ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
1.1 Анатомо-физиологические особенности у обучающихся 13-14 лет
на занятиях по футболу 5
1.2. Психолого-педагогические особенности у обучающихся 13-14 лет
на занятиях по футболу 11
1.3. Особенности развития скоростных способностей обучающихся 13
14 лет на занятиях по футболу 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЕ
СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 27
3.1 Педагогический эксперимент проверки развития скоростных
способностей 27
3.2 Обработка и обсуждение результатов, полученных в ходе
эксперимента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Актуальность: Футбол на сегодняшний день является одной из самых популярных игр в мире. С каждым днем, он превращается в общественное и социальное влияние, и, с каждым годом сохраняя и усиливая своё влияние на большое количество людей и поклонников спорта в целом.
Скоростные способности - это часть физической подготовки футболиста. Скоростные способности в широком смысле этого слова - способность человека выполнять двигательные действия в минимальное, для каких - либо конкретных ситуаций время. Недостаточно разработанными остаются вопросы воспитания скорости у обучающихся по футболу 13 - 14 лет, а также недостаточно изучена степень влияния отдельных упражнений на развитие этого качества.
Проблема данного исследования состоит в поиске наиболее эффективных комплексов упражнений для развития скоростных способностей у обучающихся 13-14 лет.
Итак, футбол - это важное средство физического воспитания.
Предмет: адаптированный комплекс упражнений скоростных
способностей обучающихся 13-14 лет на занятиях по футболу.
Объект: процесс развития скоростных способностей 13-14 лет на занятиях по футболу.
Гипотеза: предполагается, что с помощью адаптированного
комплекса упражнений, к концу тренировочного периода экспериментальная группа увеличит свои результаты в скоростной подготовке.
Цель работы - адаптировать комплекс упражнений для развития скоростных способностей у обучающихся 13-14 лет на занятиях по футболу.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования .
2. Адаптировать комплекс упражнений скоростных качеств обучающихся 13-14 лет на занятиях по футболу.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность адаптированной нами комплексов упражнений.
Теоретико-методологическая база исследования: Теория и методика физической культуры Матвеев Л.П. Полишкис М.С.
Теория и методика физического воспитания: Сергеев М.В., Фаттахов Р.В.
Шаленко В.В.
Физиология: Антонова О.В. Гакаме Р.З. Я.М. Коца.
Теоретическая значимость исследования: выявлены особенности методик развития скоростных качеств у учащихся 13-14 лет на занятиях по футболу, показана взаимосвязь методик специально подобранных упражнений направленны на развития скоростных качеств у учащихся 13-14 лет на занятиях по футболу.
Практическая значимость: Исследования заключались в адаптации комплекса упражнений, как средство совершенствования скоростных способностей у обучающихся 13-14 лет на занятиях по футболу, в определении условия выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствии с основными задачами урока. Полученные результаты исследования могут быть исследованы на уроке по футболу у занимающихся 13-14 лет, в повышении классификации учителей физической культуры.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Тестирования.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка в котором 56 источников.
Объем текстового материала составляет 66 страниц. Текстовый материал дополнен графиками, таблицами, 5 формулами.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Скоростные способности относятся к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма человека условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее интенсивное совершенствование скоростных способностей происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.
В психологической подготовке очень важен характер задач, поставленных перед командой. Нельзя допустить, чтобы это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти должны быть посильными и отвечать возможностям команды на сегодня с перспективой на завтра.
Особые (и немалые) трудности в психологической подготовке возникают у тренеров детских и юношеских команд: ведь психика детей (да и юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима. Главные средства воздействия тренера на психику футболиста - слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов, где несомненно главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема. И очевидно, что оба показателя важны, и над обоими необходимо работать. Поэтому, для повышения скоростных способностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу.
Для комплексного развития скоростных качеств необходимо совмещать упражнения с мячом и без мяча в равной мере.
