Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ. 5
1.1. Понятие здорового образа жизни 5
1.2. Применение интерактивных методов на уроках ОБЖ 12
1.3. Особенности формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов
с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ 20
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на
уроках ОБЖ 32
2.1. Методическая организация и ход исследования 32
2.2. Анализ результатов 39
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков ЗОЖ у
обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ 47
Вывод по 2 главе 61
Заключение 64
Список литературы 67
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В системе общечеловеческих жизненных ценностей здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место.
Именно поэтому все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, и поэтому необходимо развивать и закреплять их навыки здорового образа жизни.
Одним из способов это сделать может быть формирование навыков здорового образа жизни в школе, с помощью разных методов.
Современный этап развития образования в качестве одного из значимых требований выдвигает необходимость внедрения в учебный процесс интерактивных методов, что и определяет актуальность настоящего исследования. При этом важно, то обстоятельство, что уже доказана принципиальная целесообразность их использования в организации обучения.
Отметим, что необходимым условием эффективного использования интерактивных методов обучения является создание методик включения их в систему учебной познавательной деятельности, которая должны строиться на основе реализации алгоритмов усвоения учебной информации.
Проблема использования интерактивных методов в учебном процессе в работах многих авторов смыкается с проблемой эффективной организации обучения (Беспалько В.П., Талызина Н.Ф., Кузьмина Н.В., Архангельский С.И., Ильина Т.А., Белкин Е.Л., Шахмаев Н.М. и др.). При этом в качестве одной из главных задач организации обучения рассматривается задача формирования знаний на основе и в ходе усвоения обучаемыми определенной деятельности. Эта деятельность (познавательная деятельность) должна выступать, с одной стороны, в качестве самостоятельного непосредственного объекта усвоения, а с другой стороны, в качестве средства приобретения обучаемыми знаний.
Цель исследования - провести изучение возможностей формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ.
Объект исследования - навыки здорового образа жизни
Предмет исследования - применение интерактивных методов на уроках ОБЖ для формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов.
Гипотеза: формирование навыков здорового образа жизни возможно у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ.
Решаемые в ходе исследования задачи:
• Рассмотреть понятие здорового образа жизни;
• Рассмотреть применение интерактивных методов на уроках ОБЖ;
• Изучить особенности формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ;
• Организовать и провести эмпирическое исследование проблемы формирования навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ;
• Провести анализ результатов исследования
• Разработать методические рекомендации по формированию навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ
Методы исследования:
• теоретический - анализ литературы по проблеме исследования
• экспериментальные методы: эксперимент, метод опроса и метод анкетирования;
Опытно-экспериментальная база исследования: Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе
Для исследования проблемы формирования навыков здорового образа жизни, была подобрана группа испытуемых - учащихся в МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска, подростков, в количестве 14 человек в экспериментальной группе, и 14 человек в контрольной группе. Общее количество испытуемых составило 28 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
• Подготовительный этап;
• Констатирующий этап;
• Формирующий этап;
• Контрольный этап.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о формировании навыков ЗОЖ у обучающихся средних классов с применением интерактивных методов на уроках ОБЖ.
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации и результаты исследования могут быть использованы на занятиях ОБЖ в общеобразовательных школах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
После проведенного исследования проблемы формирования навыков здорового образа жизни, можно сделать следующие выводы.
Здоровый образ жизни - это повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Выделяются структурные компоненты навыков здорового образа жизни: 1) когнитивно-мотивационный; 2) мотивационный; 3) эмоциональный; 4) когнитивно-волевой; 5) волевой.
Навыки здорового образа жизни - это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Чаще всего навыки по поддержанию здорового образа жизни формируются путем подражания или выработки условных рефлексов.
Использование в процессе обучения интерактивных технологий и различных методов, в том числе и интерактивных, в значительной мере повышает эффективность усвоение учебного материала. Обучающиеся с помощью виртуальных моделей могут погружаться в конкретные ситуации, что повышает чувственное восприятие материала. Использование интерактивных технологий дает уникальную возможность приобретения специальных навыков действия, чего трудно добиться при традиционных формах обучения.
В ходе исследования было выяснено, что можно развить навыки здорового образа жизни с помощью специально организованной работы.
Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе подростков преобладает средний уровень здорового поведения - он выявлен у 65% испытуемых (ранее было 46%).
Низкий уровень здорового поведения, который исключает адекватное сознательное отношение к своему здоровью, а также показывает отсутствие устойчивого динамического стереотипа по поддержанию здорового образа жизни у подростков был выявлен у 14% подростков в экспериментальной группе испытуемых (ранее было 42%). Как видно, произошло снижение количества испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем развития навыков здорового образа жизни.
Высокий уровень развития здорового поведения был выявлен у 21% подростков в экспериментальной группе (ранее было 13%). Как видно, произошло увеличение количества испытуемых в экспериментальной группе с высоким уровнем развития навыков здорового образа жизни.
