Введение 3
1. Литературный обзор по теме исследования 6
1.1 Программа курса основы безопасности жизнедеятельности
для учащихся общеобразовательных учреждений 6
1.2 Необходимость обучения правилам первой помощи с
использованием современных методов и форм 11
1.3 Особенность возрастного периода обучающихся
старших классов 20
2. Анализ эффективности обучения навыкам оказания
первой помощи обучающихся старших классов 23
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация проведения исследования 29
2.3 Результаты проведения исследования 41
3. Выводы и практические рекомендации 46
Список литературы 49
Актуальность. В повседневной жизни человек постоянно встречается с разного вида угрозами, количество которых постоянно увеличивается. Также меняются виды угроз и ситуации, причиняющие вред людям, и методы обучения защите от них.
Таким образом настоящие методы обучения становятся недостаточно эффективными в обучении первой помощи и на их место приходят новые, более эффективные.
Первоначально к угрозам для человека относились естественные, природные опасности. Однако в последствии развития к природным опасностям добавились техногенные, а также социальные опасности. В настоящее время проблема безопасности перешла на уровень выживания человека, т.е. необходимо постараться остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели. Человек постоянно получает данные через средства массовой информации о происходящих авариях, о катастрофах, о стихийных бедствиях, а также о конфликтах и криминальных событиях. То есть человека, таким образом, уже предупреждают, что он также может быть в опасности. Это говорит о том, что любой человек может оказаться в опасности. Опираясь на официальные данные можно говорить, что в России каждый год только от техногенных, природных, социальных и других опасностей гибнет более 300 тысяч человек, а около 100 тысяч становятся инвалидами, также миллионы людей теряют здоровье и подвергаются насилию.
Ребенка необходимо готовить к тому, что он или его знакомые, родственники может оказаться в опасности. Именно такая задача и ставится перед учителем ОБЖ. Они передают ученикам знания и навыки о выживании при различных жизненных моментах, в том числе:
• О действиях при возникновении природных и техногенных катастроф,
• Об адекватном поведении при возникновении напряженных социальных, военных конфликтах,
• О готовности к осуществлению деятельности при экстремальных условиях, в том числе держа оружие в руках и защищая свою Родину.
Школа должна быть ключевым звеном при воспитании человека безопасного типа, то при воспитании личности, которая является безопасной и для себя лично, и для окружающих, быть ориентированной в первую очередь на развитие.
Учитель ОБЖ должен учить ребенка так, чтобы он знал как правильно и вовремя оказывать первую помощь пострадавшим.
Объект выпускной квалификационной работы - это непосредственно процесс формирования знаний и умений об оказании первой помощи на уроках
ОБЖ у обучающихся старших классов.
Предмет исследования - модульный метод обучения как способ повышения эффективности оказания первой помощи в старших классах на уроках ОБЖ.
Цель дипломной работы - Проверка модульного метода в его эффективности при обучении первой помощи обучающихся старших классов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить определенные задачи:
• Провести анализ теоретических основ по формированию навыков оказания первой помощи у обучающихся старших классов;
• Выявить эффективность модульного метода, используемого на уроках ОБЖ при обучении школьников оказанию первой помощи.
Таким образом, опираясь на цель дипломной работы можно выдвинуть гипотезу: Если внедрить модульное обучение на уроках ОБЖ при обучении первой помощи у обучающихся старших классов, то это повысит их результаты.
В ходе проведения исследования были использованы методы: проведение теоретического анализа педагогической литературы; анкетирование, опрос; наблюдение; проведение анализа педагогической документации; проведение педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: гимназия №7 города Красноярск.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно говорить об определенных выводах:
• первую помощь необходимо оказывать в чрезвычайных ситуациях, непосредственно после нанесения травмы.
• только оказанные меры по всем правилам, не дожидаясь приезда врача, даст возможность спасти жизнь пострадавшему.
• в процессе возникновения чрезвычайной ситуации в основном нет необходимых материалов для оказания первой помощи.
