ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 7
1.1. Формирование у обучающихся навыков самоконтроля как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Возможности обучения математике для формирования у обучающихся
навыков самоконтроля 14
1.3. Организационно-дидактические условия формирования навыков
самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов 23
Глава 2. Организация обучения математике обучающихся 5 - 6 классов, ориентированная на формирование навыков самоконтроля 34
2.1. Система упражнений и заданий по математике, обеспечивающая
формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 34
2.2. Методы обучения математике, обеспечивающие формирование
навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Формирование умений самоконтроля как проявление активности обучающихся в учебном процессе, в том числе и в процессе обучения математике, является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в обучающихся такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.
Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности обучающихся, еще Ю.К. Бабанский подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с «формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль и т.д.».
Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Я. Арет, Н.Д. Левитова, В.В. Чебышевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова и др. В исследованиях А.С. Лынды, Н.И. Кувшинова, П.М. Эрдниева и др. определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.
Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля обучающихся в процессе обучения математике. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет обучающемуся не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- противоречием между результатами психолого-педагогических исследований и состоянием практики формирования самоконтроля у обучающихся в процессе обучения математике;
- невозможностью полноценного развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике без целенаправленного формирования у них навыков самоконтроля.
Проблема исследования состоит в выявлении возможных средств формирования приемов самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Цель исследования - разработка средств формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения математике школьников 5 - 6 классов.
Предмет исследования - средства формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процесс обучения математике в 5 - 6 классах будет внедрена специальная система заданий и будут использованы специальные приемы, то это будет способствовать формированию у обучающихся 5 - 6 классов навыков самоконтроля и повышению уровня математической подготовки.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения результатов психолого-педагогических
исследований по проблеме формирования у обучающихся навыков самоконтроля охарактеризовать возможности предметной области
«Математика» для решения данной проблемы.
2. Выделить организационно-дидактические условия формирования навыков самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.
3. Разработать систему заданий и упражнений по математике, обеспечивающую формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов и рекомендации по их применению.
4. Разработать рекомендации по применению методов обучения математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов.
База исследования: МОБУ «СОШ№9» г. Минусинска, Красноярского края. В качестве респондентов выступили учащиеся 5-6 классов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Элементы самоконтроля являются одной из важнейшей составляющей урока математики.
В процессе теоретического исследования были рассмотрены различные подходы к решению проблемы формирования навыков самоконтроля обучающихся, раскрыта сущность педагогического феномена «самоконтроль обучающегося».
На основе анализа психолого-педагогической литературы были охарактеризованы содержательные и процессуальные возможности предметной области «Математика» для формирования навыков самоконтроля обучающихся. Также в процессе теоретического исследования были выделены и охарактеризованы организационно-дидактические условия формирования у обучающихся навыков самоконтроля в процессе обучения математике: готовность учителя к формированию у обучающихся навыков самоконтроля средствами предметной области «Математика»; обогащение содержания обучения математике комплексом специально сконструированных заданий; отбор адекватных методов и приемов обучения математике; обеспечение поэтапного формирования навыков самоконтроля.
В процессе исследования также были разработаны требования к системе заданий и упражнений по математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов: минимакса, иерархичности, вариативности, «укладываться» в зону ближайшего развития.
В работе представлены рекомендации по применению специально сконструированных заданий и выделенных методов обучения математике в процессе обучения школьников 5 - 6 классов.
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла теоретическое подтверждение.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективными аспектами исследования могут быть вопросы содержания и организации формирования самоконтроля обучающихся 7 - 9 и 10 - 11 классов средствами предметной области «Математика», а также поиск более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока математики в 5-6 классах.
1. Абакумова, И.В.Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2009.-215с.
2. Абрамова Е.В. Игровые технологии как средство реализации СДП на уроках математике в 5-6 классах // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. Материалы II Международной научно¬практической конференции. Г.Уфа. 2015 г., 47-49с. (список РИНЦ).
