Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Анализ содержания понятия «социально-психологический климат» в
контексте научных исследований 9
1.2. Специфика социально-психологического климата в педагогическом
коллективе ДОО 15
1.3. Условия формирования благоприятного социально-психологического
климата в педагогическом коллективе 22
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Изучение уровня социально-психологического климата в педагогическом
коллективе дошкольной образовательной организации 30
2.2. Разработка программы мероприятий в области создания условий в
формировании социально-психологического климата в организации 43
2.3. Анализ результатов исследования 48
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
При внедрении федерального государственного образовательного стандарта изменилась система отечественного образования на всех её ступенях. Изменились требования научного осмысления связанные с изменением правил, устоявшихся форм социального взаимодействия внутри современной системы образования. В этой связи, успех, осуществляемый в последние годы изменений, зависит от того, насколько формирующиеся внутри системы образования формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития российского образования в целом.
Важнейшей областью в пространстве социальных отношений в системе образования является взаимодействия внутри педагогических коллективов. Социально-психологическая атмосфера, от которой зависит не только качество современного российского образования, но и отношение педагогов к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и удовлетворенность своей работой.
Педагогический коллектив -сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе работы неизбежно возникают сложные ситуации, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение руководителя в системах отношений «руководитель - воспитатель», «руководитель - педагогический коллектив» [10].
Выбор правильного варианта действия требует от руководителя не только знаний, но и мудрости и педагогического такта. Основой моральной подготовки педагога могут служить материалы из жизни самой дошкольной организации, где существуют кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы отношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога в общении с наиболее разными личностями и коллективами.
В благоприятных социально-психологических условиях работы значительно легче простроить действенный образовательный процесс, так как только при проявлении заботы, внимания к нуждам, бедам и радостям своих коллег, взаимопомощь в инициативе друг друга и поддержании творческих проявлений можно добиться успеха в профессиональной деятельности. Психологи отмечают, что в человеке значительно проще заметить минусы, чем плюсы.
Анализ научных исследований по проблеме формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации позволил выделить ряд противоречий:
• между объективной необходимостью дошкольных организаций в разработке и реализации новых методов формирования благоприятного социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и недостаточной компетентностью руководящих кадров в данном направлении;
• между необходимостью развития общих интересов педагогов и нежеланием педагогов общаться друг с другом на темы не связанные с профессиональной деятельностью.
Ввиду вышесказанного выявилась проблема, заключающаяся в поиске эффективных способов формирования благоприятного социальнопсихологического климата педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Данная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации».
Цель исследования:выявить и теоретически обосновать условия формирования благоприятного социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования:социально-психологический климат в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования:условия формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования сформулирована нами следующим образом:формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе будут способствовать следующие условия:
1. целенаправленная деятельность руководителя, направленная на сплочение сотрудников в области профессиональной деятельности;
2. осуществление специальных мероприятий, способствующих развитию общих интересов сотрудников, не связанных с профессиональной деятельностью.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и состояние проблемы создания благоприятного социально-психологического климата в психолого - педагогических исследованиях.
2. Подобрать инструментарий и изучить особенности социальнопсихологического климата коллектива дошкольной образовательной организации.
3. Разработать план мероприятий в области создания условий благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОО.
4. Апробировать предложенный план мероприятий в конкретной дошкольной образовательной организации и определить ее значимость и целесообразность.
Основные методы исследования:общетеоретические (анализ педагогической, психологической, социологической, справочно
энциклопедической литературы, обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование); статистические (качественный и количественный анализ результатов исследования, критерий Фишера).
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные работы, посвященные вопросамформирования благоприятного
психологического климата Н.П. Аникеева, А.Н. Лутошкин, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, И.Е. Шварц, А.Г. Ковалев, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.Е. Панферова, В.В. Бойко, Б.Д. Парыгин, А.И. Донцов, А.Н. Сухов, Е.В. Шорохова, В.В. Шпалинский и др.
Проблемы социально-психологического климата были раскрыты в работах советских и российских ученых Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.А. Богалеву, В.В. Бойко, Ф.Н. Гоноболина, В.К. Елманова,
З.Ф. Есарева, А.Г. Ковалева, Н.В. Кузьмина, Г.И. Михалевская, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, Р.Х. Шакуров и др.
Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Р. Камминс, О. Келлер, Д. Кинг, Р. Мариотт, Е. Саут, У. Шутц и другие зарубежные психологи.
Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольная
образовательная организация пгт. Березовка, которая состоит из двух корпусов, один из которых составил экспериментальную группу, а другой - контрольную.
Всего в ходе исследования в рамках данной работы приняло участие 50 педагогов дошкольной образовательной организации.
Этапы исследования:
На первом, теоретическом этапе (2018-2019 гг.) проводилось теоретическое изучение педагогической и психологической литературы по проблематике работы; разрабатывался категориальный аппарат, определялись исходные теоретические положения; уточнялись основные задачи, и разрабатывалась рабочая гипотеза исследования.
