Введение
Глава 1.Терроризм как угроза безопасности населения
1.1. Терроризм как социальный феномен
1.2. Возможные виды террористических актов
1.3. Нормативные акты по борьбе с терроризмом
Глава.2. Методика формирования у школьников правильных безопасных действий в экстремальных ситуациях различной степени сложности связанных с терроризмом
2.1 Террористический акт как чрезвычайная ситуация для детей и подростков
2.2. Действие угрозы и факта совершения террористического акта на
организм детей и подростков
2.3. Методика развития у детей и подростков самообладания и
саморегуляции эмоциональных состояний при угрозе и факте совершения террористического акта
2.4. Методика преодоления последствий влияния эмоций страха от угрозы
террористических актов и техногенных катастроф на психоэмоциональное состояние школьников
Глава.3. Методика проведения учебных занятий для выработки навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта
3.1. Методика формирования безопасного поведения школьников в учебных
помещениях, здании и на территории учебного заведения
3.2. Методика подготовки школьников к определению в толпе террориста и
рекомендации безопасного поведения при этом
3.3. Методика подготовки школьников к поэтапным, безопасным действиям
при получении информации о возможном теракте
3.4. Содержание теоретического материала для проведения учебных занятий со школьниками при их подготовке к правовой оценке актов терроризма
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Список используемой литературы
Приложение
Совершенствование педагогических технологий по выработке у учащихся навыков действия в условиях террористического акта, сегодня является самой актуальной темой в условиях нашей сегодняшней жизни, особенно, если учесть положение, связанное с развитием международного терроризма, как новой всемирной проблемы. Любой человек, если он не обладает специальной подготовкой, теряется и не знает, что ему делать в случае чрезвычайной ситуации. Поэтому, особое внимание стоит обратить на те ситуации, когда происшествие не является столь безобидным, а кроме всего прочего, ещё и угрожает твоей жизни.
Мы много слышали о таких террористических актах, как захват «Норд- оста» или школы в Беслане, стрельба в образовательных учреждениях. Мы также понимаем, что предвидеть и предотвратить такие захваты практически невозможно, так как при организации таких действий работают хорошо организованные преступные группировки, которые готовят такие акции задолго до их претворения в жизнь. А из этого, можно сделать вывод - что нужно уметь вести себя в такой ситуации, если не удалось её избежать. Каждый день, когда дети идут в школы, студенты в институты, учащиеся в другие образовательные учреждения, их родители всегда за них волнуются - не попадёт ли выбор террористов именно на то образовательное учреждение, где находится их ребёнок. Необходимо отметить, что выбор образовательных учреждений в качестве объектов терактов является не случайным и обусловлено это, по- видимому, рядом следующих причин:
- во-первых - эти объекты являются наименее охраняемыми.
во-вторых - в них можно пройти относительно не замеченным под видом тех же самых учащихся, или, если речь идёт о младших учениках, под видом их родителей.
- в-третьих - захват образовательных учреждений всегда вызывает огромный общественный резонанс. В сложнейших, современных условиях выбор темы исследования, посвящённого выработке у учащихся навыков безопасного действия в условиях террористического акта, является крайне актуальной. Если опасности нельзя избежать - то нужно как можно больше сократить её отрицательное воздействие. А такие навыки нужно вырабатывать у учащихся, так же как навыки письма, чтения, умения чётко и правильно формулировать свои мысли и т.д. Возможно, это стоит делать путём проведения лекций, семинаров, рассмотрения конкретных примеров и на их основе вырабатывать у учащихся конкретные навыки поведения в различных ЧС.
Поведение учащихся в условиях террористического акта, должно основываться, ещё и на знании психологии, а отсюда вывод - нужно разбирать не только конкретные примеры, но и также изучать «психологию террористов», которая, в такое время просто обязана быть выделена в отдельную отрасль данной науки. В данной работе выполнена попытка обобщить некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом и подготовки школьников к безопасному поведению при терактах.
Актуальность исследования
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое усиление деятельности различных террористических групп. Террористы становятся более жестокими и безжалостными. Они наносят свои удары по самому дорогому, что у нас есть, по детям, которые являются нашим будущим. Им всё равно, что это бесчеловечно и аморально, ради достижения своей цели они способны пойти на любые действия, в том числе убийство детей. Поэтому поиск и определение наиболее эффективных путей и средств повышения уровня защищённости детей является актуальной проблемой безопасности жизнедеятельности. Повышение уровня защищённости детей требует детального изучения процесса подготовки школьников и студентов и поиска возможностей совершенствования таких методик в дальнейшем. В этом плане перспективным является проведение дополнительных занятий по БЖ, различных мероприятий, показ учебных кинофильмов.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что целенаправленное обучение учащихся навыкам действия в условиях террористического акта и при угрозе террористического акта будет способствовать формированию у них способности противостоять им и способствовать повышению шансов на выживание.
