Формирование познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития силы у юношей среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом 6
1.1. Понятие познавательной активности у обучающихся среднего
школьного возраста 6
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей
среднего школьного возраста 11
1.3. Силовые способности и факторы, влияющие на их развитие 15
1.4. Средства и методы развития силы у юношей среднего школьного
возраста, занимающихся пауэрлифтингом 17
1.5. Система отбора обучающихся в возрасте 15-16 лет в пауэрлифтинге
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Цель, задачи и методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
2.3. Организация занятий в экспериментальной группе 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Результаты начального тестирования 33
3.2. Результаты повторного тестирования 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития силы у юношей среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом 6
1.1. Понятие познавательной активности у обучающихся среднего
школьного возраста 6
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей
среднего школьного возраста 11
1.3. Силовые способности и факторы, влияющие на их развитие 15
1.4. Средства и методы развития силы у юношей среднего школьного
возраста, занимающихся пауэрлифтингом 17
1.5. Система отбора обучающихся в возрасте 15-16 лет в пауэрлифтинге
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Цель, задачи и методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
2.3. Организация занятий в экспериментальной группе 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Результаты начального тестирования 33
3.2. Результаты повторного тестирования 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А
Актуальность. Одной из наиболее важных проблем современного образования считается проблема формирования познавательной активности обучающегося. Эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения определяет степень развития познавательной активности старшего школьника.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большее значение приобретают занятие силовыми видами спорта.
Название «powerlifting» происходит от английских слов «power» - «сила, мощь» и «lift» - «поднимать», его русским аналогом является наименование «силовое троеборье». Пауэрлифтинг включает в себя три упражнения: приседания со штангой на плечах, становая тяга штанги и жим штанги, лежа на горизонтальной скамье. выступлений спортсменов во всех трёх видах упражнений определяют итоговый результат, при этом сравниваются показатели спортсменов одной весовой и возрастной категории.
Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств (силовые способности), занятия им сказываются на повышении физической работоспособности в целом.
С каждым годом пауэрлифтинг становится все более популярным видом спорта, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Этим силовым видом спорта начинают заниматься все больше людей. Популяризацию пауэрлифтинга можно объяснить такими фактами, как доступность спортивных и тренажерных залов, техническая простота используемых упражнений, а также возможность достигнуть высоких результатов за короткий промежуток времени.
Специалисты отмечают что, несмотря на высокие нагрузки, пауэрлифтинг оказывает положительное влияние на здоровье обучающихся. На тренировках пауэрлифтингом можно добиться увеличение мышечной силы, гибкости, выносливости, укрепление связок и суставов, повышения работоспособности организма. Так занятия силовыми упражнениями воспитывают дисциплину, силы воли.
Проблема улучшения физической подготовки учащихся общеобразовательной школы обусловлена выраженным несоответствием уровня физической подготовленности юношей.
Сегодня вопрос формирования познавательной активности, а так же методы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса не имеют достаточного научного обоснования в системе общефизической подготовки учащихся 15-16 лет.
Цель работы: повысить познавательную активность у обучающихся 15-16 лет с использованием метода круговой тренировки на внеурочных занятиях пауэрлифтинга.
Гипотеза: предполагается, что познавательная активность будет сформирована, так как метод круговой тренировки будет способствовать развитию силу у обучающихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно методическую литературу по проблеме формирования познавательной активности и метода развития силу у обучающихся 15-16 лет.
2. Определить исходный уровень развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
3. Разработать содержание занятий с использованием метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
4. Определить эффективность разработанных занятий для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
-анализ научной литературы. Анализ научной литературы проводился с целью определения формирования познавательной активности, а так же силы и силовых способностей, для описания средств и методов развития силовых способностей. На основе данных литературных источников были описаны особенности пауэрлифтинга как вида спорта и средства для формирования познавательной активности, а также анатомо-физиологические особенности обучающихся 15-16 лет.
