ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 7
1.1. Формирование у обучающихся навыков самоконтроля как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Возможности обучения математике для формирования у обучающихся
навыков самоконтроля 14
1.3. Организационно-дидактические условия формирования навыков
самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов 23
Глава 2. Организация обучения математике обучающихся 5 - 6 классов, ориентированная на формирование навыков самоконтроля 34
2.1. Система упражнений и заданий по математике, обеспечивающая
формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 34
2.2. Методы обучения математике, обеспечивающие формирование
навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Глава 1.Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 7
1.1. Формирование у обучающихся навыков самоконтроля как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Возможности обучения математике для формирования у обучающихся
навыков самоконтроля 14
1.3. Организационно-дидактические условия формирования навыков
самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов 23
Глава 2. Организация обучения математике обучающихся 5 - 6 классов, ориентированная на формирование навыков самоконтроля 34
2.1. Система упражнений и заданий по математике, обеспечивающая
формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 34
2.2. Методы обучения математике, обеспечивающие формирование
навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Формирование умений самоконтроля как проявление активности обучающихся в учебном процессе, в том числе и в процессе обучения математике, является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в обучающихся такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.
Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности обучающихся, еще Ю.К. Бабанский подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с «формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль и т.д.».
Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Я. Арет, Н.Д. Левитова, В.В. Чебышевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова и др. В исследованиях А.С. Лынды, Н.И. Кувшинова, П.М. Эрдниева и др. определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.
Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля обучающихся в процессе обучения математике. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет обучающемуся не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- противоречием между результатами психолого-педагогических исследований и состоянием практики формирования самоконтроля у обучающихся в процессе обучения математике;
- невозможностью полноценного развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике без целенаправленного формирования у них навыков самоконтроля.
Проблема исследования состоит в выявлении возможных средств формирования приемов самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Цель исследования - разработка средств формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения математике школьников 5 - 6 классов.
Предмет исследования - средства формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процесс обучения математике в 5 - 6 классах будет внедрена специальная система заданий и будут использованы специальные приемы, то это будет способствовать формированию у обучающихся 5 - 6 классов навыков самоконтроля и повышению уровня математической подготовки.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения результатов психолого-педагогических
исследований по проблеме формирования у обучающихся навыков самоконтроля охарактеризовать возможности предметной области
«Математика» для решения данной проблемы.
2. Выделить организационно-дидактические условия формирования навыков самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.
3. Разработать систему заданий и упражнений по математике, обеспечивающую формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов и рекомендации по их применению.
4. Разработать рекомендации по применению методов обучения математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов.
База исследования: МОБУ «СОШ№9» г. Минусинска, Красноярского края. В качестве респондентов выступили учащиеся 5-6 классов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности обучающихся, еще Ю.К. Бабанский подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с «формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль и т.д.».
Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Я. Арет, Н.Д. Левитова, В.В. Чебышевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова и др. В исследованиях А.С. Лынды, Н.И. Кувшинова, П.М. Эрдниева и др. определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.
Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля обучающихся в процессе обучения математике. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет обучающемуся не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- противоречием между результатами психолого-педагогических исследований и состоянием практики формирования самоконтроля у обучающихся в процессе обучения математике;
- невозможностью полноценного развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике без целенаправленного формирования у них навыков самоконтроля.
Проблема исследования состоит в выявлении возможных средств формирования приемов самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Цель исследования - разработка средств формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения математике школьников 5 - 6 классов.
Предмет исследования - средства формирования навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процесс обучения математике в 5 - 6 классах будет внедрена специальная система заданий и будут использованы специальные приемы, то это будет способствовать формированию у обучающихся 5 - 6 классов навыков самоконтроля и повышению уровня математической подготовки.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения результатов психолого-педагогических
исследований по проблеме формирования у обучающихся навыков самоконтроля охарактеризовать возможности предметной области
«Математика» для решения данной проблемы.
2. Выделить организационно-дидактические условия формирования навыков самоконтроля в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.
3. Разработать систему заданий и упражнений по математике, обеспечивающую формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов и рекомендации по их применению.
4. Разработать рекомендации по применению методов обучения математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5 - 6 классов.
База исследования: МОБУ «СОШ№9» г. Минусинска, Красноярского края. В качестве респондентов выступили учащиеся 5-6 классов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Элементы самоконтроля являются одной из важнейшей составляющей урока математики.
В процессе теоретического исследования были рассмотрены различные подходы к решению проблемы формирования навыков самоконтроля обучающихся, раскрыта сущность педагогического феномена «самоконтроль обучающегося».
На основе анализа психолого-педагогической литературы были охарактеризованы содержательные и процессуальные возможности предметной области «Математика» для формирования навыков самоконтроля обучающихся. Также в процессе теоретического исследования были выделены и охарактеризованы организационно-дидактические условия формирования у обучающихся навыков самоконтроля в процессе обучения математике: готовность учителя к формированию у обучающихся навыков самоконтроля средствами предметной области «Математика»; обогащение содержания обучения математике комплексом специально сконструированных заданий; отбор адекватных методов и приемов обучения математике; обеспечение поэтапного формирования навыков самоконтроля.
В процессе исследования также были разработаны требования к системе заданий и упражнений по математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов: минимакса, иерархичности, вариативности, «укладываться» в зону ближайшего развития.
В работе представлены рекомендации по применению специально сконструированных заданий и выделенных методов обучения математике в процессе обучения школьников 5 - 6 классов.
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла теоретическое подтверждение.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективными аспектами исследования могут быть вопросы содержания и организации формирования самоконтроля обучающихся 7 - 9 и 10 - 11 классов средствами предметной области «Математика», а также поиск более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока математики в 5-6 классах.
В процессе теоретического исследования были рассмотрены различные подходы к решению проблемы формирования навыков самоконтроля обучающихся, раскрыта сущность педагогического феномена «самоконтроль обучающегося».
На основе анализа психолого-педагогической литературы были охарактеризованы содержательные и процессуальные возможности предметной области «Математика» для формирования навыков самоконтроля обучающихся. Также в процессе теоретического исследования были выделены и охарактеризованы организационно-дидактические условия формирования у обучающихся навыков самоконтроля в процессе обучения математике: готовность учителя к формированию у обучающихся навыков самоконтроля средствами предметной области «Математика»; обогащение содержания обучения математике комплексом специально сконструированных заданий; отбор адекватных методов и приемов обучения математике; обеспечение поэтапного формирования навыков самоконтроля.
В процессе исследования также были разработаны требования к системе заданий и упражнений по математике, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля у обучающихся 5-6 классов: минимакса, иерархичности, вариативности, «укладываться» в зону ближайшего развития.
В работе представлены рекомендации по применению специально сконструированных заданий и выделенных методов обучения математике в процессе обучения школьников 5 - 6 классов.
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла теоретическое подтверждение.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективными аспектами исследования могут быть вопросы содержания и организации формирования самоконтроля обучающихся 7 - 9 и 10 - 11 классов средствами предметной области «Математика», а также поиск более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока математики в 5-6 классах.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В
ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Методы развития навыков самоконтроля обучающихся 5 класса в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Формирование навыков самоконтроля у подростков в образовательном процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021



