МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 9
1.1. Организационно-методические основы образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования 9
1.2. Роль и место учебной общеобразовательной дисциплины «Биология» в системе профессиональной подготовки обучающихся среднего профессионального образования технической направленности 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 40
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в практике работы учреждения среднего профессионального образования на современном этапе
40
2.2. Организация, содержание, методы, формы и средства формирования предметных результатов обучения по биологии по разделу «Бионика» у
обучающихся техникума технической направленности 52
ВЫВОДЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 9
1.1. Организационно-методические основы образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования 9
1.2. Роль и место учебной общеобразовательной дисциплины «Биология» в системе профессиональной подготовки обучающихся среднего профессионального образования технической направленности 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 40
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в практике работы учреждения среднего профессионального образования на современном этапе
40
2.2. Организация, содержание, методы, формы и средства формирования предметных результатов обучения по биологии по разделу «Бионика» у
обучающихся техникума технической направленности 52
ВЫВОДЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
В настоящее время процессы модернизации общего среднего и среднего профессионального образования в России актуализируются проблемы обновления содержания, методов, форм и оценивания результатов обучения для обеспечения нового, современного качества образования.
В целях повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда, приобретения им необходимых знаний и умений, формирования профессиональных и общих компетенций согласно Федеральным государственным стандартам среднего профессионального образования в настоящее время возникла необходимость совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо от 20 июля 2020 года N 05-772 по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования).
У выпускника среднего профессионального образования, должна быть сформирована готовность к выполнению профессиональной деятельности к самостоятельному выполнению трудовых действий в конкретных трудовых ситуациях. Одной их составляющих профессиональной готовности является сформированность профессионально-важных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.
Значимость курса биологии в системе в системе среднего профессионального естественнонаучного образования обусловлена возможностями формирования профессиональной культуры будущего специалиста, формировании ответственного отношения к окружающему миру и обществу. Биология, как структурно-ориентированный предмет способствует формированию фундаментальных понятий и научно обоснованных знаний об экологических представлениях, окружающей природе, ее структуре, её составляющих, о проблемах антропогенной трансформации, связанных с воздействием человека.
В естественнонаучном образовании биология занимает особое место, поскольку является одной из основополагающих наук, в качестве предмета которой являются все проявления жизни изучающая все аспекты жизни, а именно: функционирование множества форм организмов, их происхождение, рост и развитие и эволюцию, а также изучает связи и отношения между живыми организмами и окружающей средой.
Содержание биологии как учебной дисциплины обеспечивает формирование готовности решать профессиональные задачи, связанные с биологической наукой, по рациональному использованию природных ресурсов, гармонизации отношений между человеком и окружающей средой, охране природной среды и приоритет охраны жизни и здоровья человека.
На разных стадиях развития методики обучения биологии методистами рассматривались: активизация познавательной деятельности обучаемых и ее методологические предпосылки изучались Н.М. Верзилиным, В.М. Корсунской, И.Д. Зверевым, О.Б. Макаровой, Л.Н. Сивохиной, Д.И. Трайтаком; методологические основы развития биологических понятий и экологического воспитания обучаемых были описаны в трудах И.Н. Пономаревой; формирование и развитие учебной деятельности в процессе изучения биологии описаны в трудах Е.Т. Бровкиной, Е.П. Бруновт, Л.Н. Сухоруковой; вопросы методического сопровождения организации учебнопознавательной деятельности обучаемых на уроках биологии разрабатывалась Е.Т. Бровкиной, А.Н. Мягковой, И.Д. Зверевым, Г.С. Калиновой, В.В. Пасечником; аспекты формирования мировоззрения у учащихся в процессе изучения биологии прослеживаются в работах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Л.Н.
Сухоруковой. Классификация ведущих методов обучения биологии были разработаны Н. М. Верзилиным, В.М. Корсунской, Д.И. Трайтаком. Учебная деятельность рассматривалась в работах В. Графа, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого и других ученых.
Анализ научно-педагогической литературы и обобщение опыта деятельности учреждений СПО свидетельствует о недостаточном внимании к непрофильным дисциплинам профессиональной подготовки кадров, в том числе в технических средних специальных учебных заведениях. Представлены некоторые исследования в данной области: Гризодуб Н. В., Чернышев Д. И., Блажко И.В., Зорков И.А.
Достижение цели профессиональной подготовки - выпускник, обладающий универсальными и предметно-ориентированными
компетенциями, успешно выполняющий трудовые функции возможно только при интеграции фундаментальных и технических дисциплин, что обеспечивает устойчивость их трудового потенциала по отношению к избранной профессии и профессиональную мобильность.
В контексте модернизации естественнонаучного образования отсутствуют специальные исследования по разработке нового содержания, методов, форм обучения и оценивания предметных результатов по учебной дисциплине биологии, обеспечивающих формирование профессиональноважных качеств, профессиональных знаний и компетенций будущего специалиста среднего звена, необходимых для успешного выполнения трудовых функций.
