ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития силы у юношей среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом 6
1.1. Понятие познавательной активности у обучающихся среднего
школьного возраста 6
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей
среднего школьного возраста 11
1.3. Силовые способности и факторы, влияющие на их развитие 15
1.4. Средства и методы развития силы у юношей среднего школьного
возраста, занимающихся пауэрлифтингом 17
1.5. Система отбора обучающихся в возрасте 15-16 лет в пауэрлифтинге
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Цель, задачи и методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
2.3. Организация занятий в экспериментальной группе 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Результаты начального тестирования 33
3.2. Результаты повторного тестирования 34
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А
Актуальность. Одной из наиболее важных проблем современного образования считается проблема формирования познавательной активности обучающегося. Эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения определяет степень развития познавательной активности старшего школьника.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большее значение приобретают занятие силовыми видами спорта.
Название «powerlifting» происходит от английских слов «power» - «сила, мощь» и «lift» - «поднимать», его русским аналогом является наименование «силовое троеборье». Пауэрлифтинг включает в себя три упражнения: приседания со штангой на плечах, становая тяга штанги и жим штанги, лежа на горизонтальной скамье. выступлений спортсменов во всех трёх видах упражнений определяют итоговый результат, при этом сравниваются показатели спортсменов одной весовой и возрастной категории.
Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств (силовые способности), занятия им сказываются на повышении физической работоспособности в целом.
С каждым годом пауэрлифтинг становится все более популярным видом спорта, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Этим силовым видом спорта начинают заниматься все больше людей. Популяризацию пауэрлифтинга можно объяснить такими фактами, как доступность спортивных и тренажерных залов, техническая простота используемых упражнений, а также возможность достигнуть высоких результатов за короткий промежуток времени.
Специалисты отмечают что, несмотря на высокие нагрузки, пауэрлифтинг оказывает положительное влияние на здоровье обучающихся. На тренировках пауэрлифтингом можно добиться увеличение мышечной силы, гибкости, выносливости, укрепление связок и суставов, повышения работоспособности организма. Так занятия силовыми упражнениями воспитывают дисциплину, силы воли.
Проблема улучшения физической подготовки учащихся общеобразовательной школы обусловлена выраженным несоответствием уровня физической подготовленности юношей.
Сегодня вопрос формирования познавательной активности, а так же методы развития силовых способностей как направленного педагогического процесса не имеют достаточного научного обоснования в системе общефизической подготовки учащихся 15-16 лет.
Цель работы: повысить познавательную активность у обучающихся 15-16 лет с использованием метода круговой тренировки на внеурочных занятиях пауэрлифтинга.
Гипотеза: предполагается, что познавательная активность будет сформирована, так как метод круговой тренировки будет способствовать развитию силу у обучающихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно методическую литературу по проблеме формирования познавательной активности и метода развития силу у обучающихся 15-16 лет.
2. Определить исходный уровень развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
3. Разработать содержание занятий с использованием метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
4. Определить эффективность разработанных занятий для развития силы у обучающихся 12-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
-анализ научной литературы. Анализ научной литературы проводился с целью определения формирования познавательной активности, а так же силы и силовых способностей, для описания средств и методов развития силовых способностей. На основе данных литературных источников были описаны особенности пауэрлифтинга как вида спорта и средства для формирования познавательной активности, а также анатомо-физиологические особенности обучающихся 15-16 лет.
-Тестирование. Тестирование проводилось с целью формирования познавательной активности у детей среднего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности, занимающихся пауэрлифтингом, до и после эксперимента.
-Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент заключался в разработке содержания занятий на основе метода круговой тренировки по варианту интенсивного интервального упражнения для развития силы у обучающихся 15-16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Объект исследования - внеурочный процесс у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Предметом исследования являются - средства и методы формирования познавательной активности у учащихся среднего школьного возраста, а также развитие силы у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся пауэрлифтингом.
Тренировка любой направленности сопровождается регуляторными, структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этих адаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощений, от режима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки и индивидуальной композиции мышечной ткани, что находит отражение в выборе методов развития отдельных силовых способностей.
