Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №153681

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы мотивации правовой компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Сущность правовой компетентности в гуманитарных науках 11
1.2 Мотивация правовой компетентности 17
1.3 Методы решения проблемы развития мотивации правовой
компетентности людей с ограниченными возможностями
здоровья в России 20
1.4 Социальная и психологическая характеристика молодых людей с
ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом 26
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по мотивации к правовой компетентности людей с ограниченными возможностями здоровья
2.1 Методика и этапы исследования 36
2.2 Анализ результатов первичного и вторичного
эмпирических исследований 46
Вывод по второй главе 62
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение 1. Программа по развитию правовой компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья отдаленных районов Красноярского края 78
Приложение 2. Рекомендации специалистам центров социального
обслуживания населения по развитию мотивации к правовой компетентности у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья 89

Актуальность исследования. По статистическим данным Министерства Социальной политики Красноярского края - по состоянию на 01.01.2013 года, количество людей, имеющих инвалидность более 212 тысяч человек [86].
К сожалению, несмотря на то, что ведется приобщение людей, имеющих инвалидность, к социальной жизни на всех уровнях развития общества, в самых различных направлениях, люди с инвалидностью, тем не менее, остаются крайне пассивными из-за ослабленного здоровья, психофизических возможностей, ощущения одиночества и духовного вакуума.
Эта категория населения требует особого внимания в плане оказания правовой помощи и психологической поддержки. Именно у этой категории людей чаще всего возникают кризисы, срывы, крушения планов и надежд, как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности. Социализация играет огромную роль, как в жизни общества, так и личности. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.
На сегодняшний день безвозмездная правовая помощь людям с инвалидностью оказывается специалистами организаций и учреждений социальной защиты населения, центров социального обслуживания населения, юридической клиникой Сибирского Федерального университета, все это неплохо организовано в г. Красноярске, но этой помощи катастрофически не хватает.
Очень удручающая картина низкого уровня правовой компетентности прорисовывается в общении с людьми (во время проведения мероприятий), имеющими инвалидность и представителями малоимущего населения в отдаленных городах и районах Красноярского края. Люди не знают о своих правах и возможностях, если еще, кое-как, ориентируются в вопросах социального обеспечения, то о законах, связанных с трудоустройством даже не слышали. То же самое - в сфере культуры, образования.
Мы считаем, что для того, чтобы люди поверили в свои права и возможности нужно разработать комплексный подход к решению проблемы правовой компетентности людей с инвалидностью с учетом их психологических особенностей. И здесь недостаточно только юридической помощи, либо только психологической. Нужно объединять усилия. И только так возможно оказывать квалифицированную помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в социализации. Мы уверены, в том, что вышеуказанный подход поможет большому количеству молодых людей с инвалидностью поверить в свои силы, повернуться лицом к обществу, наконец, трудоустроиться, что немаловажно в жизни любого человека и, конечно, поверят в то, что получив образование, они или их дети будут достойными членами современного общества.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе как отечественной, так и зарубежной правовой компетентности уделено большое внимание. Вопросы ее структуры, функций обсуждаются в работах И.Е. Зимней, Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Н.М. Кейзерова, Н.И. Иголевича, В.И. Андреевой, Л.М. Гончаровой, И.К. Денисенко и других правоведов и психологов.
Изучению закономерностей формирования мотивации к развитию правовой компетентности в современной психологической литературе посвящено значительное количество работ таких авторов, как: Е.В. Аграновская, И.К. Денисенко, Л.М. Гончарова, И.А. Зимняя, Н.М.
Кейзеров, В.М. Сырых и другие.
Анализ состояния разработки вопроса на теоретическом и практическом уровнях, выявил следующие противоречия в социальном и психолого-педагогическом аспектах исследований:
• между жизнедеятельностью современного российского общества и низким уровнем правовой компетентности людей с ограниченными возможностями здоровья.
• между потребностью государства в мотивации развития правовой компетентности современного российского общества и отсутствием заинтересованности вовлечения в данный процесс социализации, интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья.
• между потребностью граждан в мотивации развития своей правовой компетентности и пассивной жизненной позицией большинства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявление мотивов развития правовой
компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: правовая компетентность людей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: мотивы развития правовой компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: в структуре мотивации к правовой
компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья наиболее выражены такие мотивы, как:
• желание быть юридически грамотным человеком;
• уметь пользоваться информационно-правовыми системами;
• уметь реализовывать и защищать свои права и законные интересы в судах, других инстанциях, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы правовой компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить сущность и виды мотивов развития правовой
компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать модель структуры мотивов развития правовой компетентности.
4. Разработать и апробировать программу мотивации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья к развитию правовой компетентности.
