Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Психофизиологические аспекты речевого голоса 6
1.2. Особенности голоса у детей с дизартрией 10
1.3. Анализ методик по коррекции голоса у детей с дизартрией... 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей голоса у детей с
дизартрией
2.1 Цель, задачи и анализ методики исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 35
2.3 Методические рекомендации 40
Заключение 44
Литература 46
Приложения 48
Актуальность данной работы заключается в том, что разного рода нарушения голоса у детей с дизартрией оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно - психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть, то значение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, например, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные её проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений - от полной потери голоса до незначительных его изменений.
Одним из компонентов просодической стороны речи является голос. Он обеспечивает слышимость речи, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения проявляются как в информативно - коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка. В связи с этим возникает необходимость изучения и коррекции не только системы языка у ребенка с недоразвитием речи, но и состояния его голоса, так как голос имеет важное значение в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Особого внимания в этом аспекте требуют дети дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией, одним из симптомов которой является псевдобульбарный паралич, проявляющийся в речи слабым, монотонным, хриплым оттенком всех звуков, затруднением движений органов артикуляции, парезом мягкого неба.
Проблема изучения голоса издавна привлекала внимание ученых.
Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются С.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Они изучали причины и развитие расстройств голосового аппарата, разрабатывали научные основы постановки голоса, изучали типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования. Отдельные вопросы, затрагивающие нарушения голоса как симптома другого речевого расстройства (дизартрии, алалии, ринолалии) отражены в исследованиях Е.С. Алмазовой, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Лопатиной, Т.Б. Филичевой. Методические рекомендации по восстановлению голоса при различных его нарушениях даны С.Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е.В. Лавровой (1975, 1977, 1984), О.С. Орловой (1978, 1981, 1985, 2005).
В связи с выше сказанным возникает проблема в изучении нарушений голоса у детей с дизартрией и их преодолении. Проблема эта может быть решена на основе осуществляемой радом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.
Целью данной работы является изучение нарушения голоса у детей с дизартрией и подбор методических рекомендаций для его коррекции.
Объект: нарушения голоса у детей.
Предмет: проявления нарушений голоса у детей с дизартрией.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с дизартрией будут выявлены нарушения качеств голоса, которые проявляются в том, что:
• восприятие интонации сформированы лучше, чем воспроизведение;
• наиболее нарушены будут модуляции голоса по высоте и воспроизведение тембра;
• воспроизведение голоса по силе будет нарушено значительно меньше, чем воспроизведение голоса по высоте.
Выявленные нарушения позволят нам подобрать комплекс заданий и упражнений для их коррекции.
Задачи работы, следующие:
1. Проанализировать психофизиологические аспекты речевого голоса.
2. Проведение экспериментального исследования для выявления особенностей голоса у детей с дизартрией.
3. На основе выявленных нарушений подобрать комплекс упражнений для коррекции нарушений голоса.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
• положения психологии о языке, как важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев).
Практическая значимость исследования: изучение особенностей голоса у детей с минимальными дизартрическими проявлениями и разработка методических рекомендаций для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией.
Основные этапы исследования:
Первый этап был посвящен изучению и анализу общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап предусматривал подбор методик для констатирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования осуществлялась реализация экспериментальной программы, анализировались полученные данные.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ№14 г. Дивногорск. Речевая группа «Ромашка».
Экспериментальная группа - дети с дизартрией 5-6-ти летнего возраста.
Методы исследования:
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы с учетом объекта, и предмета исследования использовались следующие методы исследования:
—теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
—изучение и анализ медико-педагогической документации;
—психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, — качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В рамках решения первой задачи мы проанализировали теоретические основы нарушений голоса у детей с дизартрией (Е.С. Алмазова, О.В. Правдина, Л.С. Волкова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Лопатина, Т.Б. Филичева).
Дизартрия определяется как нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничения подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна,
маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.
Г олос имеет важное значение в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Коррекцией голоса у детей занимались такие авторы как - С.Л. Таптапова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, В.В. Емельянов, Г.Н. Иванова- Лукьянова и др.
В рамках второй задачи были подобраны методы диагностики нарушений голоса у детей с дизартрией и проведён анализ. Мы использовали методику обследования Е.С. Алмазовой. Методика включала:
1. Блок - восприятие голоса;
2. Блок - воспроизведение голоса.
Проведя анализ полученных результатов, мы выяснили, что:
• С высоким уровнем - 60% детей;
• Со средним уровнем - 40%;
• С низким уровнем - 0.
В первом блоке - восприятие голоса, на высоком уровне справилось - 90% детей, на среднем уровне - 10%, с низким уровнем, детей, не было выявлено.
В восприятии голоса были допущены ошибки такие, как:
• дети не могли различить низкий голос от высокого;
• с трудом различали интонации: удивление - радость, испуг - грусть;
• путали вопросительные предложения с восклицательными.
Во втором блоке - воспроизведение голоса, на высоком уровне справилось - 30% детей, на среднем уровне - 70%, с низким уровнем, детей не было выявлено.
В воспроизведении голоса были допущены ошибки такие, как:
• дети не могли модулировать голос по высоте;
• наблюдались трудности в изменении силы голоса;
• не могли выразить голосом тембровые оттенки настроения;
• были трудности в различении вопросительных предложений от повествовательных.
В рамках решения третей задачи были подобраны методические рекомендации на основе работ: Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, В.В. Емельянова, Г.Н. Иванова-Лукьяновой и др.
В ходе исследования были разработаны методические рекомендации для детей с нарушением воспроизведения голоса по высоте, по силе, тембру и интонации. В рамках методических рекомендаций были подобраны комплексы упражнений для формирования:
• силы голоса;
• высоты голоса;
• тембра голоса;
• воспроизведения вопросительной, восклицательной интонации.
Индивидуально для 1 ребёнка со средним уровнем введены упражнения на восприятие голоса по высоте, тембру и интонации.
Работа над голосом включала:
• дыхательную гимнастику;
• вокальные занятия (пение);
• логоритмические упражнения ;
• игру на губной гармошке.
Таким образом: цель достигнута, задачи решены, гипотеза
подтвердилась.
1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 400 с.
2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 192 с.
3. Артемова Е.Э.: «Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями»
4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198.
5. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989.
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. - 680 с.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1996. - 143 с.
8. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962
10. Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при
расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.
11. Козырева О.А. Логопедические технологии: учебное пособие; КГПУ им. В.П.Астафьева, - Красноярск, 2015.
12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
13. Михаил Щетинин:"Дышите правильно. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой против болезней".
14.О детском голосе. Под ред. Н. Д. Орловой. М., Просвещение, 1966.
15. Поваляева М.А.Справочник логопеда. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445 с....18