ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические обоснования проблемы развития скоростных способностей обучающихся 15-17 лет на занятиях физической культуры средствами лёгкой атлетики 13
1.1 Характеристика скоростных способностей обучающихся в 15-17 лет 13
1.2 Анатомо-физиологические особенности обучающихся старшего школьного
возраста 21
1.3 Средства и методы развития скоростных способностей обучающихся 15-17 лет 28
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 38
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждения 44
3.1 Разработка и реализация комплекса упражнений для развития скоростных
способностей обучающихся 15-17 лет 44
3.2 Анализ результатов педагогического эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список использованных источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Бег представляет собой один из популярных видов спорта в легкой атлетике. Данный вид спорта изъявляет высокие требования к физической подготовленности обучающихся, особенно к скоростным способностям. Скоростные способности подразумевают под собой возможности человека, которые обеспечивают ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
У современных старшеклассников в возрасте 15-17 лет наблюдается низкий уровень скоростных способностей, это связано с тем, что они большую часть своего времени проводят за компьютером. Еще одна причины - это увеличение учебной нагрузки и подготовка к ЕГЭ. Отсутствие хорошей физической подготовки старшеклассников не дает им возможность выполнять нормативы, предусмотренные школьной программой на высоком уровне. Именно поэтому тема является актуальной.
Физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности. Она также является одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Таким образом, для того чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, быть привлекательным и интересным обществу, необходимо: - проводить физические упражнения утром и в течении дня; - принимать здоровую пищу; - прислушиваться к своему организму (соблюдайте биоритмы); - планировать свою деятельность в течении дня; - включать активный отдых (пешие прогулки, пробежки, на развитие быстроты.); - отключать телефон на время активного отдыха; - выполнять суточную норму двигательной активности (по данным академика А. Г. Сухарева) [26,с. 321].
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проанализировали данные по физической активности старшеклассников в возрасте 15—17 лет в 146 странах мира, начиная с 2001-го года и до 2016-го. В целом в мире Юноши с 2001 года чуть подтянулись в плане активности, а вот девочки - нет. Причем у нас в стране тенденция другая. Юноши свою физическую активность снижают быстрее (на 1,8% с 2001 по 2016 год), чем девушки (снижение активности на 0,3% с 2001 по 2016 год). Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации осуществляется в рамках государственной программы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1661, программа направлена на достижение национальной цели развития РФ на период до 2030 года — увеличение к 2030 году до 70 %, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Согласно рекомендациям ВОЗ, старшеклассники в возрасте от 15 до 17 лет должны заниматься физической активностью умеренной интенсивности не менее 1 часа каждый день и не менее 3 раз в неделю участвовать в занятиях с высокой двигательной интенсивностью.
Спортивные секции посещают 34% старшеклассников 15-17 лет - причём в большинстве это учащихся 9-11 классов из общего количества обследуемых только 8%, и то это только те ученики, которые занимаются профессионально легкой атлетикой.
Старшеклассники считают, что компьютер позволяет им быстрее сделать уроки, а также получить новые знания, пообщаться с друзьями и познакомиться с новыми людьми. Спортом, считает большинство учащихся 9, 10, 11 классов можно заняться позже.
...
1. Анализ информационных источников показал, что подвижные игры являются одним из наиболее эффективных и целесообразных средств физической культуры, способствующих развитию быстроты и других физических качеств у обучающихся старшего школьного возраста
2. Сформирован комплекс упражнений для развития быстроты у обучающихся старшего школьного возраста, включающий в себя легкоатлетические упражнения, который направлен на развитие быстроты, и необходимо уделять значительное внимание развитию скоростных способностей для воспитания физического качества.
3. Был проведен эксперимент, и результаты контрольных и экспериментальных тестов подтверждают эффективность использования комплекса физических упражнений для развития быстроты у обучающихся старшего школьного возраста.
В контрольной группе увеличились результаты на быстроту, которые выразились в следующем:
Таким образом, было выявлено увеличение показателей в контрольной и экспериментальной группе в тесте «Челночный бег 3х10 метров» Ряд 1 - 4,09 и 5,08, а общий результат исследования 00,99, увеличение показателей в контрольной и экспериментальной группе «Бег на 100 м с низкого старта» Ряд 2 - 2,63 и 4,12, а общий результат исследования 1,76
1. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физкульт-минуток для 5-11 классов. Методическое пособие Е.П. Алексеева.- Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 c.
2. Антипов, О. В. Кила как раздел спортивных игр по элективным курсам по физической культуре и спорту в аграрном вузе / О. В. Антипов, В. Е. Луцюк, Р. В. Гежа // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развития России: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18-19 ноября 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 15-19
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 2010 - 286 с.
4. Бальсевич, В. К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам / В. К. Бальсевич Теория и практика физической культуры. - 2005. - №10. - С. 56-59
5. Барчуков, И.С. Физическая культура/И.С. Барчуков, 2017,416 c
6. Батталов, И. М. Дифференцированный подход к тренировке студентов: дис. канд. пед. наук И. М. Батталов. -М., 2006- 11с.
7. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
8. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник А.А. Бишаева, 2018. - 224 c
9. Бордуков М.И. Возрастные особенностями регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся: учебнометодическое пособие Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2018 г. - 327с.
10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. Феникс, 2008 — 381 с
11. Верховский Ф. Позвоночник - «древо жизни» Физкультура и спорт. -
2004. - №7.-С.9-10
12. Врублевский Е.П. 2008. Индивидуализация подготовки женщин в скоростных видах легкой атлетики. 2008.-56 с.
13. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Ю.К. Гавердовский М.: Терра спорт, 2002 - 507 с.
14. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников 2005. - 192 с.
15. Донской, А.А. Законы движений в спорте: Учебное пособие для институтов физ. культ. Донской, А.А. М.: Физкультура и спорт, 2013 - 176 с.
... всего 55 источников