М.Е., Максимова Е.В. Методика определения спортивного потенциала учащихся с использованием компьютерной технологии. Журнал "Физкультура и здоровье", 2020, № 8, с. 57-62.
6. Большакова Е.А., Подолян А.Д. Оценка спортивного потенциала боксеров. Журнал "Бокс", 2017, № 3 (27), с. 15-20.
7. Брыкин С.В., Степанова М.Н. Оценка спортивного потенциала пулевых стрелков. Журнал "Стрельба из пневматического оружия", 2015, № 2, с. 32-36.
8. Булыджакова О.А., Терехова С.Н. Сравнение методов оценки спортивного потенциала учащихся. Журнал "Наука и спорт", 2016, № 2, с. 2429.
9. Вдеев М.В., Ефимов М.А. Оценка спортивного потенциала скалолазов. Журнал "Скалолазание", 2017, № 4, с. 21-26.
10. Воеводин А.А., Петров А.С. Оценка спортивного потенциала стрелков. Журнал "Стрельба из спортивного оружия", 2016, № 4, с. 10-15.
11. Галкина Е.В., Крылова О.П. Методика оценки физической подготовленности и спортивного потенциала футболистов. Журнал "Футбол", 2018, № 6 (208), с. 15-20.
12. Геричева Е.А., Ткачук В.В. Оценка спортивного потенциала юношей и девушек в условиях спортивной школы. Журнал "Физическая культура: факты и комментарии", 2017, № 6, с. 21-24.
13. Головкин М.В., Багрова И.В. Методика оценки спортивного потенциала дзюдоистов. Журнал "Дзюдо", 2016, № 1, с. 25-30.
14. Грачев В.Н., Малярович А.А. Система оценки спортивного потенциала учащихся. Издательство Спорт, 2017, 152 с.
15. Громов Д.В., Новиков С.В. Методика оценки спортивного потенциала баскетболистов в инвалидном спорте. Журнал "Спорт для всех", 2018, № 3, с. 25-30....50