ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 16
1.1. Понятие социально-бытовых навыков и их развитие у обучающихся младших
классов 16
1.2. Особенности сформированности социально-бытовых навыков младших
школьников с умственной отсталостью 24
1.3. Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у младших
школьников с умственной отсталостью 35
Вывод по главе 1 46
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 47
2.1. Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с
умственной отсталостью 47
2.2. Разработка и апробация программы «Формирование социально-бытовых навыков
младших школьников с умственной отсталостью» 66
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализирование 87
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Приложение А 104
Приложение Б 105
Приложение В 116
Приложение Г 131
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 16
1.1. Понятие социально-бытовых навыков и их развитие у обучающихся младших
классов 16
1.2. Особенности сформированности социально-бытовых навыков младших
школьников с умственной отсталостью 24
1.3. Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у младших
школьников с умственной отсталостью 35
Вывод по главе 1 46
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 47
2.1. Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с
умственной отсталостью 47
2.2. Разработка и апробация программы «Формирование социально-бытовых навыков
младших школьников с умственной отсталостью» 66
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализирование 87
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Приложение А 104
Приложение Б 105
Приложение В 116
Приложение Г 131
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития обусловливает необходимость взаимодействия человека с различными механизмами и устройствами. Развитие научно-технического прогресса диктует потребность постоянного обращения к сложным техническим устройствам. Все это требует определенных навыков в различных сферах жизни.
Одними из первых навыков, которыми овладевает человек, являются социально-бытовые, которые подразделяются на две группы. Во-первых, это навыки социального характера, к которым относятся самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Во-вторых, это навыки бытового характера, среди которых умение одеваться, умение убирать за собой и иные.
Проблема формирования социально-бытовых навыков в ее практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 5800000 - страдают психическими заболеваниями (умственная отсталость, шизофрения, деменция и другие) [69].
Особое значение формирование социально-бытовых навыков имеет для младших школьников с умственной отсталостью, что обусловлено особенностями развития у них психических процессов, крупной и мелкой моторики. Сформированные социально-бытовые навыки позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [68]инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [55]. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [68], Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [67], а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
Для решения проблемы формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью в 1981 году в учебно-воспитательный процесс существовавших в тот период коррекционных школ введен курс по социально-бытовой ориентировке. Однако, введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[66], введенный в действие 1 января 2010 года, не предусмотрел данный курс в качестве обязательного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в действие 1 сентября 2016 года[65], предусмотрел необходимость проведения занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями во второй половине дня.
Ученые из разных стран занимались и продолжают заниматься проблемой умственной отсталости. В зарубежной науке это такие ученые, как Э. Блейл, Т.Е. Вейс, К. Гилбт, Л. Канн, М. Ратт и др. В отечественной науке изучением данной проблемы занимались такие ученые как О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.
Разработке методики изучения сформированности социально-бытовых навыков у школьников с умственной отсталостью посвящены труды Г.Г. Зак, Л.М. Шипицыной. Исследователи В.В. Боброва, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, Т.И. Пороцкая, Л.М. Сафонова, Л.П. Уфимцева, Н.С. Холодова, А.М. Щербакова особое внимание уделяют выбору приемов, методов и средств формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Однако, таких работ крайне мало, что делает затруднительным создание методических разработок для специалистов и родителей по данной проблеме.
Изложенное позволило выявить ряд противоречий:
- на государственном уровне: между потребностью государства в интеграции людей с особыми образовательными потребностями в социум и неготовностью педагогов к обучению лиц данной категории;
- на отраслевом уровне: между наличием объективного методического потенциала способствующего формированию навыков у обучающихся с умственной отсталостью и его недостаточной востребностью в реальном учебно-воспитательном процессе.
- на личностном уровне: между возрастающими потребностями в ранней социализации обучающихся с умственной отсталостью и отсутствием научно обоснованной программы по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования: каким образом формировать социально-бытовые навыки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе реализации соответствующей программы?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, а также теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы «Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Целью настоящего исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и реализовать программу формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: программа формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью будет результативным, если:
- разработать программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»;
- обогатить содержания названной программы предназначенной для освоения младшими школьниками с умственной отсталостью, игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии у детей социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- реализовать программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска.
Для подтверждения выше сформулированной гипотезы исследования и в соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести теоретический анализ состояния проблемы формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать особенности формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- организовать опытно-экспериментальную работу по формированию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- провести контрольный срез и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных и методических документов в области педагогического образования.
