Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 9
1.1. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект освоения ценностей
общества 9
1.2. Цели и содержание освоения детьми старшего дошкольного возраста
ценностей общества 15
1.3. Воспитательный потенциал дошкольной образовательной организации в развитии нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.. ..20
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 34
2.1. Анализ и интерпретация констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы 34
2.2. Анализ и интерпретация формирующего этапа опытноэкспериментальной работы 39
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что проблема развития нравственного сознания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном мире. Разнообразие мнений, взглядов, убеждений, образцов поведения людей окружают сегодня растущего человека в повседневной жизни, в виртуальном пространстве, в литературе. Важно научить подрастающее поколение сознательно ориентироваться на традиционные духовно-нравственные ценности российского народа. Воспитание детей сегодня рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [47].
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует, чтобы воспитательная работа с дошкольниками была направлена «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности» [48].
В настоящее время известно много педагогических приемов и методов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Однако, по мнению многих ученых, воспитательный процесс является наиболее сложным педагогическим процессом в связи с тем, что в процессе воспитания участвуют родители, родственники, соседи, педагоги и другие люди, мнения которых о моральных нормах могут значительно отличаться; результаты воспитательного процесса отдалены во времени, они не столь явно видны, как в процессе обучения, отличаются неопределённностью и вариативностью и др. Поэтому необходимо определить педагогические условия развития нравственного сознания детей на современном этапе.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. о необходимости нравственного воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием методического обеспечения эффективных условий формирования нравственного сознания детей дошкольного возраста в современных условиях.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: обоснование и реализация педагогических условий развития нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста посредством реализации педагогических условий.
Гипотеза исследования: развитие нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если выделить и реализовать следующие педагогические условия:
• организация взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО с учреждениями окружающей социальной микросреды по формированию у старших дошкольников представлений о базисных этических понятиях, нормах и правилах поведения;
• включение детей в решение проблемных ситуаций этической направленности.
Задачи исследования:
• проанализировать особенности ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта освоения ценностей общества;
• выявить цели и содержание освоения детьми старшего дошкольного возраста ценностей общества;
• проанализировать воспитательный потенциал дошкольной образовательной организации в развитии нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста;
-осуществить анализ и интерпретацию констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы;
• осуществить анализ и интерпретацию формирующего этапа опытно - экспериментальной работы;
• осуществить анализ и интерпретацию завершающего этапа опытно - экспериментальной работы;
Теоретическая база исследования:
В отечественной психологии изучением развития нравственности занимались Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, Л.Ф. Островская, Т.О. Пономаренко и др. Теоретическая проработка дефиниций «нравственность», «нравственное сознание» наиболее полно освещена в работах Л.Н. Антилоговой, В.О. Голубкова, В. В. Знакова, И.О. Ким, В.М.Миниярова, Д.В. Иванова, Л.П. Князевой, С.А. Козловой, А.А. Люблинской, И.А. Ветлугиной и других авторов.
Таким образом, тема нравственного сознания актуальна во все времена.
Методы исследования.
1. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
2. Эмперические методы тестирование: использовались методики: методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы педагогами ДОО в воспитательном процессе, а также студентами педагогических вузов при подготовке рефератов, докладов и прохождении практик.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ДОО ХХХ Красноярского края.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения с выводами, списком используемой литературы и приложения
По результатам исследования темы выпускной квалификационной работы были сделаны следующие общие выводы:
Ценности общества, культура, традиции, обычаи и сложившиеся в обществе морально-духовные принципы определяют качество и характер будущей личности ребенка, который впитывает в себя все особенности этого общества.
Цели освоения духовных ценностей общества детьми старшего дошкольного возраста сводятся к тому, что ребенок, наблюдая духовную сферу общества, в целом должен сформировать свое видение мира в плане религии, искусства и культуры для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Цели освоения нравственных ценностей общества детьми старшего дошкольного возраста заключаются в том, что, перенимая нравы общества, дети учатся оценивать мир с точки зрения добра и зла.