-Тестирование. Тестирование проводилось с целью формирования познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности, занимающихся пауэрлифтингом, до и после эксперимента.
-Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент заключался в разработке содержания занятий на основе метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Объект исследования - внеурочный процесс у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Предметом исследования являются - средства и методы формирования познавательной активности у учащихся среднего школьного возраста, а также развитие силы у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большее значение приобретают занятие силовыми видами спорта.
Название «powerlifting» происходит от английских слов «power» - «сила, мощь» и «lift» - «поднимать», его русским аналогом является наименование «силовое троеборье». Пауэрлифтинг включает в себя три упражнения: приседания со штангой на плечах, становая тяга штанги и жим штанги, лежа на горизонтальной скамье. выступлений спортсменов во всех трёх видах упражнений определяют итоговый результат, при этом сравниваются показатели спортсменов одной весовой и возрастной категории.
Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств (силовые способности), занятия им сказываются на повышении физической работоспособности в целом.
С каждым годом пауэрлифтинг становится все более популярным видом спорта, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Этим силовым видом спорта начинают заниматься все больше людей. Популяризацию пауэрлифтинга можно объяснить такими фактами, как доступность спортивных и тренажерных залов, техническая простота используемых упражнений, а также возможность достигнуть высоких результатов за короткий промежуток времени.
Специалисты отмечают что, несмотря на высокие нагрузки, пауэрлифтинг оказывает положительное влияние на здоровье обучающихся. На тренировках пауэрлифтингом можно добиться увеличение мышечной силы, гибкости, выносливости, укрепление связок и суставов, повышения работоспособности организма. Так занятия силовыми упражнениями воспитывают дисциплину, силы воли.
Проблема улучшения физической подготовки учащихся общеобразовательной школы обусловлена выраженным несоответствием уровня физической подготовленности юношей.
Сегодня вопрос формирования познавательной активности, а так же методы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса не имеют достаточного научного обоснования в системе общефизической подготовки учащихся 15-16 лет.
Цель работы: повысить познавательную активность у обучающихся 15-16 лет с использованием метода круговой тренировки на внеурочных занятиях пауэрлифтинга.
Гипотеза: предполагается, что познавательная активность будет сформирована, так как метод круговой тренировки будет способствовать развитию силу у обучающихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно методическую литературу по проблеме формирования познавательной активности и метода развития силу у обучающихся 15-16 лет.
2. Определить исходный уровень развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
3. Разработать содержание занятий с использованием метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
4. Определить эффективность разработанных занятий для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
-анализ научной литературы. Анализ научной литературы проводился с целью определения формирования познавательной активности, а так же силы и силовых способностей, для описания средств и методов развития силовых способностей. На основе данных литературных источников были описаны особенности пауэрлифтинга как вида спорта и средства для формирования познавательной активности, а также анатомо-физиологические особенности обучающихся 15-16 лет.
-Тестирование. Тестирование проводилось с целью формирования познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности, занимающихся пауэрлифтингом, до и после эксперимента.
-Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент заключался в разработке содержания занятий на основе метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Объект исследования - внеурочный процесс у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Предметом исследования являются - средства и методы формирования познавательной активности у учащихся среднего школьного возраста, а также развитие силы у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Тренировка любой направленности сопровождается регуляторными, структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этих адаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощений, от режима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки и индивидуальной композиции мышечной ткани, что находит отражение в выборе методов развития отдельных силовых способностей.
В пауэрлифтинге, который приобретает все большую популярность среди молодежи в нашей стране, важным качеством является сила. Базовые упражнения данного вида спортивной деятельности включают жим, тягу и рывок штанги. Для выполнения базовых упражнений в пауэрлифтинге обучающемуся надо преодолевать внешние сопротивления и противодействовать им за счет мышечного напряжения. Сила и силовые способности развиваются под влиянием многих факторов, а также путем специального воздействия с помощью физических упражнений. Возраст 15-16 лет является подходящим для занятий пауэрлифтингом и силовой подготовкой, однако, в силу еще не сформировавшегося до конца организма, к занятиям должен быть особый подход, позволяющий учесть возрастные и индивидуальные особенности, а также правильно дозировать физические нагрузки. Тренировочные занятия с обучающимися должны проходить под контролем тренера-инструктора с соблюдением техники безопасности и подстраховкой.
