Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Работа №153704

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ 9
1.1. Проблема психологической готовности к семейным отношениям как
психологический феномен 9
1.2. Особенности психологической готовности старшеклассников к
семейным отношениям 23
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и обобщение полученных результатов 42
2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности
старшеклассников к семейным отношениям 61
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Актуальность. Современные подростки проходят личностное становление в условиях разрушения духовных ценностей и формирования новых социальных отношений, которые оказывают негативное влияние на институт семьи. Данные тенденции в развитии института семьи характеризуются отрицательными факторами как: сокращение количества официально зарегистрированных браков, уменьшение числа детей в семье, увеличение количества неполных и кризисных семей. Эгоцентрические установки, связанные с невыполнением семьей функций социализации и воспроизводства населения,приводят к деградации личности. Изменения в современном институте семьи общества связаны с появлением новых форм брачно-семейных отношений, пропагандируемых в СМИ.
Семейные отношения имеют большое значение в жизни общества, являясь одними из ведущих в человеческих отношений, поэтому подготовка старшеклассников к ним играет ведущую роль в современном обществе. Уверенность молодого поколения в собственной готовности к семейной жизни- это одна из важнейших составляющих социальной зрелости. Семья, ее характер, уровень материального благополучия, духовное и нравственное здоровье определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге успехи и достижения всего общества.
Часто молодые люди не готовы и даже боятся вступать в брак из-за неоднозначных представлений о семейной жизни, об отношениях между супругами. На сегодняшний день у многих будущих семейных пар наблюдаетсядеформация образа супружества и представления о семейных отношениях в целом, в результате чего формируется социально­психологический феномен именуемый «семейными мифами», которые негативносказываются на качестве жизнедеятельности семьи.Одним из факторов незрелости к семейным отношениям является отсутствие психологической готовности в раннем юношеском возрасте, т.е. старшеклассников.
Степень разработанности проблемы. Анализ темы семейных отношений молодежи в последнее время осуществляется избирательно.Семейные взаимоотношения молодого поколениякак предмет научного исследования изучается нечасто. Внимание в научных трудах чаще всего
уделяется студенчеству в целом, молодежи, семье, рождаемости и брачности. Данную проблему в своих исследованиях раскрыли: Г. Беккер, О.В. Боровик, С.И. Голод, Е.О. Иванова, Ю.А. Левада, В.Т. Пуляев, Л.В. Соколов и др.
Актуальные проблемы, распределения ролей супругов в браке, добрачн ых отношений и перспективы их реализации рассматривались в работах: А.Г. Волкова, Т.А. Гурко, В.Т. Лисовского, И.В. Бестужева-Лады и др.
Важное место в семейных отношениях молодежи принадлежит термину сожительства (данное понятие подразумевает отсутствие штампа в паспорте). Изучением и анализом неофициальных браков занимались такие исследователи как: Т.А. Богданова, Е.А. Вовк, Л.Е. Лаптева, В.А. Сысенко,
З.М. Саралиевой, А.С. Щукиной. Причины и факторыраспространенности, и влияния сожительства на институт семьи проанализировали в своих работах: Т.А. Долбик-Воробей, А.Р. Михеева, А.Б. Синельников.
Общетеоретические основания исследования института семьи, пробле- мсемейных взаимоотношний, некоторые аспекты жизнедеятельности студенч еской семьи, представлены в работах: А.И. Антонова, О.Н. Безрукова, В.В Бодровой, А.Г. Вишневкого, А.Г. Волкова, Ю.А. Гаспаряна, С.И. Голода, И.С. Кона, А.Б. Синельникова.
Проблемы стабильности семьи и брака в современном мире были изло­жены в трудах Л.И. Савинова, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева и др.
С одной стороны, взросление сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), которые позволяют уменьшить границы вхождения и в брачно-семейные отношения.
С другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего возрастная граница создания семьи раздвигается до неопределенного времени. Как следствие молодое поколение готово стать родителями только физиологически, а психологиче­ски нет.Психологическая готовность подразумевает: развитие чувства долга, готовности к самопожертвованию, отказ от некоторых своих привычек, принятие новых обязательств и ответственности за близких людей. Функции семейной социализации социальными институтами выполняются на сегодняшний день не в полном объеме.В последнее время возникает ситуация, что родители не могут быть примером положительного семейного взаимодействияподросткам, с которыми можно ассоциировать свое отношение к будущей семейной жизни. Сегодня исследователи все чаще используют термин «телеэкранной социализации» (В.В Абраменкова, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова). Причинами ориентации юношей и девушек на внесемейные ценности являются непривлекательность брака и института семьи в целом, а также чрезмерная сконцентрированность на себе и своих потребностях или эгоцентризм. Наблюдается слабая ориентация и нацеленность на создание семьи и недостаточная подготовка к семейному образу жизни, как подростков раннего юношеского возраста,так и студентов старших курсов (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т.Лисовский, Е.М.Черняк, Л.Б. Шнейдер). Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подростков является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Необходимо отметить, что новых научных разработок по проблеме готовности к браку и семейным отношениям в современных социально-культурных условиях не много и до настоящего времени гендерные особенности психологической готовности к семейным отношениям изучены не в полной мере....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семейные отношения имеют большое значение в жизни общества, являясь одними из ведущих в человеческих отношений, поэтому подготовка старшеклассников к ним играет ведущую роль в современном обществе. Уверенность молодого поколения в собственной готовности к семейной жизни - одна из важнейших составляющих социальной зрелости. Семья, ее характер, уровень материального благополучия, духовное и нравственное здоровье определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге успехи и достижения всего общества.