Цели освоения детьми старшего дошкольного возраста эстетических ценностей общества заключаются в том, что эстетически развитые дети должны получить способность оценивать мир на основе собственных представлений прекрасного и оценивать мир по тому, на сколько он близок к тому идеалу, которое диктует общество.
Цели освоения политических ценностей общества детьми старшего дошкольного возраста заключаются в том, что, прививая политические ценности, воспитатель формирует в ребенке понятия патриотизма и любви к родине, что весьма важно реализовывать по отношению к людям еще с малых лет т.к. принято считать, что патриотизм и любовь к родине - это основа гражданственности.
Цели освоения детьми старшего дошкольного возраста экономических ценностей общества заключаются в том, что, осваивая эти ценности, дети получают возможность находить и понимать выгоду в материальном плане с малых лет.
Как понятие, нравственное воспитание принято рассматривать в качестве процесса, в ходе которого осуществляется целенаправленное и регулярное воздействие на сознание человека с целью формирования в сознании воспитанника необходимых нравственных качеств, которые соответствуют требованиям того общества, в котором пребывает и развивается человек как личность.
Семья формирует начальные системы ценностей ребенка старшего дошкольного возраста и ценности семьи в которой развивается ребенок преобразуются в дальнейшем в собственные ценности ребенка старшего дошкольного возраста, которые лягут в основу его ценностно-смысловых ориентаций в дальнейшем.
Общество, как и семья, принимает непосредственное участие в процессе формирования характера, нравов и ценностей детей старшего дошкольного возраста. В отличие от воспитания в семье или в обществе, в дошкольных учреждениях формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций детей старшего дошкольного возраста является целенаправленным, контролируемым и научно обоснованным процессом и именно в дошкольных учреждениях сильно закрепляются ценностно - смысловые ориентации детей, когда ребенок начинает осознавать и глубже понимать прививаемые ему ценности.
В результате проведенного эмпирического исследования были реализованы педагогические условия, выделенные в гипотезе.
Первый комплекс мероприятий был проведен непосредственно педагогом в форме игр, бесед и нравственно-образовательных занятий. В рассматриваемом случае были достигнуты следующие результаты:
- повышение уровня информированности детей о нравственных принципах и нормах поведения общества, в пределах которого они пребывают и развиваются;
- повышение уровня нравственного сознания детей;
Второй комплекс мероприятий предполагал сотрудничество с ГИБДД и Драматическим театром в рассматриваемом случае было проведено два раздельных мероприятия.
Первое мероприятие позволяет, как упоминалось ранее, расширение представления воспитанников о разнообразии специальностей этой профессии, формировать уважительное отношение к людям труда.
Второе мероприятие является более широким, и оно направлено на восприятие и развитие в сознании детей ценностей и нравов
Кроме того, в процессе эмпирического исследования было выявлено, что педагогические вмешательство при содействии иных специалистов из различных областей общественных отношений способно в значительной степени облегчить задачу педагога на пути организации условий для освоения воспитанниками ценностей общества и развития в воспитанниках ценностно-смысловой сферы.
Таким образом, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены существующие методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и применены на практике для обеспечения эффективного нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «XXX».
1. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. 1996. №2, с. 62-73.
2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития
нравственного сознания личности. Дис д-ра психол. наук. Новосибирск,
1999. 434 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 2022.
4. Винс О.А. Взаимодействие детского сада и семьи в духовнонравственном воспитании дошкольников / Молодой ученый. 2017 №45 с.223225. https://moluch.ru/archive/179/42287/ (дата обращения: 15.06.2023).
5. Володина В.В. Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников в условиях семейного воспитания // Вестник научных конференций. 2022. № 11-6 (87). С. 43-44.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2022.
7. Голоюс Е. А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188-1193.
8. Голубков В.О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3(6). С. 14-17.
9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002.
10. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. №1. С. 32-43.
11. Ким И.О., Минияров В.М., Иванов Д.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповец.гос. ун-та. 2012. № 4-3 (44). С. 146-150.
12. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 2. С. 59-72.
13. Мухина В.В. Возрастная психология. Феноменология развития. 10е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006.
14. Матюнин, Б. Личность или индивидуальность // Педагогика. 1993. № 3.С. 122 - 123.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров: для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с....48