В данном исследовании представлена экспериментальная работа, проведенная в Красноярском Кадетском корпусе им А.И. Лебедя в городе Красноярск и направленная на развитие силы у обучающихся 15-16 лет на внеурочных занятиях пауэрлифтингом. Для экспериментальной группы были разработаны комплексы специальных упражнений на основе метода круговой тренировки. В учебно-тренировочный процесс были внедрены 3 комплекса, включающие такие упражнения как сгибания-разгибания рук, в упоре лежа, наклоны, приседания, упражнения с гантелями и грифом, а также со специальными тренажерами. Все они применялись в течение 2 лет, чередуясь между собой. При этом тренировки проводились по варианту интенсивного интервального упражнения с контролем за ЧСС и реакцией организма на упражнения, с индивидуальным варьированием нагрузки.
В начале и в конце экспериментальной работы проводилось тестирование для определения уровня развития силы испытуемых. Полученные результаты показали, что средний процент прироста в показателях в экспериментальной группе был 25,6. В экспериментальной группе эти показатели приблизились к высокому уровню у большинства занимающихся. Испытуемым стали легче даваться силовые упражнения, а использование на занятиях специальных тренажеров позволило более точно рассчитывать траекторию движений, работать над определенной группой мышц, выполнять движения правильно с точки зрения техники.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанные комплексы упражнений являются эффективными для развития силы у обучающихся 15¬16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
В пауэрлифтинге, который приобретает все большую популярность среди молодежи в нашей стране, важным качеством является сила. Базовые упражнения данного вида спортивной деятельности включают жим, тягу и рывок штанги. Для выполнения базовых упражнений в пауэрлифтинге обучающемуся надо преодолевать внешние сопротивления и противодействовать им за счет мышечного напряжения. Сила и силовые способности развиваются под влиянием многих факторов, а также путем специального воздействия с помощью физических упражнений. Возраст 15-16 лет является подходящим для занятий пауэрлифтингом и силовой подготовкой, однако, в силу еще не сформировавшегося до конца организма, к занятиям должен быть особый подход, позволяющий учесть возрастные и индивидуальные особенности, а также правильно дозировать физические нагрузки. Тренировочные занятия с обучающимися должны проходить под контролем тренера-инструктора с соблюдением техники безопасности и подстраховкой.
В данном исследовании представлена экспериментальная работа, проведенная в Красноярском Кадетском корпусе им А.И. Лебедя в городе Красноярск и направленная на развитие силы у обучающихся 15-16 лет на внеурочных занятиях пауэрлифтингом. Для экспериментальной группы были разработаны комплексы специальных упражнений на основе метода круговой тренировки. В учебно-тренировочный процесс были внедрены 3 комплекса, включающие такие упражнения как сгибания-разгибания рук, в упоре лежа, наклоны, приседания, упражнения с гантелями и грифом, а также со специальными тренажерами. Все они применялись в течение 2 лет, чередуясь между собой. При этом тренировки проводились по варианту интенсивного интервального упражнения с контролем за ЧСС и реакцией организма на упражнения, с индивидуальным варьированием нагрузки.
В начале и в конце экспериментальной работы проводилось тестирование для определения уровня развития силы испытуемых. Полученные результаты показали, что средний процент прироста в показателях в экспериментальной группе был 25,6. В экспериментальной группе эти показатели приблизились к высокому уровню у большинства занимающихся. Испытуемым стали легче даваться силовые упражнения, а использование на занятиях специальных тренажеров позволило более точно рассчитывать траекторию движений, работать над определенной группой мышц, выполнять движения правильно с точки зрения техники.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанные комплексы упражнений являются эффективными для развития силы у обучающихся 15¬16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



