Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. аналитическая и физиологическая характеристика детей с нарушение
слуха 5
1.2. Особенности физического воспитания детей с нарушение слуха 10
1.3. современные педагогические проблемы обучения детей с нарушением
слуха плаванию 14
2. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. методы исследования 17
2.2. этапы исследования 20
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ, И ПРОВЕРКА ЕЁ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ЭКСПЕРИМЕНТЕ 29
3.1. методика начального обучения плаванию детей в возрасте 10-11 лет с
ограниченными возможностями по слуху 29
3.2. реализация методики начального обучения плаванию детей с
ограниченными возможностями по слуху на практических занятиях 30
3.3. теоретический и статистический анализ результативности
экспериментальной методики начального обучения детей плаванию с нарушением слуха 32
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования В настоящее время значительно возросла тенденция рождаемости детей с функциональными и органическими пороками развития, в том числе и дети с нарушением слуха.
Важным значением для детей с ограниченными возможностями здоровья являются занятия физической культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом укрепляют и поддерживают здоровье данных детей и способствуют социализации в обществе. В детском возрасте необходимо заниматься всеми видами спорта, в том числе и плаванием. Занятия плавание гармонично воздействуют на физическое развитие детей, закаливают организм, формируют потребность в занятии спортом. Очень важны знания плаванием для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением слуха! Анализ литературных источников показал недостаточную разработанность методик обучению детей с нарушением слуха на начальном этапе занятий. В связи с чем разрабатываемая нами методика начального обучения плаванию детей с нарушением слуха очень актуальна. Плавание является одним из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в адаптивном физическом воспитании (АФВ) детей-инвалидов. Благодаря специфике водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность. Кроме того, в процессе плавания воспитываются личностные социально значимые качества: самостоятельность, дисциплинированность, смелость,
решительность, настойчивость в преодолении трудностей. Прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловлена необходимостью его широкого использования как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми-инвалидами.
Цель исследования: обосновать и разработать методику начального обучения плаванию детей с нарушением слуха и проверить её результативность в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
1) Провести обзор научно-методической литературы по тематике исследования.
2) Разработать методику начального обучения плаванию детей с нарушением слуха.
3) Проверить в педагогическом эксперименте результативность методики начального обучения плаванию детей с нарушением слуха. Объект исследования: процесс обучения плаванию детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: методика начального обучения плаванию детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: обучение детей с нарушением слуха плаванию будет более эффективным, если на начальном этапе обучающегося процесса уделять больше внимания показу, с последующим мысленным проговариванием элементов техники обучающего упражнения и показом всех движений на суше, проговариванию последовательности упражнений техники плавания с последующим выполнением с дальнейшем переходом в воду. Для этого была разработана методика начального обучения плаванию, которая поможет обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достижение максимального успеха в развитии возможностей обучающихся с нарушением слуха.
Подводя итоги выпускной классификационной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Проведя обзор литературы по данной тематике, можно сделать вывод, что мало уделяется внимания именно на начальном этапе обучения плаванию детей с нарушением слуха. Это проявляется в том, что на моменте объяснения заданий не уделяется должного показа и объяснения ребёнку с данными особенностями, тем самым уже не начальном этапе ребёнок не усваивает нужной ему информации для выполнения упражнения, что ведёт за собой не правильное усвоения упражнения или ещё хуже боязнь воды.
2) была разработана и проверена в педагогическом эксперименте методика начального обучения детей с нарушением слуха. Суть методики заключается в том, что на начальном этапе обучения дети осваивают технические действия по плаванию с предварительным мысленно-образном освоением технических действий на суше с последующим их обучением на воде.
3) По результатам проведенного педагогического эксперимента были выявлены следующие статистические результаты. В контрольной группе при обучении плаванию технические действия и преодоления дистанции на время освоили на высокий уровень 0% на средний уровень 90% низкий уровень 10%. В экспериментальной группе на высокий уровень 95 % средний уровень 5% низкий 0%. Таким образом результаты проведенного эксперимента показали высокую эффективность разработанную нами методику начального обучения детей с нарушением слуха. В дальнейшем разработанную нами методику можно рекомендовать в процесс обучению плаванию детей с нарушением слуха.
[1] Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
[2] Байкина Н. Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, А. В. Мутьев, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 35.
[3] Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, И.О.Попов и др.; Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
[4] А.Д. Викулов; Плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004.
[5] Н.Н. Володин, Г.А. Таварткиладзе, Ю.В. Козунь / Выявление патологии органа слуха в системе медицинского обеспечения детей раннего возраста//Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 4. - С. 20-24. - Библ. с. 24(27 назв.) . - ISSN 0869-2114.
[6] Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. — Великий Новгород, 2008. - 68 с.
[7] Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение
дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
[8] Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2007. - с. 69.
[9] А.С. Батуев Глава 3. Физиология ссенсорных систем. #4. Слуховая сенсорнаясистема и речь // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — СПб.: Питер, 2010. — С. 78 9
[10] Боярчук Е. Д., Виноградов А. А., Шейко В. И., Виноградов О. А.
[11] Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993.
[12] Трофимова, Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха / Г.В. Трофимова. -М. : Просвещение, 1972. 112 с.
[13] Программы для специальных дошкольных учреждений : воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста : учеб. изд. / под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
[14] Pay, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Pay. — М. : Педагогика, 1981. 210 с.
[15] Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: пособие для учителя / Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 1987. - 110 с....32