Целью исследования является формирование навыков безопасного поведения у детей школьного возраста при угрозе террористических актов. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выполнить анализ литературы по данной проблеме.
2. Разработать программу формирования у детей навыков действия во время террористического акта.
3. Анализировать данные эксперимента.
Объект исследования: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: программа развития у учащихся навыков действия при угрозе и в условиях террористического акта.
Методы исследования:
анализ научно - методической литературы; педагогические наблюдения; сравнительный анализ.
Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально¬психологические, социокультурные процессы в обществе.
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание терроризма с организованной преступностью. Для достижения своих целей, террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д. Террористические организации способны содержать специалистов различных сфер экономической и научной деятельности.
Например, основной источник финансирования перуанского движения "Сендеро луминосо" и ливанской "Хезболлах" - наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" - наркотики и сделки "оружие - драгоценные камни".
Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.
Собственно, вопрос вовсе и не стоит о полном уничтожении терроризма в мире,
особенно если иметь в виду его самые разнообразные проявления.
Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.
Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.
Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как терроризм необходимо бороться с этим злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.
До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью. Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР).
Включение в уголовный кодекс специального состава преступления - терроризма - представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА - М, 2004
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю.И.Скуратова. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 1996.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М.Лебедев. - М.: Юрайт-М, 2001.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2010г.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июня 1998 г. //Сборник Законодательства Российской Федерации.
6. Аслаханов А.А. Эволюция международного терроризма. М., 2003.
7. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., "Щит-М", 1998.
8. Бедрицкий А.В. Проблема информационного терроризма// Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 14 декабря 2001 г. М. С. 18.
9. О. Будницкий. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. — Ростов-на-Дону, 2006.
10. Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М., 2002.
С. 133.
11. Витюк В.В., Эфиров С.А. Левый терроризм на Западе; история и современность. М., 1987. С. 125; Известия. 2001 13 окт.
12. Вэй Л., Чуньхуа Ф. Продолжение разгула международного терроризма в 1998
г. // Международный терроризм и исламский экстремизм в оценке китайских политологов. Экспресс-информация № 10. ИДВ РАН. М., 1999.
13. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. М., 1955.
14.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989
15. Гаухман Л.., Уголовно-правовая борьба с терроризмом. СПС «Консультант+»
14 А. Грачёв. Политический терроризм: корни, проблемы. — М., 1982.
15. Григорьева Ю.З. Реставрация исламского терроризма: причины геополитические последствия // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке / Сост. М.Р. Арумова, В.В. Хуторская. М., 2000.
16. Б. Губанов. Современный терроризм как фактор политической нестабильности и угроза безопасности России. — С-Пб, 1998.
17. Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2011.
18. Добаев И. П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов н/Д, 2002. С. 13, 33.
19. Н. Долгий, В. Малышев. Терроризм — угроза обществу. — М., 2000.
20. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков. 2000
21. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002
22. Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы. М., 1972
23. Л. Замойский. Тайные пружины международного терроризма. — М., 1982.
24. П. Кошель. История Российского терроризма. — М., 1995.
25. Колдобски А. Насколько реальны сценарии ядерного терроризма: Заметки инженера // Проблемы безопасности. 2003. № 9.
26. В. Лоборев. Электромагнитный терроризм. — М.; 2000.
27. В. Малышев. Химический и биологический терроризм. — М., 2000.
28. Машлыкин В. Г. О современном информационном терроризме// Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 14 декабря 2001 г. М.
29.Овчинникова Г.В. Терроризм. С-Пб., 1998.
30. Организованный терроризм и организованная преступность / А.И. Долгова (отв. ред.) и др. М., 2002.
31. Петрищев В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 1997
32. Примаков Е.М. Мир после 1 1 сентября. М., 2002.
33. Раззаков Ф. Век терроризма. М., 2003. С. 445—449; Независимая газета. 2001. 18апр.
34. Рарог А.И. Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. М., Юристъ, 2003
35. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 2003
36. О. Семиног и др. Экстремальные ситуации. — С-Пб, 1996.
37. Супертерроризм: новый вызов нового века / Под общ.ред. А.В. Федорова // Научные записки ПИР - Центра, 2(20). М., 2002. №29.
38. Степанов В. Битва за «Норд-Ост». М., 2003. С. 79, 297 — 300; Московский комсомолец. 2002. 28 окт.
39. Семенов И.А. Кибертерроризм как перспектива// Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции 14 декабря 2011 г. М.
40. Суворов Б.А. Мировой опыт антипартизанских и антиповстанческих действий армии как форма борьбы с терроризмом // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2010.
41. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности / Под. ред. В.З. Дворкина. М., 2002.
42. Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом», 1998 г.
43. Феномен экстремизма / Под ред. А.А. Козлова. СПб., 2000. С. 56.
44. Шрагин В.О. Терроризм — государственная политика США. М., 2009г.
45. Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. - 2008г.