На втором, экспериментальном этапе (2019-2020 гг.) разрабатывалась методика и технология опытно-экспериментальной работы; проводилась диагностическая работа; создавались и реализовывались условия для создания благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
На третьем, обобщающем этапе (2020 г.) проводились анализ,
обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение выводов, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования: уточнено содержание понятий «социально-психологический климат» и «Психологический климат»; конкретизированы условия формирования социально-психологического климата; разработан план мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОО; проведена апробация разработанной программы на базе ДОО пгт. Березовка, Красноярский край; обосновано и доказано, что условия, заявленные в гипотезе исследования, в совокупности обеспечивают возможности формирования благоприятного социально-психологического климата.
Теоретическая значимость исследованияопределяется тем, что проведенное нами исследование вносит определенный вклад в понимание проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что в исследовании подобран диагностический инструментарий, который может быть использован для диагностирования климата в коллективе дошкольной
образовательнойорганизации. В исследовании подобран комплекс мероприятий, которые направлены на формирование благоприятного социально-психологического климата в дошкольной
образовательной организации...
Таким образом, делая общий вывод по проделанной работе, отметим следующее.
Социально-психологический климатявляется суммарным эффектом от воздействия комплекса различных факторов, которые оказывают влияние на персонал организации.
Ученые, как правило, связывают формирование социальнопсихологического климата в коллективе с воздействием факторов макро- и микросреды, к которым относят общественно-политическую и экономическую ситуации в стране, и элементы материальных и духовных ценностей личности в коллективе.
Основные особенности в педагогических коллективах, усложняющие проблему формирования социально-психологического климата.
Во-первых, это постоянная повышенная психологическая нагрузка на педагогов как следствие их непосредственной деятельности - работы с детьми.
Во-вторых, педагогика - творческая область труда, часто не поддающаяся коррекции простыми административными методами. Вместе с тем педагоги часто очень восприимчивы к оценке своего труда и своей личности.
В-третьих, каждый сформировавшийся педагог (сознательно или нет) воспринимает себя Учителем, имеющим право объяснять другим, как правильно поступать, работать, жить и критически оценивающим несогласующиеся с его видением взгляды.
В-четвёртых, педагогический коллектив часто является женским по составу, как следствие более эмоциональным, менее склонным к принятию чётких логичных решений.
Структурными компонентами социально-психологического климата коллектива являются: ответственность, коллективизм, сплоченность,
контактность, организованность, информированность.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации могут выступать: целенаправленная деятельность руководителя, направленная на сплочение сотрудников в области профессиональной деятельности и осуществление специальных мероприятий, способствующих развитию общих интересов сотрудников, не связанных с профессиональной деятельностью.
Анализ условий формирования благоприятного социально- психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации пгт. Березовка, проведенный с помощью двух методик: «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В.Шпалинский, Э.Г.Шелест и «Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе» А.С. Михайлюк, Л.Ю. Шарыто основанные на выявлении типов и компонентов социально-психологического климата показали, что и в экспериментальной и в контрольной группах компоненты поведенческий и когнитивный находятся очень низком уровнях: 60% и 77% соответственно.
В контрольной группе, как и в экспериментальной, наиболее низкий уровень когнитивный и поведенческий компоненты. Наиболее высоко развит у респондентов контрольной и экспериментальной группы такой компонент, как поведенческий.
В ходе разработки ряда мероприятий в области формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе были представлены направления работы с педагогами в рамках каждого компонента социально-психологического климата.
Так, в рамках развития поведенческого компонента были предложены и реализованы сессия тренингов рассчитанная на 8 рабочих днейс использованием таких упражнений, как: «Найди похожих», «Что
изменилось?», «Турпоход», «Кто есть, кто?», «Расскажи мне обо мне», «Кочки» и другие.
В рамках развития эмоционального компонента проведены тимбилдинг мероприятия выездного характера по следующих темам: «День дошкольного работника» и «Новый год к нам мчится».
И наконец, в рамках когнитивного компонента были проведены внутри ДОО педагогический совет и семинары-практикумы.
Эффективность разработанной программы мероприятий в области формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе, с нашей точки зрения, заключается в следующем: -во-первых, благодаря формированию профессиональной команды, и сплоченности коллектива повысится работоспособность педагогов;
- во-вторых, общие интересы педагогов не связанные с профессиональной деятельностью позволили выстроить в коллективе доверительные отношения и взаимовыручку.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что сплочение коллектива и нахождение общих интересов не связанных с профессиональной деятельностью были достигнуты путем совместного прохождения ряда мероприятий, что повлекло за собой и общее увеличение удовлетворенности коллективом у отдельных его участников. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. 2015. № 6. С. 123.
2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2008. 193с.
3. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб: Речь, 2004. 184с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: АСТ. 2010. 352 с.
6. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Обучение & карьера. 2005. № 35. С. 70.
7. Грошев И.В. Как принимают решения женщины и мужчины - руководители// ЭКО. 1996. №4. С. 15
8. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб: Речь, 2005. 128 с.
9. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю. Управление социальнопсихологическим климатом на предприятиях//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 2. С. 161-168.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. 3-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 2001. 165 с.
11. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально
психологических понятий.Л.: Лениздат, 1987. 143 с.
12. Кошелева Е.А. Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе: ВКР [Электронный ресурс]. URL.: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/Koshelev aEA/KSu-dipl-062.htm# (дата обращения: 15.02.2020).
13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Лениздат, 1967. 173 с.
14. Литвинов В.Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. М.: Просвещение, 2004. 112 с.
15. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ М.: ТЦ, 2005. 160с....45