3. Агеева, И. Д. 500 математических загадок-складок для школьников. 2¬е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 176с.
4. Аксенова, Н. И. Формирование метапредметных образовательных
результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий/ Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (Г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство
Молодой ученый, 2011. — 210с.
5. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
6. Асмолов, А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М., 2008.-176с.
7. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников/М.Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал, 2010.-84с.
8. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
9. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании/А.А. Вербицкий. - М., 2011.- 212с.
10. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность: проблемы преподавания математики в начальной школе/Ж.Вернье. - М.: Ин-т психологии РАН, 2008.-214с.
11. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт/В.В. Воронов.- М.,2012.-167с.
12. Груденов, Я.И. Психолого - дидактические основы методики обучения математики/Я.И. Груденов. - М.: Педагогика, 2011.- 312с.
13. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до
философии/В.В. Гузеев. // «Директор школы», 2011. - С.71
14. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов.- М., 2010.- 254с.
15. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. и др. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 464с.
16. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование
приемов учебной деятельности: книга для учителя/О.Б.Епишева. - М.:
Просвещение,2010.-145с.
17. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие/М.Г. Ермолаева.- СПб.: КАРО, 2011. -160с.
18. Ефремов, О.Ю. Педагогика/О.Ю.Ефремов.- СПб.: Питер, 2010. -318с.
19. Жанпеисова,М.М. Технология модульного обучения/М.М. Жанпеисова.- Актобе, 2012.-132с.
20. Касицина, Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/Н.Касицина, С. Юсфин. - М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2012. - 241с.
21. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб.пособие для учащихся высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009. -345с.
22. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2010. - 231 с.
23. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение,2003. - 127 с.
24. Лисина, М.И. Процесс формирования личности ребёнка в
общении/М.И. Лисина. - П.: Питер, 2012.-278с.
25. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/Н.П.
Локалова. - Москва: Альф, 2011.- 72 с.
26. Махмутов, М.И. Современный урок/М.И. Махмутов.-М.: «Педагогика». 2012. - 184 с.
27. Мерзляк, А.Г, В.Б. Полонский, М.С. Якир Математика : 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2013.-317с.
28. Мерзляк, А.Г, В.Б. Полонский, М.С. Якир Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2013.-305с.
29. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика/Н.А. Менчинская.- М.: «Просвещение», 2010. - 243 с.
30. Нескучная математика: занимательные материалы / авт. -сост. Н.В. Агаркова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 131с.
31. Педагогика / под.ред. П.И. Педкасистого, В.И. Журавлева. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - 638 с.
32. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзе- фавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с. — (Сер.Бакалавриат).
33. Практикум по методике преподавания математики в средней школе. Под ред. Мишина В.И. - М.: Просвещение, 2011.- 210с.
34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ [сост. Е.С.Савинов].—3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. - 214с.
35. Профессиональная компетентность педагога: понятие, диагностика, условия развития: Учебные материалы для курсов повышения квалификации /ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2006. -50с.
36. Рыжик, В.И. 25000 уроков математики: книга для учителя/В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2012.-81 с.
37. Сапегина, И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2007. - 151 с.
38. Саранцев, Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе/Г.И. Саранцев.- М.,«Просвещение», 2011-245с.
39. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. — М.: Компания Спутник+, 2013. - 191 с.
40. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех/С.Л. Соловейчик. - М., 2008. - 371с.
41. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. / Н.Ф.Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288с.
42. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель, 2003. - 1578 с.
43. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 - 38.
44. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Политиздат, 2001. - 760 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
46. Фрадкин, Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия/Ф.Фрадкин, М. Плохова// Воспитание школьников. - 2010. - №6. - С.61-63.
47. Хотченкова, Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Хотченкова. - Ставрополь, 2006. - 191 с.].
48. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадриков.
- М ., 2012.- 312с.
49. Чилингирова Л.К. Играя, учимся математике: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2003.-162с.