Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы формирования самоконтроля у обучающихся начальных классов 5
1.1. Психологический портрет обучающихся начальных классов 5
1.2. Формирование навыков самоконтроля у обучающихся начальных классов 9
1.3. Условия формирования навыков самоконтроля у обучающихся начальных классов 12
2. Способы формирования навыков самоконтроля обучающихся начальных классов на уроках физической культуры 15
2.1. Самоконтроль поведения 15
2.2. Развитие самоконтроля двигательных действий 17
2.3. Самоконтроль самочувствия 19
3. Материал и методы исследования 24
3.1. Методы исследования 24
3.1.1. Анализ научно-методической литературы 24
3.1.2. Метод педагогического наблюдения 24
3.1.3. Педагогический эксперимент 25
3.1.4. Методы математико-статистической обработки данных 28
3.2. Организация исследования 28
4. Результаты исследования и их обсуждение 30
4.1. Экспериментальная часть исследования 30
4.2. Обсуждение результатов 37
Выводы 45
Список литературы 46
Одной из причин пониженной успеваемости в начальной школе является несформированность действия самоконтроля и саморегуляции как способности управления собственным психическим состоянием и поведением [5, с. 28]. Это объясняется возрастными особенностями обучающихся начальных классов: повышенной эмоциональной возбудимостью и непоседливостью, повышенной утомляемостью и нервно-психической ранимостью. Учитывая психофизиологические особенности ребёнка, педагог способен помочь ему в приобретение умений и навыков учебной деятельности. В учебной деятельности произвольность психических процессов развивается. Ускорить развитие произвольности психических процессов, в частности способности к самоконтролю и саморегуляции, возможно с помощью специальных тренировочных упражнений и педагогических приёмов [5, с. 29].
Формирования навыков самоконтроля на уроках физической культуры является одной из приоритетных задач педагога. На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (п.9 и п.12.7), учитель должен способствовать формированию универсальных учебных действий обучающегося (УУД), в частности, личностных и регулятивных, а также формированию предметных результатов в части навыков самоконтроля [26, с. 11]. Самоконтроль обучающегося на уроках физической культуры способствует развитию навыков владения собой, расслаблению и сосредоточению, способности к концентрации, работе в группе, работе в паре, повторению и закреплению пройденного материала и т.п. Самоконтроль приводит к качественно новой форме активности, которая выступает как самоактивность обучающегося. Это непосредственно влияет на формирование личности школьника, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру.
Объект исследования: процесс формирования навыков самоконтроля обучающихся 3-х классов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: навыки самоконтроля на уроке физической культуры обучающихся 3-х классов.
Гипотеза исследования: Применение педагогических приёмов для формирования навыков самоконтроля в процессе занятий физической культуры обучающихся 3-х классов обеспечит повышение физической подготовленности и устойчивости интереса к наблюдению за собственным организмом и стимулирует желание вести здоровый образ жизни.
Цель исследования: изучить развитие навыков самоконтроля обучающихся 3-х классов общеобразовательной школы в процессе занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры.
3. Изучить методические приёмы формирования навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры
4. Обосновать собственные наблюдения по развитию навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры.
5. Оценить влияние методических приёмов на формирования навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Проведён анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявлено преобладание среднего уровня самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры.
3. Изучены методические приёмы формирования навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры
4. После применения методических приёмов наблюдается тенденция к росту уровня самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры
5. Достоверного влияния методических приёмов на формирование навыков самоконтроля у обучающихся 3-х классов на уроке физической культуры не обнаружено.
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.
2. Блонский, П. П. Самоконтроль и усвоение // Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. / П.П.Блонский - М.: Педагогика, 2009. - Т.2. - С.62-65.
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2001. - 205 с.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я.Виленский, А.Г.Горшков. - М.: Гардарики, 2007.
5. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста / Б.С. Волков. - М. - 2016. - 347 с.
6. Волков, В.Ю. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ.ред. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2010.
7. Габеева, Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности / Л.Н. Габеева. - Улан-Удэ, 2007. - 157 с.
8. Гаврилычева, Г.С. Воспитание самостоятельности / Г.С. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008 -. №5. - С.24 - 27.
9. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. - М.: ФиС, 2004. - 32 с.
10. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
11. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский - Минск, 2008. - 88 с.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 544 с.
13. Деркач, Л.Н. Психологические основы самоконтроля учащихся в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Деркач. - К., 2004. - 311 с.
14. Иванова, О.Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников. [Электронный ресурс] / О.Ю. Иванова - Муниципальная Интернет-конференция «Инновации, технологии, разработки». - 2011.
15. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
16. Кульмаметьева, Э.С. Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет / Э.С. Кульмаметьева. - Омский Научный Вестник. - 2011. - №5. - С.195-197.
17. Кульмаметьева, Э.С. Влияние средств физического самовоспитания на двигательную активность школьников в процессе занятий физической культурой / Э.С. Кульмаметьева. - Научные труды СибГУФК. - 2014. - С. 23-28.
18. Ломейко, В.Ф. Развитие физических качеств на уроках физической культуры в 1-10-х классах / В. Ф. Ломейко - М: Просвещение, 2009. - 128 с.
19. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. - М.: Высшая школа, 2009. - 340 с.
20. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2010. - 192 с.
21. Мейксон, Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре / Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина. - М., 2011. - 140 с.
22. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шлян. - М.: Просвещение, 2009. - 222 с.
23. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, т 989. - 192 с.
24. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 2003. - 448 с.
25. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред.
М.Я.Виленского. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2013. - 424 с.
26. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Минобрнауки России - М., 2009. - 29.
27. Demetriou, Yolanda. Effects of school-based interventions on motivation towards physical activity in children and adolescents: protocol for a systematic review: protocol for a systematic review / Yolanda Demetriou, Anne K. Reimers, Marianna Alesi, Lidia Scifo, Carla Chicau Borrego, Diogo Monteiro and Anne Kelso // Syst Rev. - 2019. - May 10;8(1):113.
28. Chesham, Ross A. The Daily Mile makes primary school children more active, less sedentary and improves their fitness and body composition: a quasi-experimental pilot study / Chesham Ross A., Josephine N Booth, Emma L. Sweeney, Gemma C. Ryde, Trish Gorely // BMC Medicine- 2018 16:64 https://doi.org/10.1186/s12916- 018-1049-z
29. Takehara, Kenji. The effectiveness of exercise intervention for academic achievement, cognitive function, and physical health among children in Mongolia: a cluster RCT study protocol / Kenji Takehara, Togoobaatar Ganchimeg, Akihito Kikuchi, Lkagvasuren Gundegmaa, Lkagvasuren Altantsetseg, Ai Aoki // BMC Public Health - 2019. - 19:697, https://doi.org/10.1186/s12889-019-6986-8