Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические особенности обучения экстернов при изучении биологии в основной общеобразовательной школе

Работа №153761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Состояние проблемы экстерната в Российском образовании 6
1.2 Характеристика освоения биологии обучающимися-экстернами ... 12
1.3. Специфика аттестации обучающегося экстерна по биологии 20
Выводы по I главе 22
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ-ЭКСТЕРНА . 24
2.1. Правила организации и проведения промежуточной и итоговой
аттестации по биологии при получении обучающимися образования в форме семейного образования или в форме самообразования 24
2.2 Составление методических рекомендаций по самостоятельной
работе обучающегося-экстерна по биологии 34
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 52

На сегодняшний день все больше набирает популярность дистанционная форма обучения или обучение вне стен школы. Все больше семей отдают предпочтение такому обучению, с чем напрямую связан рост популярности семейного образования и самообразования. В Красноярском крае в 2018 году на семейном обучении и самообразовании обучались 850 школьников. В 2021 эта цифра возросла до 1516 человек. Так или иначе, число интересующихся семейным образованием и самообразованием обучающихся и их родителей с каждым годом неуклонно растёт [13].
Актуальность определяется необходимостью совершенствования учебно-методических рекомендаций для самостоятельного дистанционного обучения и дальнейшей аттестации обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В условиях возрастающего числа обучающихся вне стен образовательного учреждения и необходимости их аттестации и вводится понятие «экстернат». В связи с отсутствием методических рекомендаций и контрольно-измерительных материалов для экстернов в основной общей школе особую актуальность приобретает задача разработки методических рекомендаций для экстернов по подготовке к государственной итоговой аттестации по биологии. Н.В. Самсонова и В.В. Морозова в статье «Экстернатная форма обучения: состояние и перспективы» остро поднимают вопрос о популяризации экстерната среди современных школьников, и подчеркивают, что задача общеобразовательной школы при работе с обучающимися-экстернами заключается в оказании помощи учащимся при организации их самостоятельного изучения предметов и усилении их общеобразовательной мотивации [24]. Следовательно, перед учителем биологии стоит задача быть готовым оказать помощь обучающемуся-экстерну при его самостоятельном изучении биологии.
Современные тенденции в обществе подталкивают родителей к переводу имеющихся в семье школьников на семейное обучение. Учителя общеобразовательных школ вынуждены разрабатывать методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы самостоятельно, но их содержание и контроль за знаниями возложен на образовательную организацию. Общеобразовательная школа, в свою очередь, регулирует процедуру аттестации экстернов самостоятельно и закрепляет ее в локальных актах.
Изучение данной проблемы показало, что у родителей обучающихся нет четкого понимания о том, как будет проходить изучение учебных предметов, в частности биологии, вне стен школы. Более того не всегда ясна разница между формой обучения экстернат и формой аттестации экстернат. Зачастую их объединяют под общее название «экстернат», что не совсем корректно. В связи с этим встал вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций для обучающихся-экстернов. За основу нами был взят педагогический опыт работы с обучающимися-экстернами в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа «Комплекс Покровский», Центрального района г. Красноярска.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в средней общеобразовательной школе, включающий аттестации по форме обучения экстернат.
Предмет исследования: методические рекомендации по биологии для самостоятельной работы обучающихся-экстернов.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить методические особенности обучения экстернов при изучении биологии в основной общеобразовательной школе.
Выявленные методические особенности включены в разработанные методические рекомендации для обучающихся-экстернов при изучении школьной биологии в 5-9 классе.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы и учебно-методическую литературу по проблеме обучения и аттестации экстернов в общеобразовательной школе.
2. Изучить педагогический опыт учителей-биологов в работе с обучающимися-экстернами.
3. Разработать методические рекомендации, для
обучающихся-экстернов в процессе самостоятельного изучения биологии.
Методы исследования, использованные в работе: анализ
педагогической, методической литературы; изучение массового педагогического опыта; изучение нормативно-правовой документации; анализ существующих методических рекомендаций; проведение аналогии в имеющихся методических рекомендациях; анкетирование среди учителей- биологов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Базы исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Комплекс Покровский», Центрального района гор. Красноярска и муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №150 имени Героя Советского Союза В. С. Молокова», Советского района гор. Красноярска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выявлено, что проблема несовершенства системы обучения при семейном обучении и самообразовании является актуальной в современных условиях функционирования российского школьного образования. В настоящее время ответственность за получение образования при самостоятельном освоении материала принадлежит семье обучающегося- экстерна. При переводе на семейное обучение или самообразование обучающийся сталкивается с рядом проблем и вопросов, которые вынужден решать самостоятельно.
На основе теоретического изучения проблемы экстерната в общеобразовательной школе, определены методические особенности самостоятельного освоения курса школьной биологии обучающимся- экстерном. Методические особенности явились опорой для разработки методических рекомендаций для обучающихся-экстернов по изучении школьной биологии в 5-9 классах.
В ходе констатирующего этапа педагогического исследования установлено, что у обучающихся-экстернов возникают сложности в процессе самостоятельного изучения биологии. Это может быть связано с тем, что в начале учебного года учителями биологии работа с экстернами и их родителями сводится к составлению и обсуждению индивидуального плана по изучении школьной биологии в 5-9 классах, рекомендаций по самостоятельной работе в устной форме, и в конце года - к проведению промежуточной или итоговой аттестации экстерна.
Разработанные методические рекомендации для обучающихся- экстернов по изучении школьной биологии в 5-9 классах содержат ряд общих указаний, а также рекомендации по изучению содержания предмета, практическими и лабораторными работами, виртуальными лабораториями. Данные методические рекомендации востребованы обучающимися- экстернами при изучении школьного курса биологии, подготовке к итоговой аттестации в школе и к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Данные методические рекомендации были применены пятью обучающимися-экстернами в образовательном комплексе Покровский города Красноярска.