Тем не менее, анализ существующей до настоящего времени научной и программно-методической литературы, а также практики деятельности педагогов выявил ряд противоречий:
- между целевыми ориентирами ФГОС ООО, предполагающими наличие у обучающихся определенного уровня сформированности предметных результатов и недостаточным его практическим уровнем;
• между имеющимися объективными возможностями формирования компетенций обучающихся в процессе обучения биологии, которая изучается в рамках общеобразовательной подготовки в технических профессиональных образовательных учреждениях, и недостаточной разработанностью этой проблемы в практике среднего профессионального образования.
• между необходимостью наполнить современный образовательный процесс техникума технической направленности новым содержанием, методическими идеями, что, в конечном итоге, является благодатной почвой для развития предметных результатов в процессе изучения предметной области «Биология» и недостаточностью у педагогов теоретических знаний по этому вопросу.
На основе данных противоречий возникла необходимость в разработке проблемы нашего исследования: каковы методические особенности
формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности?
Объект исследования: организация образовательного процесса по биологии в техникуме технической направленности.
Предмет исследования: содержание и методика формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности.
Гипотеза исследования: формирование предметных результатов обучающихся техникума технической направленности будет успешным, если будут реализованы следующие методические особенности: проведен отбор содержания биологического материала по в соответствии с технической направленности профиля подготовки; определены методы, методические приемы и средства продуктивного обучения учащихся;
Цель исследования: выявить методические особенности формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности.......
В целях повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда, приобретения им необходимых знаний и умений, формирования профессиональных и общих компетенций согласно Федеральным государственным стандартам среднего профессионального образования в настоящее время возникла необходимость совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо от 20 июля 2020 года N 05-772 по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования).
У выпускника среднего профессионального образования, должна быть сформирована готовность к выполнению профессиональной деятельности к самостоятельному выполнению трудовых действий в конкретных трудовых ситуациях. Одной их составляющих профессиональной готовности является сформированность профессионально-важных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.
Значимость курса биологии в системе в системе среднего профессионального естественнонаучного образования обусловлена возможностями формирования профессиональной культуры будущего специалиста, формировании ответственного отношения к окружающему миру и обществу. Биология, как структурно-ориентированный предмет способствует формированию фундаментальных понятий и научно обоснованных знаний об экологических представлениях, окружающей природе, ее структуре, её составляющих, о проблемах антропогенной трансформации, связанных с воздействием человека.
В естественнонаучном образовании биология занимает особое место, поскольку является одной из основополагающих наук, в качестве предмета которой являются все проявления жизни изучающая все аспекты жизни, а именно: функционирование множества форм организмов, их происхождение, рост и развитие и эволюцию, а также изучает связи и отношения между живыми организмами и окружающей средой.
Содержание биологии как учебной дисциплины обеспечивает формирование готовности решать профессиональные задачи, связанные с биологической наукой, по рациональному использованию природных ресурсов, гармонизации отношений между человеком и окружающей средой, охране природной среды и приоритет охраны жизни и здоровья человека.
На разных стадиях развития методики обучения биологии методистами рассматривались: активизация познавательной деятельности обучаемых и ее методологические предпосылки изучались Н.М. Верзилиным, В.М. Корсунской, И.Д. Зверевым, О.Б. Макаровой, Л.Н. Сивохиной, Д.И. Трайтаком; методологические основы развития биологических понятий и экологического воспитания обучаемых были описаны в трудах И.Н. Пономаревой; формирование и развитие учебной деятельности в процессе изучения биологии описаны в трудах Е.Т. Бровкиной, Е.П. Бруновт, Л.Н. Сухоруковой; вопросы методического сопровождения организации учебнопознавательной деятельности обучаемых на уроках биологии разрабатывалась Е.Т. Бровкиной, А.Н. Мягковой, И.Д. Зверевым, Г.С. Калиновой, В.В. Пасечником; аспекты формирования мировоззрения у учащихся в процессе изучения биологии прослеживаются в работах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Л.Н.
Сухоруковой. Классификация ведущих методов обучения биологии были разработаны Н. М. Верзилиным, В.М. Корсунской, Д.И. Трайтаком. Учебная деятельность рассматривалась в работах В. Графа, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого и других ученых.
Анализ научно-педагогической литературы и обобщение опыта деятельности учреждений СПО свидетельствует о недостаточном внимании к непрофильным дисциплинам профессиональной подготовки кадров, в том числе в технических средних специальных учебных заведениях. Представлены некоторые исследования в данной области: Гризодуб Н. В., Чернышев Д. И., Блажко И.В., Зорков И.А.
Достижение цели профессиональной подготовки - выпускник, обладающий универсальными и предметно-ориентированными
компетенциями, успешно выполняющий трудовые функции возможно только при интеграции фундаментальных и технических дисциплин, что обеспечивает устойчивость их трудового потенциала по отношению к избранной профессии и профессиональную мобильность.