5. Разработать методические рекомендации для специалистов центров социального обслуживания населения, направленных на мотивацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья к развитию правовой компетентности.
Методологические основы исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный и деятельностный подходы.
• принцип системного подхода (А.Н.Леонтьев, В.А.Рубенштейн);
• принцип развития (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, А.В.Запорожец);
• принцип единства сознания и деятельности (А.В.Брушлинсий, С.Л.Рубенштейн).
• концепция личности как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов);
• положения о единстве мотивов, целей и ценностей личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.И.Додонов, А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
• концепции саморазвития личности в образовательном процессе, подчеркивающие субъектный характер учебной деятельности студента (В.И.Андреев, И.А.Зимняя, Л.А.Казанцева, Л.М.Попов, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, Т.И.Шамова и др.).
Методы исследования:
1. Применение теоретического анализа, обобщение и интерпретация научных данных, отечественного и зарубежного опыта по теме исследования.
2. Эмпирические методы исследования: опрос (модифицирован А. Грузинцев), опрос (16 факторный опросник Р. Кеттелла); анкетирование (оценка правовых умений молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (модифицирована А. Грузинцев); представление о праве молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (модифицирована А. Грузинцев); мотивация к успеху (по методике Т. Элерса).
3. Статистическая, математическая обработка данных....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы исследовали представление молодых людей с ограниченными возможностями здоровья о праве, определяли оценку их правовых умений, выявляли мотивы данной категории граждан к самостоятельному изучению юридических дисциплин, а также определяли личные качества молодых инвалидов, необходимые для применения полученных знаний на практике в целях защиты и отстаивании своих (своего близкого окружения) конституционных прав, свобод и законных интересов в суде, других инстанциях и в отношениях с третьими лицами.
1. Правовая компетентность - это результат овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения. Это сформированные значимые личностные качества, личностная характеристика индивида, отражающая его способность использовать универсальные способы деятельности, основанная на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях.
2. Мотивы к развитию правовой компетентности у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья — это побуждение их к повышению своего уровня правосознания и правовой культуры, посредством занятия своим самообразованием и саморазвитием.
3. Результаты, полученные в ходе проведения исследования о представлении у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья о праве, свидетельствуют о том, что большинство людей с инвалидностью стремятся знать свои конституционные прав и понимать содержание законов, готовы пожертвовать частью своего свободного времени для посещения на безвозмездной основе правовых семинаров, в целях изучения основ различных отраслей действующего законодательства Российской Федерации.
4. Результаты, полученные в ходе исследования оценки правовых умений у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, говорят о том, что подавляющее количество молодых инвалидов умеют пользоваться Интернетом и могут самостоятельно найти нужную правовую информацию, однако очень небольшое количество из них умеет понимать, толковать и применять на практике полученные сведения.
5. Сводные данные изучения мотивации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья к развитию правовой компетентности свидетельствуют об активной жизненной позиции подавляющей части испытуемых и их заинтересованности в развитии своей правовой компетентности.
6. Согласно результатам, полученным в ходе определения уровня правовой компетентности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, большинство молодых инвалидов из числа опрошенных не удовлетворены своими способностями к пониманию содержания правовых норм законов и иных правовых актов и выразили готовность к самообразованию в сфере юриспруденции.
7. Согласно результатам корреляционного анализа значимыми для развития правой компетентности является наличие у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья таких качеств, как: общительность, интеллектуальность, дипломатичность, самостоятельность, самодисциплина.
8. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Развитие мотивов к правовой компетентности с помощью специальной программы по ее развитию у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья , способствует повышению уровня их правосознания и правовой культуры, что является одним из необходимых условий социализации и интеграции указанной категории граждан в социум.


1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Г енеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//«Российская газета», 10.12.1998.
2. «Декларация о правах инвалидов» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1971).
3. «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи 20.12.1971).
4. «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи 13.12.2006).
5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 01.06.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151 (в ред. от
17.04.2002 № 244) «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
9. Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие. - М.: СПб,. 2001.­112 с.
10. Аграновская Е.В. Правовая компетентность и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. - М., 1998. - 37с.
11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев// - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 83с.
12. Албегова И.Ф. Техника трудоустройства в социальной адаптации населения // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 // Под ред. В.В. Козлова. - Кострома, 1996. - с. 53-57.
13. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010 - 58 с.
14. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. СПб., 2001.-18 с.
15. Бурдье П. Социология политики.- М., 1993.- с. 111-112...130


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