В пауэрлифтинге, который приобретает все большую популярность среди молодежи в нашей стране, важным качеством является сила. Базовые упражнения данного вида спортивной деятельности включают жим, тягу и рывок штанги. Для выполнения базовых упражнений в пауэрлифтинге обучающемуся надо преодолевать внешние сопротивления и противодействовать им за счет мышечного напряжения. Сила и силовые способности развиваются под влиянием многих факторов, а также путем специального воздействия с помощью физических упражнений. Возраст 15-16 лет является подходящим для занятий пауэрлифтингом и силовой подготовкой, однако, в силу еще не сформировавшегося до конца организма, к занятиям должен быть особый подход, позволяющий учесть возрастные и индивидуальные особенности, а также правильно дозировать физические нагрузки. Тренировочные занятия с обучающимися должны проходить под контролем тренера-инструктора с соблюдением техники безопасности и подстраховкой.
В данном исследовании представлена экспериментальная работа, проведенная в Красноярском Кадетском корпусе им А.И. Лебедя в городе Красноярск и направленная на развитие силы у обучающихся 15-16 лет на внеурочных занятиях пауэрлифтингом. Для экспериментальной группы были разработаны комплексы специальных упражнений на основе метода круговой тренировки. В учебно-тренировочный процесс были внедрены 3 комплекса, включающие такие упражнения как сгибания-разгибания рук, в упоре лежа, наклоны, приседания, упражнения с гантелями и грифом, а также со специальными тренажерами. Все они применялись в течение 2 лет, чередуясь между собой. При этом тренировки проводились по варианту интенсивного интервального упражнения с контролем за ЧСС и реакцией организма на упражнения, с индивидуальным варьированием нагрузки.
В начале и в конце экспериментальной работы проводилось тестирование для определения уровня развития силы испытуемых. Полученные результаты показали, что средний процент прироста в показателях в экспериментальной группе был 25,6. В экспериментальной группе эти показатели приблизились к высокому уровню у большинства занимающихся. Испытуемым стали легче даваться силовые упражнения, а использование на занятиях специальных тренажеров позволило более точно рассчитывать траекторию движений, работать над определенной группой мышц, выполнять движения правильно с точки зрения техники.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанные комплексы упражнений являются эффективными для развития силы у обучающихся 15¬16 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
1. Алексеев, Ю.И. Атлетическая гимнастика, гиревой спорт и силовое троеборье / Ю.И.Алексеев.- М.: «Академия», 2011- 242с.
2. Артемов Ф.А. Силовые тренировки. Избавится от заблуждений / Ф.А. Артемов. - М: ИКЦ Март, 2006 - 452с.
3. Ахвердиев, В.П. Бодибилдинг и пауэрлифтинг/ В.П. Ахвердиев - М: СпортАкадемПресс, 2009 - 316с.
4. Барчуков И. С. Физическая культура: методики практического обучения / И.С. Барчуков - М: КНОРУС, 2014 - 310с.
5. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг / И.В. Бельский М: Вида-Н, 2005 - 602с.
6. Бражник А. Л. Эффективные методики развития силы. Атлетизм, армреслинг, пауэрлифтинг/А.Л. Бражник; И.М. Дудукчан - М: СПДФЛ, 2006 - 250с.
7. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 360с.
8. Ворожейкин, О.В. Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге / О.В. Ворожейкин // Научно¬теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта - 2009 - 9(55) - С.20-25.
9. Ворожейкин, О.В. Требования, предъявляемые к физической подготовленности пауэрлифтеров / О.В.Ворожейкин // Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта: сборник научных трудов молодых ученых - СПб: ВИФК, НИЦ, 2009 - №5 - Ч.1.-С.112-123.
10. Горбов, А.В. Комплексная тренировка паулифтера. Победа на турнире /
A. В. Горбов - М: АСТ, 2007. - 156с.
11. Гришина Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь. Учебное пособие / Ю.И. Гришина - М: Феникс, 2011 - 280с.
12. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа,
B. Г. Никитушкин, П.В. Квашук - М: ФиС, 2009 - 286с.
13. Гузеев, П.Ю, Пименов С.Т. Пауэрлифтинг. / П.Ю.Гузеев - М.: «Терра- Спорт», 2005.-352с.
14. Дворкин Л.С. Тяжёлая атлетика /Л.С. Дворкин,А.П. Слабодян,Г.П. Виноградов, К.Т. Чермит, Ю.А. Шулика. - М: Советский спорт, 2006 - 402с.
15. Дворкин Л.С. Силовые единоборства - атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг/Л.С. Дворкин. - М: Ростов-на-Дону, 2005 - 261с.
16. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология/ Ю. А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 284с.
