Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование и базовые закономерности развития словесно-логического мышления 6
1.1. Понятие словесно-логического мышления в психологии и педагогике. 6
1.2 Исследование особенностей развития словесно-логического мышления. 13
1.3 Методы диагностирования и развития словесно-логического мышления
у детей среднего школьного возраста и их анализ 16
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Исследование особенностей развития словесно-логического мышления обучающихся 7-8 классов на уроках информатики экспериментальным путём 24
2.1 Диагностирование уровня развития словесно-логического мышления у
обучающихся 7-8 классов 24
2.2 Программа развития словесно-логического мышления у обучающихся
7-8 классов 27
2.3 Анализ, сравнение и подведение итогов по результатам исследования
особенностей развития словесно-логического мышления 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Библиографический список 54
Приложение 1 56
Приложение 2 69
В настоящее время профессии, являющиеся востребованными на рынке труда и предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более «интеллектоемкими».
Занимают лидирующие позиции на международном рынке труда информационные технологии. Из предмета профессиональной деятельности в области точных наук, они преобразовались в используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни инструмент. Человек, который эффективно владеет технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе оценивает имеющиеся проблемы и организовывает свою деятельность.
Уже крайне трудно представить современную школу без новых информационных технологий. Очевидно, что роль персональных компьютеров будет возрастать, и, в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся.
Для того, чтобы подготовить детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать словесно-логическое мышление, а в частности, следующие умения: анализировать (вычленять структуры объекта, выявлять взаимосвязи, осознавать принципы организации), сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает детям осмысленно видеть окружающий мир, более удачно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Во многом роль обучения информатике в развитии словеснологического мышления обусловлена новейшими разработками в области объективно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление.
Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности действий, описать алгоритм действий и схемы логического вывода (то, что происходит при информационно- логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его достаточно развитом логическом мышлении.
Итак, развитие словесно-логического мышления учащихся - одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе.
Целью данной работы является обоснование и проверка результативности средств развития словесно-логического мышления школьников 7-8 классов на уроках информатики в средней школе.
Объект исследования: формирование словесно-логического
мышления школьников 7-8 классов на уроках информатики в средней школе.
Предмет исследования: средства развития словесно-логического мышления школьников 7-8 классов.
В ходе исследования передо мной были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «словесно-логическое мышление» как
педагогическую категорию;
2. Выявить потенциал курса информатики для развития словеснологического мышления;
3. Определить средства, обеспечивающие успешное развитие словеснологического мышления в процессе обучения информатики в 7-8 классах.
4. Обосновать критерии и уровневые показатели развития словеснологического мышления школьников 7-8 классов, а также методы их диагностирования.
...
В ходе исследования нами были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. Было раскрыто понятие «логическое мышление» как педагогическая категория;
2. Выявлен потенциал курса информатики для развития словеснологического мышления;
3. Определен комплекс средств, обеспечивающих успешное развитие словесно-логического мышления в процессе обучения;
4. Обоснованы критерии и уровневые показатели развития словесно- логического мышления школьников 7-8 классов, а также методы их диагностирования;
5. Составлена программа развития словесно-логического мышления для обучающихся на основе подобранных задач и субтестов;
6. Проведен сравнительный анализ уровней развития словесно- логического мышления у учащихся до начала работы и после её окончания.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Теоретико-логические основы работы в совокупности с результатами эксперимента позволяют говорить о том, что развитие словесно-логического мышления в процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» возможно и эффективно.
1. Айзенк Г. Новые IQ тесты. — М.: ЭКСМО, 2003. — 192 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2005. 384 с.
4. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/П.Я.Гальперин. - М.: Просвещение, 2000. - 312 с.
6. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] /В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 164 с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. 186 с.
8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986.
9. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] /Р.С. Немов. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.
10. Николаев, И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики [Текст]/ И.В. Николаев. - СПб.: Питер, 1998. - 427 с.
11. Николаев, И.В. Логика (дедуктивная, индуктивная, диалектическая) [Текст] / И.В. Николаев. - СПб.: Питер, 2001. - 327 с.
12. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст]/ Ж. Пиаже// Избр. Психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - 85 с.
13. Психологический словарь / Сост. Н. З. Богозов, И. Г. Гозман,
Г. В. Сахаров. Магадан, 1965.
14. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление [Текст]/А.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 1968. - 26 5с.
15. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Ред. В.В. Давыдов и др. М: «Большая Российская энциклопедия», 1999.
... всего 19 источников