Адекватная сформированность навыков здорового образа жизни на когнитивном уровне, были выявлены у 38% подростков в экспериментальной группе (ранее было 28%). Адекватная сформированность навыков здорового образа жизни на эмоциональном уровне выявлена у 54% подростков в экспериментальной группе (ранее было 34%). Адекватная сформированность навыков здорового образа жизни на поведенческом уровне, выявлена у 49% в экспериментальной группе подростков (ранее было 34%). Адекватная сформированность навыков здорового образа жизни на ценностно-мотивационном уровне, выявлена у 57% в экспериментальной группе подростков (ранее было 29%). Результаты показывают, что в экспериментальной группе испытуемых в ходе проведенной работы по развитию навыков здорового образа жизни произошло увеличение количества испытуемых с адекватной сформированностью этих навыков.
В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности навыков здорового образа жизни были выявлены следующие результаты: сформированные представления о сне - бодрствовании выявлены у 69%; представления о правильном питании выявлены у 55%; сформированные представления о важности отдыха выявлены у 42%; высокая физическая активность выявлена у 54%; понимание вреда от вредных привычек выявлено у 24%; сформированные представления о здоровье выявлены у 59%.
На среднем уровне сформированности навыков здорового образа жизни, были выявлены следующие результаты: сформированные представления о сне - бодрствовании выявлены у 25%; представления о правильном питании выявлены у 31%; трудовые навыки выявлены у 55%; сформированные представления о важности отдыха выявлены у 50%; физическая активность выявлена у 30%; понимание вреда от вредных привычек выявлено у 45%; сформированные представления о здоровье выявлены 32%.
На низком уровне сформированных навыков здорового образа жизни были выявлены следующие показатели: сформированные представления о сне - бодрствовании выявлены у 6%; представления о правильном питании выявлены у 14%; трудовые навыки выявлены у 24%; сформированные представления о важности отдыха выявлены у 8%; физическая активность выявлена у 16%; понимание вреда от вредных привычек выявлено у 31%; сформированные представления о здоровье выявлены 9%.
• Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ»/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248
• Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
• Артюхина, М. С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения / М. С. Артюхина. - Барнаул : ИГ «Си-пресс», 2014.
• Байер К. Здоровый образ жизни / Пер. с англ/ К. Байер, Л.Шейнберг. - М.: Мир,1997. - 368 с.;
• Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье/ И.И.Брехман. - Л., 1987. 125 с.
• Белик Т. О применении педагогических технологий. // Приложение к газете «1 сентября» - математика - 2003г. - № 44.
• Бент Б. Андерсен, Катя ванденБринк. Мультимедиа в образовании. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
• Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. /Вайнер Э. Н. -М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.
• Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 с.
• Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский/ под
ред. В. В. Давыдова. - М.: ACT, Астрель, Люкс, 2010. - 672 с.
• Выготский, Л.С. Собрание сочинений. - Т.4 / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 213 с.
• Гаркави Л.Х. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология/ Л.Х.Гаркави, Е.Б.Квакина. 1996. №2, с. 15 - 20
• Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В.И.Дубровский. - М.: RETORIKA, 1999. - 560 с.,
• Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Интерактивные средства обучения в современной школе. - М., 2004
• Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
• Исламгулова С.К. Технологизация учебного процесса общеобразовательной школы. // Педагогика - 2007г. - № 7.
• Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.: 2008. - 156 с.
• Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
• Касьянова Н.С. Применение интерактивных методов обучения в преподавании ОБЖ // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
• Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В.В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - С.139-147.
• Кождаспирова Г.М., Петров К.В. Интерактивные средства обучения и методика их использования. - М.: Академиа, 2003
• Клешнина, И. И. Артюхина, М. С., Артюхин, О. И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения / И. И. Клешнина, М. С. Артюхина, О. И. Артюхин // Вестник Казанского государственного технологического университета.
- 2014. - № 8.
• Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / В.Н.Куликов. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.
• Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. высш. учеб.заведений / В. С. Мухина. - М.: «Академия», 2009. - 608 с.
• Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003. - 308 с.
• Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003
• Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. Под ред. Е. С.Полат. - М.: «Академия», 2004.-536с.
• Помелова, М. С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде / М. С. Помелова // Вестник МГОУ Сер. Педагогика. - М., 2011. - № 4.
• Петленко, В.П. Валеология и мудрость здоровья /В.П.Петленко, В.М. Алексеева. - СПб.: 1994. - 301с.
• Сорокина И.В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823 - 825. - URL https://moluch.ru/archive/110/26835/(дата обращения: 07.01.2019).
• Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения. / - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
• Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании // Информатика и образование. - 2001. - № 2
• Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005
• Сунгурова, Н. Л., Смирнова, Т. В. Психологическая готовность к обучению с использованием информационно -коммуникационных технологий/ Н. Л. Сунгурова, Т. В. Смирнова // Вестник государственного управления. - М., 2009. - № 18.
• Чумаков, Б.Н. Валеология: Учеб.пособие / Б.Н.Чумаков. - М.:Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.