17. Зайчик А.Ш. Патофизиология. Основы/А.Ш. Зайчик. - М.: Эксмо, 2011 - 222с.
18. Земцова И.И. Спортивная физиология. Учебное пособие для студентов вузов И.И. Земцова - Киев: Олимпийская литература. 2010. - 219 с.
19. Кочетков М.А. Бодибилдинг, атлетизм, гиревой спорт / М.А. Кочетков - М:АСТ, 2010 - 512 с.
20. Кулиненков О.С. Фармакология и физиология силы/О.С. Кулиненков. - М: МЕДпресс, 2005 - 188с.
21. Муравьев, В.Л. Пауэрлифтинг - путь к силе / В.Л. Муравьев - Спб: Светлана, 2008 - 226с.
22. Остапенко Л.Н. Пауэрлифтинг / Л.Н. Остапенко - М: Феникс, 2013 - 124с.
23. Попов Г.И. Биомеханика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.И. Попов - М: Академия, 2008. - 506с.
24. Сапин М.Р. Анатомия человека/ М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. - М: Оникс 21 век, 2008 - 242с.
25. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М: Советский спорт, 2010. - 620 с.
26. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010 - 464 с.
27. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова М: Академия, 2013 - 480 с.
28. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 508с.
29. Фохтин В.Г. Атлетизм /В.Г. Фохтин. - М: Советский спорт, 2007.-138с.
30. Фредри К.А. Всестороннее руководство по развитию силы/ К.А. Фредри, Т.А. Хэтфилд, В.Е. Пэшко, Ю.А. Богатенко, Ю.С. Черкашина. - М: Новый Орлеан, 2005 -360с.
31. Шейко Б. И. Пауэрлифтинг / Б.И. Шейко - М: Советский спорт, 2006 - 430с.
32. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. - Камянец - Подольский П.П., Буйницкий О.А., 2011, С 73 - 81.
Бальсевич, В.К. «Здоровье - в движении!», Москва, «Советский спорт»,1988, с.-3-4.
33. Бальсевич, В.К.Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 23 - 25.
34. Бартош, О.В. «Сила и основы методики её воспитания», методические рекомендации / Владивосток:Мор. гос. ун-т; 2009,С - 47.
35. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
36. Доман, Г. Гармоническое развитие ребенка: Пер.с англ. / Глен. Доман;
Сост., вступ. ст. В. Дольникова. — М.: Аквариум, 1996. — 442 с.: ил.
37. Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. — Ростов н / Д: Феникс, 2002. — 382 с.
38. Железняк, Ю.Д.Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Академия, 2004. — 269 с.
39. Захаров, Е.Н., Карасёв, А.В., Сафонов, А.А. «Энциклопедия физической подготовки», Методические основы развития физических качеств / под общей ред. Карасёва А.В.-М.:Лептос, 1994, С. 61 - 134.
40. Зибаров, О.И. «К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях» // Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 7, С. 234 - 247.
41. Иванов, С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, 3-е издание — М.: ИНФРА, 2003. — 437 с.
42. Комков, А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / Комков А.Г., Кириллова Е.Г. — // Физ.культура: воспитание, образов., тренировка. — 2002. — №1. — С. 2-5.
43. Коневой, Е.В.Физическая культура: учебн. Пособие / Под общ. ред. Е.В.
44. Конеевой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 558 с.: ил.
45. Коростелёв, Н.Б. «Найденное время», Москва «Физкультура и спорт», 1988, С - 56.
46. Круцевич, Т.Ю. «Теория и методика физического воспитания», Олимпийская литература; Киев 2008, С 8 - 13.
47. Курамшина, Ю.Ф.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
48. Лях, В.И.Журнал «Физическая культура в школе» № 6, 2005 г. 36 с.
49. Минаев, Б.Н., Шиян Б.М.Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений.
— М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
50. Приходько, С.Е. Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов // «Теория и методика физического воспитания и спорта» научно-теоретический журнал № 2.2010г., С-81 - 83.
51. Солоха, Л.К. Спортивная физиология // методических указания к теоретическому изучение курса. — Симферополь , 2003. — С. 49-60.
52. Теория и методика физического воспитания:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.М. Минаев и др.; Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.: ил.
53. Теория и методики физического воспитания:Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов,З.Н.
54. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
55. Хорунжий, А.Н.Развиваем силу // Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. — 2008. — №6. С 21 - 24.