В процессе изучения формирования готовности старшеклассников к брачно-семейным отношениям, Е.И. Зритневапонимает под готовностью личности к браку как социально-психологическое образование. Струк­турными компонентами готовности старшеклассников к семье и браку выделяет: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой.
Психологическая готовность подразумевает: развитие чувства долга, готовности к самопожертвованию, отказ от некоторых своих привычек, принятие новых обязательств и ответственности за близких людей. Выделенные противоречия позволили нам определить проблему исследования: выявление гендерных особенностей психологической готовности старшеклассников к семейным отношениям
Цель исследования заключалась в выявлении гендерных особенностей психологической готовности к семейным отношениям старшеклассников.
Объектом исследования выступала психологическая готовность к семейным отношениям старшеклассников.
Предметом исследования являлись гендерные особенности психологической готовности к семейным отношениям старшеклассников.
В термин «психологическая готовность», каждый автор интерпретирует по-своему. В связи с этим контекст использованиядефиниции «готовность» в толковых словарях русского языка истолковывается, как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь,как согласие делать что-нибудь [13].
Теоретической основой исследования послужили такие труды: аспекты жизнедеятельности студенческой семьи, общетеоретические основания исследования института семьи, проблем семейных взаимоотношений.
Работы известных психологов, изучающие вопросы семьи и брака такие как: А.И. Антоновой, О.Н. Безруковой, В.В. Бодровой, С.И. Голода, И.С. Кона, А.Б. Синельникова.
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме психологической готовности к семейным отношениям позволил определить психологическую сущность проблемы гендерных особенностей психологической готовности старшеклассников к семейным отношениям. На основе теоретического анализа материла, был подобран диагностический комплекс из методик.
На основе теоретического анализа материла, был подобран диагностический комплекс из методик.
Гипотеза исследованияо том, что у девушек и юношей существуют различия психологической готовности к семейным отношениям, а именно в представлениях о супружеской жизни и ее функций - подтвердилась.
Также были составлены рекомендации о том, что необходимо проводить работу со старшеклассниками, направленную на формирование всех компонентов психологической готовности. В данной диссертационной работе опорными компонентами психологической готовности старшеклассников к семейным отношениям являются: когнитивный, мотивационно-рефлексивный, операциональный.
Например, формирование когнитивного компонента психологической готовности может быть осуществлено с помощью проблемной беседы «Любовная лодка разбилась о быт».
Классный час «Тропинка к семейной жизни» позволит подросткам осознать того, что создание семьи нужно начинать с собственного саморазвития. Данное практическое упражнение позволит сформировать рефлексивно-мотивационный компонент готовности к семейным отношениям.
Интерактивное занятие «Как правильно вступить в брак», формирует один из важнейших компонентов-операциональный. Цель занятия заключается в развитии готовности старшеклассников к вступлению в брак, умении правильно строить внутрисемейные отношения.
Также благоприятно влияет на формирование операционального компонента готовности сюжетно-ролевая игра «Этика и психология семейной жизни».
Данные мероприятия помогут предотвратить возникновение, семейных конфликтов, снизить количество разводов в будущем. Улучшить коммуникационные процессы между супругами, а также сформировать положительный образ семьи и брака.


1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на- Дону: Феникс, 1998. 448 с.
2. Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. 183 с.
3. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Психология, 1987. 369 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Наука, 1994. 302 с.
5. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология: науч. журн., издание Российской академии наук и Института психологии РАН. 1987. №2. С.50—59.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Психология, 1980. 232. с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2013. 169 с.
8. Андреева Т.А. Психология семьи: учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. 384 с.
9. Андреева Т.А. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
10. Андреева Т.В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов): дис. канд. психол. наук. СПб., 1989. 220 с.
11. Антонюк Е.В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: дис. ... доктора психол. Наук. М., 1992. 337 с.
12. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.68 с.
13. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал: науч. журн., издание Российской академии наук и Института психологии РАН. 1992. №5. С. 12—25.
14. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки. 2018. Т. 6. № 4. С. 36—46.
15. Арутюнян М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей: дис. ...канд. филос. наук. М. 1984. 185с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