Для более эффективной подготовки школьников следует обучение вести в условиях приближенных к реальным. С этой целью уроки строятся в виде проблемных и игровых занятий с использованием имитаций всевозможных видов несчастных случаев. Главной целью этих занятий является отработка тактики и навыков правильного поведения, способов сбора информации о пострадавшем, схем оповещения спасательных служб и самое главное обучение мобилизации сил и резервов, принятию правильного решения в любых условиях экстренной ситуации, будь то дождь, темнота, отсутствие требующихся средств спасения.
Наиболее часто человек просто психологически не готов к чрезвычайной ситуации, а попав в критическую ситуацию главное вовремя вызвать помощь, оказать моральную и физическую поддержку пострадавшему.
Таким образом, главной целью по ОБЖ можно назвать формирование умений по оказанию первой помощи пострадавшим.
При этом только теоретических знаний нахватает, значит, подростку требуется наработать все требуемые действия до автоматизма. Только благодаря этому в нужный момент подросток сможет оказать помощь.
Все это становится возможным при применении модульной технологии обучения. Положительной стороной данной технологии является ее ориентированность на развитие учебной и познавательной деятельности учеников, росту мотивации их к учебе, уровню само занятости на уроке и индивидуальному подходу к обучению. Модульное обучение заключается в том, что школьники самостоятельно добиваются целей учебной деятельности в ходе работы над модулем, объединяющим учебное содержание и приемы по овладению им.
Исследование эффективности обучения навыкам оказания первой помощи учеников старших классов на уроках ОБЖ проводилось при использовании модульной технологии.
При проведении анализа полученных результатов видно, что 36 % учеников из экспериментальной группы после обучения по новой методике имеют высокий уровень знаний и умений. Средний уровень развития увеличился на 58 % при сравнении с констатирующим этапом проводимого эксперимента. Низкий уровень развития был обнаружен у 7 % учеников экспериментальной группы, что в значительной мере уменьшилось.
Таким образом, удалось доказать, что применение модульной технологии и иных новейших педагогических технологий дает возможность повысить результат образовательного процесса. После проведения анализа уровней обученности можно говорить, что использование на уроках ОБЖ модульной технологии для достижения поставленных целей и задач уроков, учитывая возрастные особенности школьников, уровень обученности возрастает.
Таким образом, в ходе проведения исследования были изучены новейшие педагогические технологии по формированию навыков оказания первой помощи у школьников старших классов при проведении уроков ОБЖ.
Для достижения поставленной цели были выполнены определенные задачи:
• Проведен анализ теоретических основ по формированию навыков оказания первой помощи у обучающихся старших классов;
• Выявлены новейшие подходы, используемые на уроках ОБЖ при обучении школьников оказанию первой помощи.
Таким образом, была подтверждена гипотеза: применение модульного метода преподавания на уроках ОБЖ дает наиболее эффективный результат в процессе формирования навыков по оказанию первой помощи у обучающихся.
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности.- М., 2008. - С. 87.
2. Агеева Е.Л., Сухов Г.В. Использование имитационного моделирования при освоении обучающимися основной школы способов оказания первой помощи пострадавшим / Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 40-44.
3. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2014. - № 1. - С. 9-17
4. Антипина Т.Г., Филиппова А.Е. "Конструктор здоровья". Обобщение опыта формирования здоровье созидающей среды в школе в МАОУ СОШ №11 г. Екатеринбурга / Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 2016. С. 11-17.
5. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — 14-е изд., стер. — М.: Академия, 2015. — 176 с.
6. Ахромова А.Г., Олейник Е.С. Использование активных методов обучения для повышения эффективности уроков основ безопасности жизнедеятельности у школьников / Новая наука: психологопедагогический подход / Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.
7. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М., 2003. - С. 88.
8. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / В.И. Каракиян, И.М. Никулина.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 455с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.
9. Безопасность жизнедеятельности в примерах и задач, Волкова А.А., Шишкунов В.Г., Хоменко А.О., Тягунов Г.В., 2018.
10. Безопасность жизнедеятельности, Сапронов Ю.Г., 2017.
11. Безопасность жизнедеятельности, Бондин В.И., Семехин Ю.Г., 2015.
12. Безопасность жизнедеятельности, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., 2015.
13. Берсенева Т.С. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». - М., 2007. - С. 93-97.
14. Бубнов В., Петров С. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 12. - С. 61-64.
15. Вангородский С. Основы безопасности жизнедеятельности. - М., 2009. - С. 59....65