1. Ефремова, И.А. Школа взрослых: социальный заказ и технологии (индивидуальный маршрут обучения в экстернате). Проблемы и перспективы образования в России. М.: Ресурс, 2012. № 176. С.28.
2. Закон об Образовании №273-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.04.2022).
3. Интернет-словарь Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 19.12.2021).
4. Информационная служба: экстернат Москвы. URL: https://extern- mos.ru/statistics (дата обращения: 08.04.2022).
5. Информационные материалы для студентов. URL:
https://superinf.ru/view helpstud.php?id=2268 (дата обращения: 25.04.2022)
6. Карпов, А.А. Семейное обучение как система: монография. М.: Ресурс, 2015. С.360.
7. Крившенко, Л.П. Педагогика. 2-е издание. Учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2013. С. 533.
8. Макусева Т. Г., Сытяк С. Ф. Самообразование как форма обучения: возможности организации // Сибирский учитель. 2014. №2. С.30-37.
9. Макусева Т. Г., Яковлева Е. В. Дистанционное обучение и экстернат в системе непрерывного образования // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №2. С. 283-289. https://doi.org/10.33619/2414-2948/39/39 (дата обращения: 06.03.2021).
10. Массовый перевод детей на семейное обучение. URL: https://www.mk.ru/social/2019/09/16/roditeli-stali-massovo-perevodit-detey-na- semeynoe-obuchenie.html (дата обращения: 06.03.2021).
11. Матвеев, В.Ю. Правовое регулирование семейного образования на региональном и муниципальном уровнях // Трудовое право и право социального обеспечения. 2014. Т. 2. С.34.
12. Морозов Г.Б., Садердинов А.А., Тулянкина И.Н. Экстернат, как
реальный способ получения образования. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/eksternat-kak-realnyy-instrument-polucheniya- obrazovaniya-analiz-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy- federatsii/viewer (дата обращения: 15.04.2022).
13. Обучение экстерном в школе Красноярска. URL: https:ZZkrsk.livejournal.com/1555338.html (дата обращения 22.01.2021)
14. Орлова Л.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении биологии: монография. Омск: ОмГПУ. 2017. С. 182.
15. Особенности экстерната в школе. URL:
https:ZZwww.menobr.ruZarticleZ65600-qqq-19-m4-eksternat-v-novom-zakone-ob- obrazovanii (дата обращения: 08.04.2022)....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