Формирование познавательных универсальных учебных умений учащихся 7 классов при обучении алгебре
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как компонент
требований ФГОС ООО 6
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД» 17
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при
обучении алгебре 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПУУД 36
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе 36
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре 50
2.3. Анализ результатов апробации разработанной методики 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как компонент
требований ФГОС ООО 6
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД» 17
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при
обучении алгебре 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПУУД 36
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе 36
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре 50
2.3. Анализ результатов апробации разработанной методики 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность исследования. В современном мире каждый образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Овладение этим обобщенным умением происходит на основе познавательных универсальных учебных действий (далее ПУУД) обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания, умение увидеть, формулировать и решать проблему.
Формирование ПУУД в образовательном процессе позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. Актуальность исследования также заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является формирование ПУУД обучающихся в ходе освоения предметных областей. С другой стороны, в настоящее время слабо изучена специфика методики предметной, в том числе и математической, подготовки, способствующей формированию ПУУД обучающихся.
Выделенное противоречие обусловило существование проблемы разработки методик обучения математике в основной общеобразовательной школе, способствующих формированию ПУУД обучающихся.
Цель исследования: разработать методику обучения алгебре обучающихся 7 классов, способствующую формированию их ПУУД.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7 классов.
Предмет исследования: методика обучения алгебре обучающихся 7 классов, направленная на формирование их ПУУД.
Гипотеза исследования: результативное формирование ПУУД обучающихся 7 классов при обучении алгебре возможно, если использовать методику, в которой ведущим методом обучения является метод проектов, а содержание курса алгебры обогащено комплексом специальных заданий и задач.
Принятая цель, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
- уточнить педагогический феномен понятия «познавательные УУД обучающихся 7 классов;
- разработать методическую модель формирования ПУУД учащихся 7классов при обучении алгебре;
- методику обучения алгебре в 7 классе, предполагающую систематическое использование метода проектов и специальных заданий и задач, направленную на формирование ПУУД;
- провести анализ результатов апробации разработанной методики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Методы исследования: аналитический обзор специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной основы основной общеобразовательной школы; моделирование; педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов и технологий для формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Формирование ПУУД в образовательном процессе позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. Актуальность исследования также заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является формирование ПУУД обучающихся в ходе освоения предметных областей. С другой стороны, в настоящее время слабо изучена специфика методики предметной, в том числе и математической, подготовки, способствующей формированию ПУУД обучающихся.
Выделенное противоречие обусловило существование проблемы разработки методик обучения математике в основной общеобразовательной школе, способствующих формированию ПУУД обучающихся.
Цель исследования: разработать методику обучения алгебре обучающихся 7 классов, способствующую формированию их ПУУД.
Объект исследования: процесс обучения алгебре обучающихся 7 классов.
Предмет исследования: методика обучения алгебре обучающихся 7 классов, направленная на формирование их ПУУД.
Гипотеза исследования: результативное формирование ПУУД обучающихся 7 классов при обучении алгебре возможно, если использовать методику, в которой ведущим методом обучения является метод проектов, а содержание курса алгебры обогащено комплексом специальных заданий и задач.
Принятая цель, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
- уточнить педагогический феномен понятия «познавательные УУД обучающихся 7 классов;
- разработать методическую модель формирования ПУУД учащихся 7классов при обучении алгебре;
- методику обучения алгебре в 7 классе, предполагающую систематическое использование метода проектов и специальных заданий и задач, направленную на формирование ПУУД;
- провести анализ результатов апробации разработанной методики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Методы исследования: аналитический обзор специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной основы основной общеобразовательной школы; моделирование; педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов и технологий для формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Итак, в настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию ПУУД, гораздо проще.
Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, умения анализировать, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации ПУУД учащихся.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является познавательная работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
ПУУД учащихся ориентированы на приобретение новых знаний путем формирования ПУУД, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
ПУУД учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа ПУУД. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность ПУУД, а также способность к исследовательскому поведению.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании познавательной мотивации школьников играет создание проблемных ситуаций, разнообразие учебного материала и приёмов учебной работы.
Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на развитие ПУУД в ходе решения алгебраических задач, в результате чего нам удалось повысить уровень развития ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на 20%.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач» подтвердилась.
Следует отметить, что разработанные приемы по формированию ПУУД в ходе решения алгебраических задач можно использовать не только в 7 классе, но и вообще в основной и старшей школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком.
Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, умения анализировать, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации ПУУД учащихся.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является познавательная работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
ПУУД учащихся ориентированы на приобретение новых знаний путем формирования ПУУД, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
ПУУД учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа ПУУД. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность ПУУД, а также способность к исследовательскому поведению.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании познавательной мотивации школьников играет создание проблемных ситуаций, разнообразие учебного материала и приёмов учебной работы.
Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на развитие ПУУД в ходе решения алгебраических задач, в результате чего нам удалось повысить уровень развития ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на 20%.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач» подтвердилась.
Следует отметить, что разработанные приемы по формированию ПУУД в ходе решения алгебраических задач можно использовать не только в 7 классе, но и вообще в основной и старшей школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И АЛГЕБРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Задачи на доказательство по алгебре и началам математического анализа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022



