ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как компонент
требований ФГОС ООО 6
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД» 17
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при
обучении алгебре 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПУУД 36
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе 36
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре 50
2.3. Анализ результатов апробации разработанной методики 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность исследования. В современном мире каждый образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Овладение этим обобщенным умением происходит на основе познавательных универсальных учебных действий (далее ПУУД) обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания, умение увидеть, формулировать и решать проблему.
Формирование ПУУД в образовательном процессе позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. Актуальность исследования также заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является формирование ПУУД обучающихся в ходе освоения предметных областей. С другой стороны, в настоящее время слабо изучена специфика методики предметной, в том числе и математической, подготовки, способствующей формированию ПУУД обучающихся.
Выделенное противоречие обусловило существование проблемы разработки методик обучения математике в основной общеобразовательной школе, способствующих формированию ПУУД обучающихся.
Цель исследования: разработать методику обучения алгебре обучающихся 7 классов, способствующую формированию их ПУУД.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7 классов.
Предмет исследования: методика обучения алгебре обучающихся 7 классов, направленная на формирование их ПУУД.
Гипотеза исследования: результативное формирование ПУУД обучающихся 7 классов при обучении алгебре возможно, если использовать методику, в которой ведущим методом обучения является метод проектов, а содержание курса алгебры обогащено комплексом специальных заданий и задач.
Принятая цель, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
- уточнить педагогический феномен понятия «познавательные УУД обучающихся 7 классов;
- разработать методическую модель формирования ПУУД учащихся 7классов при обучении алгебре;
- методику обучения алгебре в 7 классе, предполагающую систематическое использование метода проектов и специальных заданий и задач, направленную на формирование ПУУД;
- провести анализ результатов апробации разработанной методики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Методы исследования: аналитический обзор специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной основы основной общеобразовательной школы; моделирование; педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов и технологий для формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Итак, в настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию ПУУД, гораздо проще.
Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, умения анализировать, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации ПУУД учащихся.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является познавательная работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
ПУУД учащихся ориентированы на приобретение новых знаний путем формирования ПУУД, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
ПУУД учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа ПУУД. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность ПУУД, а также способность к исследовательскому поведению.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании познавательной мотивации школьников играет создание проблемных ситуаций, разнообразие учебного материала и приёмов учебной работы.
Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на развитие ПУУД в ходе решения алгебраических задач, в результате чего нам удалось повысить уровень развития ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на 20%.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач» подтвердилась.
Следует отметить, что разработанные приемы по формированию ПУУД в ходе решения алгебраических задач можно использовать не только в 7 классе, но и вообще в основной и старшей школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком.
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
2. Автайкина Т.О. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у школьников: Учебно-метод. пособие / Т.О. Автайкина, О.С. Власова // Библиотека журнала «Методист». - 2014. - №4. - 54 с.
3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 347 с.
4. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. М.: РУДН, 2011. - 331 с.
5. Воронцов А.Б. Алгебраические задачи в средней школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с.
7. Гончар И.А. Модель активизации ПУУД в изучении
иностранного языка иноязычного текста // МИРС. 2012. - № 1. - С. 86-92.
8. Елишев, С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные
ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. - № 2 (11). - 2011. - С. 82-96.
9. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С. Г.Щербакова, О.А. Шавейко. Метод проектов в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2014. - 223 с.
10. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминание о будущем») / В.П.Зинченко // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 229-251.
11. Ильенков Э.В. К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОЖЭК, 2002. - С. 78-84.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. 2015. - 231 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: Каро, 2012. - 145 с.
15. Колчина А.И. Принципы активизации ПУУД в изучении иностранного языка через систему Интернет// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. - СПб: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 245 с.
16. Краснопольский В.Э. Активизация ПУУД учеников средствами компьютерной техники. Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Э. Краснопольский. - Луган. Гос. Пед. ун-т имени Т.Г. Шевченко. - Луганск, 2015. - 20 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования. 2015. - 120 с.
18. Леках И. Не бойтесь фантазировать / И. Леках // Учительская газета. - 2017. - 2 февраля (№5). - С. 13.
19. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании: Автореферат дис. . д-ра пед. наук. - М., 2000. - 34 с.
20. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. - Киев, 1987. - 233 с.
21. Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: Учеб. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». - М.: Изд-во МЭИ, 2010. - 112 с.
22. Павлюк Г.Н. Метод проектов и ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся при изучении уровня информатики / Г.Н. Павлюк // Методист. - 2011. - №2. - С. 56-58.
23. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2014. - 113 с.
24. Подласый И.П. Педагогика средней школы. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
25. Разина Н.А. Формирование учебной активизации ПУУД как одна из центральных проблем современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Междунар. научно-практ. конф. - Ч. 4 / отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Першина, 2014. - 135 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 145 с.
27. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. - М., 2015. - 134 с.
28. Столяр А.А. Педагогика алгебры: Учеб. пос. - Минск: Высш. шк., 2014. - 414 с.
29. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2012. - 21 с.
30. Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с.
31. Хашко Е.В. Организация ПУУД учащихся в средней школе / Е.В. Хашко, А.В. Золотько // Завуч средней школы. - 2015. - №5. - 76 с.
32. Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с.
33. Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. - 348 с.
34. Хрестоматия по методике алгебры. Пособие для студ., аспир. и преподават. мат. спец. пед.вузов, учит.алгебры общ. шк. /Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. - Арзамас: АГПИ Часть 1. Обучение через задачи, 2013. -300 с.; Часть 2. Методы обучения. 2014.- 286 с.
35. Шикин Е. В., Шикина Г. Е. О преподавании алгебры гуманитариям // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 104-114.
36. Школьное геометрическое образование /Сост. Ю.А. Дробышев. Часть 1. Справочник. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2014.- 244 с.
37. Шустеф Ф.М. Общая методика преподавания алгебры.
Тематический библиограф. Указатель. - Мн.: Высшая шк., 2015. - 236 с.
38. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение алгебре в школе /
Укрупнение дидактических единиц: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АО: «Столетие», 2014. - 320 с.
39. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. - 173 с.
40. Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. - 204 с.