Разработанная методика развития скоростных способностей включает к комплексы упражнений, направленные на всестороннее развитие скоростных способностей: максимальной скорости бега, скоростной выносливости, спринтерской выносливости, ведение мяча с максимальной скоростью.
Используемые в эксперименте упражнения отвечают 3-м требованиям:
1. Техника выполнения должна быть такой, чтобы эти упражнения можно было выполнять на максимальной скорости.
2. Все внимание должно быть направлено не на технику, а на скорость передвижения. Упражнение должно быть хорошо усвоено.
3. Время действия упражнения не должно быть больше 8 сек., чтобы скорость не снижалась вследствие утомления.
Упражнения с направленностью на развитие скоростных способностей
В педагогическом эксперименте был использован следующий комплекс упражнений для разбития скоростных способностей
1. Упражнения для развития двигательной реакции
2. Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости
3. Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов.
4. Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
5. Упражнения для комплексного развития скоростных качеств.
До проведения педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группе футболистов полученные данные показателей скоростных способностей являются статистически не достоверные ( значение t расчетного не достигает уровня достоверности по критерию Т-Стьюдента). Таким образом, до проведения эксперимента расхождения результатов скоростных способностей незначительны, группы по всем исследуемым показателям однородны. В обеих исследуемых группах получены схожие результаты, находятся на среднем уровне их развития.
В процессе применения экспериментальной методики, под воздействием средств и методов развития скоростных способностей подростков 13-14 лет на занятиях по футболу была выявлена положительная динамика показателей, отображающих уровень скоростной
подготовленности.
Определение уровня развития скоростных способностей после проведения педагогического эксперимента также позволило установить достоверно значимую разницу в результатах между юными футболистами 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показателей скоростных способностей по контрольным тестам: «Бег 10 м с хода (сек)», «Бег до мяча по зрительному ориентиру (сек.)», «Бег 3 x 10 со старта (сек.)», «Ведение мяча 30 м. (сек)» являются статистически достоверными (значение t расчетного достигает уровня достоверности <0,05 по критерию Т-Стьюдента).
Динамика различных скоростных способностей до и после проведения педагогического эксперимента юных футболистов 13-14 лет
экспериментальной группы выше, чем результаты футболистов 13-14 лет из контрольной группы, о чем свидетельствует динамика развития скоростных способностей подростков 13-14 лет до и после педагогического эксперимента контрольной группы
...
1. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.
2. Антипов А.В., Губа В.П. Направленность и содержание тренировочных нагрузок в практике подготовки юных футболистов.// Теория и практика физической культуры. 2012. № 1. С. 68.
3. Антонова О.В. Очерки по возрастной физиологии. - М.:
Медицина, 2010. - 365 с.
4. Асович И.М. Формирование скоростно-силовых качеств подростков и юношей в футболе. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 122 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2009.- 253 с.
6. Вихров К.Л. Физическая подготовка юных футболистов. - К., 2000. - 44 с.
7. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1995. - 22 с.
8. Гальшинский В.А. Связь физических качеств и двигательного навыка барьеристов на этапе начальной спортивной специализации.// Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 2-5.
9. Голомазов C.B., Чирва В.Г. Футбол: теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. М.: СпортАкадемПресс,
1998. 99 с.
10. Губа В. Б. Легкая атлетика / В. Б. Губа, В. Г. Никитушкин, В. А. Галеев. — М. : Олимпия Пресс, 2006. — 224 с.
11. Ермолов Ю.В. Эффективность развивающего тренировочного микроцикла в процессе воспитания скоростной выносливости у футболистов 10-12 лет.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 4. С. 13.
12. Зайцев А.А. Определение информативности тестовых упражнений для оценки уровня физической подготовленности футболисток 9-20 лет // [Электронный ресурс]: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2004N4/p35-36.htm.
13.Зарипов Т.В. Физическая подготовка спортсменов. Основы теории и методики воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 200 с.
Золотарев А.П. Структура соревновательной деятельности юных футболистов. [Электронный ресурс]: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT
/1997NEp38-40.htm.
14.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
15.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 2001. - 200 с.
... всего 56 источников