В контексте модернизации естественнонаучного образования отсутствуют специальные исследования по разработке нового содержания, методов, форм обучения и оценивания предметных результатов по учебной дисциплине биологии, обеспечивающих формирование профессиональноважных качеств, профессиональных знаний и компетенций будущего специалиста среднего звена, необходимых для успешного выполнения трудовых функций.
Тем не менее, анализ существующей до настоящего времени научной и программно-методической литературы, а также практики деятельности педагогов выявил ряд противоречий:
- между целевыми ориентирами ФГОС ООО, предполагающими наличие у обучающихся определенного уровня сформированности предметных результатов и недостаточным его практическим уровнем;
• между имеющимися объективными возможностями формирования компетенций обучающихся в процессе обучения биологии, которая изучается в рамках общеобразовательной подготовки в технических профессиональных образовательных учреждениях, и недостаточной разработанностью этой проблемы в практике среднего профессионального образования.
• между необходимостью наполнить современный образовательный процесс техникума технической направленности новым содержанием, методическими идеями, что, в конечном итоге, является благодатной почвой для развития предметных результатов в процессе изучения предметной области «Биология» и недостаточностью у педагогов теоретических знаний по этому вопросу.
На основе данных противоречий возникла необходимость в разработке проблемы нашего исследования: каковы методические особенности
формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности?
Объект исследования: организация образовательного процесса по биологии в техникуме технической направленности.
Предмет исследования: содержание и методика формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности.
Гипотеза исследования: формирование предметных результатов обучающихся техникума технической направленности будет успешным, если будут реализованы следующие методические особенности: проведен отбор содержания биологического материала по в соответствии с технической направленности профиля подготовки; определены методы, методические приемы и средства продуктивного обучения учащихся;
Цель исследования: выявить методические особенности формирования предметных результатов по биологии у обучающихся техникума технической направленности.......
Учитывая роль и место учебной общеобразовательной дисциплины в учебно-воспитательном процессе колледжа технического профиля, мы пришли к следующим выводам:
1. В учебно-воспитательном процессе колледжа технического профиля содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой обучающихся, в том числе, формирование: практических умений и навыков самостоятельной работы, универсальных способов деятельности, умений и навыков самоконтроля, а также иметь профильную направленность согласно профилю и структуре учебного заведения.
2. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» дает возможность для развития способностей и формирования личности обучающегося, как будущего специалиста, имеет потенциал для формирования готовности к самостоятельной работе обучающихся, необходимой для профессионального становления обучающихся в системе среднего профессионального образования.
3. Потенциал общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»,
может использоваться преподавателем при условии учета профиля получаемого профессионального образования (технический,
естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный), путем подбора содержания обучения, методов обучения с ориентацией на личностные характеристики обучающихся и их уровень подготовки.
3. В ходе экспериментального обучения были определены формы, методы, средства и методические приемы разнообразные методические приемы и методы обучения, включающие отбор содержания материала с учетом технической направленности профиля обучения. Нами была предложена схема изучения раздела «Бионика», которая включает теоретическое (интерактивные лекции, в том числе с демонстрацией мультимедийных презентаций и видеоматериала, самостоятельное выполнение заданий) и практические занятия с реализацией проблемноисследовательского метода обучения, использования квест-технологии, что в конечном итоге способствует повышению уровня сформированности предметных результатов по биологии обучающихся техникума технической направленности.
1. В учебно-воспитательном процессе колледжа технического профиля содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой обучающихся, в том числе, формирование: практических умений и навыков самостоятельной работы, универсальных способов деятельности, умений и навыков самоконтроля, а также иметь профильную направленность согласно профилю и структуре учебного заведения.
2. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» дает возможность для развития способностей и формирования личности обучающегося, как будущего специалиста, имеет потенциал для формирования готовности к самостоятельной работе обучающихся, необходимой для профессионального становления обучающихся в системе среднего профессионального образования.
3. Потенциал общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»,
может использоваться преподавателем при условии учета профиля получаемого профессионального образования (технический,
естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный), путем подбора содержания обучения, методов обучения с ориентацией на личностные характеристики обучающихся и их уровень подготовки.
3. В ходе экспериментального обучения были определены формы, методы, средства и методические приемы разнообразные методические приемы и методы обучения, включающие отбор содержания материала с учетом технической направленности профиля обучения. Нами была предложена схема изучения раздела «Бионика», которая включает теоретическое (интерактивные лекции, в том числе с демонстрацией мультимедийных презентаций и видеоматериала, самостоятельное выполнение заданий) и практические занятия с реализацией проблемноисследовательского метода обучения, использования квест-технологии, что в конечном итоге способствует повышению уровня сформированности предметных результатов по биологии обучающихся техникума технической направленности.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, машиностроение. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Организация проектной деятельности обучающихся по дисциплине "Основы философии" (Основы философии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Организационно-деятельные игры как средство естественнонаучного обучения в среднем профессиональном образовании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Наглядное пособие как средство развития технологического мышления студентов профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПОСТУПЛЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021