Эмпирические - наблюдение, карты сформированности социально-бытовых навыков Т.А. Девятковой.
Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных, корреляционный анализ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теоретические основы педагогического образования (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.);теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейз, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жебятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.);концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сиков, И.С. Якиманская и др.);теория обучения детей с умственной отсталостью (О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.).
Организация исследования. Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»г. Красноярска.
К исследованию были привлечены 10 младших школьников в возрасте 8 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году впять этапов:
Первый этап- констатирующий: анализ научной литературы по проблеме исследования; проведение диагностики сформированности социально-бытовых навыков школьников с умственной отсталостью на начало ОЭР ;
Второй этап- формирующий : разработка программы «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»; обогащение содержания программы игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Третий этап - обобщение, систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования; формулирование выводов; литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, расширяющая возможности педагогической коррекции отклонений у обучающихся заявленной категории как в условиях специального (коррекционного) школьного образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.
Практическая значимость работы: разработана и апробирована программа формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; выявлены, обоснованы и определены этапы и направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающей программы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 81 источника) и 3 приложений. Текст работы изложен на 120 страницах, проиллюстрирован 11 рисунков, включает 4 таблицы.
Одними из первых навыков, которыми овладевает человек, являются социально-бытовые, которые подразделяются на две группы. Во-первых, это навыки социального характера, к которым относятся самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Во-вторых, это навыки бытового характера, среди которых умение одеваться, умение убирать за собой и иные.
Проблема формирования социально-бытовых навыков в ее практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 5800000 - страдают психическими заболеваниями (умственная отсталость, шизофрения, деменция и другие) [69].
Особое значение формирование социально-бытовых навыков имеет для младших школьников с умственной отсталостью, что обусловлено особенностями развития у них психических процессов, крупной и мелкой моторики. Сформированные социально-бытовые навыки позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [68]инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [55]. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [68], Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [67], а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
Для решения проблемы формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью в 1981 году в учебно-воспитательный процесс существовавших в тот период коррекционных школ введен курс по социально-бытовой ориентировке. Однако, введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[66], введенный в действие 1 января 2010 года, не предусмотрел данный курс в качестве обязательного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в действие 1 сентября 2016 года[65], предусмотрел необходимость проведения занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями во второй половине дня.
Ученые из разных стран занимались и продолжают заниматься проблемой умственной отсталости. В зарубежной науке это такие ученые, как Э. Блейл, Т.Е. Вейс, К. Гилбт, Л. Канн, М. Ратт и др. В отечественной науке изучением данной проблемы занимались такие ученые как О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.
Разработке методики изучения сформированности социально-бытовых навыков у школьников с умственной отсталостью посвящены труды Г.Г. Зак, Л.М. Шипицыной. Исследователи В.В. Боброва, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, Т.И. Пороцкая, Л.М. Сафонова, Л.П. Уфимцева, Н.С. Холодова, А.М. Щербакова особое внимание уделяют выбору приемов, методов и средств формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Однако, таких работ крайне мало, что делает затруднительным создание методических разработок для специалистов и родителей по данной проблеме.
Изложенное позволило выявить ряд противоречий:
- на государственном уровне: между потребностью государства в интеграции людей с особыми образовательными потребностями в социум и неготовностью педагогов к обучению лиц данной категории;
- на отраслевом уровне: между наличием объективного методического потенциала способствующего формированию навыков у обучающихся с умственной отсталостью и его недостаточной востребностью в реальном учебно-воспитательном процессе.
- на личностном уровне: между возрастающими потребностями в ранней социализации обучающихся с умственной отсталостью и отсутствием научно обоснованной программы по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования: каким образом формировать социально-бытовые навыки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе реализации соответствующей программы?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, а также теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы «Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Целью настоящего исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и реализовать программу формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: программа формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью будет результативным, если:
- разработать программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»;
- обогатить содержания названной программы предназначенной для освоения младшими школьниками с умственной отсталостью, игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии у детей социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- реализовать программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска.
Для подтверждения выше сформулированной гипотезы исследования и в соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести теоретический анализ состояния проблемы формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать особенности формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- организовать опытно-экспериментальную работу по формированию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- провести контрольный срез и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных и методических документов в области педагогического образования.
Эмпирические - наблюдение, карты сформированности социально-бытовых навыков Т.А. Девятковой.
Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных, корреляционный анализ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теоретические основы педагогического образования (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.);теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейз, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жебятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.);концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сиков, И.С. Якиманская и др.);теория обучения детей с умственной отсталостью (О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.).
Организация исследования. Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»г. Красноярска.
К исследованию были привлечены 10 младших школьников в возрасте 8 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году впять этапов:
Первый этап- констатирующий: анализ научной литературы по проблеме исследования; проведение диагностики сформированности социально-бытовых навыков школьников с умственной отсталостью на начало ОЭР ;
Второй этап- формирующий : разработка программы «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»; обогащение содержания программы игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Третий этап - обобщение, систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования; формулирование выводов; литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, расширяющая возможности педагогической коррекции отклонений у обучающихся заявленной категории как в условиях специального (коррекционного) школьного образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.
Практическая значимость работы: разработана и апробирована программа формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; выявлены, обоснованы и определены этапы и направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающей программы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 81 источника) и 3 приложений. Текст работы изложен на 120 страницах, проиллюстрирован 11 рисунков, включает 4 таблицы.
Социально-бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие.
Одним из важнейших направлений работы педагогов с младшими школьниками с умственной отсталостью является формирование и развитие у них социально-бытовых навыков, что позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
На сегодняшний день существует множество авторских подходов к формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых навыков: беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения (Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова), моделирование реальных жизненных ситуаций (Н.С. Холодова), игровой метод с использованием бумажной куклы (В.В. Боброва), практико-игровые занятия и тренинги (Т.П. Мадеева), практико-игровые упражнения (Т.И. Пороцкая). Отбор содержания деятельности при этом осуществляется, преимущественно, по принципу технической полезности для повседневной жизни ребенка, а предпочтение отдается игровым формам организации обучения.
Опытно-экспериментальная работа по развитию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью организована на базе КГБУ СО ПНИ «Подсолнух». К исследованию были привлечены 10 школьников в возрасте 8 лет с диагнозом «умственная отсталость». Для диагностики сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью использованы методы: педагогическое наблюдение; карты сформированности социально-бытовых навыков, разработанные Т.А. Девятковой.
Критерии сформированности социально-бытовых навыков: поведенческий (самостоятельность в самообслуживании), эмоциональный (ориентировка в ближайшем окружении, знание правил и норм социального поведения, правил общения со сверстниками и взрослыми), когнитивный (самостоятельность выполнения бытовых действий).
Мы проводили наблюдение за сформированностью навыка приема пищи, навыка пользования туалетом, навыка умывания, навыка чистки зубов, навыка причесывания, навыков раздевания и одевания. Результаты наблюдений фиксировали в карте сформированности социально-бытовых навыков. В качестве критерия оценки использовалась степень самостоятельности при выполнении каждой операции и качество помощи, необходимой обучающему. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у 70% обучающихся социально-бытовые навыки находятся в стадии становления^ 30% обучающихся социально-бытовые навыки не сформированы.
Полученные данные обусловили необходимости проведения работы по развитию социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Мы разработали программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью», обогатили содержания программы игровым компонентом, реализовали программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска .
На уроках СБО использовали такие виды игр как: дидактические, социально-ролевые, настольные, компьютерные, а также игры с использованием различных атрибутов. Все игры соответствовали познавательным. физическим. возрастным, индивидуальным возможностям и особенностям учащихся. При организации игровой деятельности учитывали связь с жизнью и опытом школьников.
По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика развития социально-бытовых навыков у детей, участвовавших в эксперименте. Анализ результатов показал следующее, что 30% детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 60% детей навыки находятся в стадии становления, у 10% детей навыки сформированы не достаточно.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике. В процессе занятий по социально-бытовой ориентировке младшие школьники с умственной отсталостью получали знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретали практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Следовательно, нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью будет более эффективным, если разработать программу «Формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью» и обогатить ее содержание игровым компонентом.
Соответственно, цель исследования достигнута, задачи решены. Работу следует признать успешной.
Одним из важнейших направлений работы педагогов с младшими школьниками с умственной отсталостью является формирование и развитие у них социально-бытовых навыков, что позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
На сегодняшний день существует множество авторских подходов к формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых навыков: беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения (Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова), моделирование реальных жизненных ситуаций (Н.С. Холодова), игровой метод с использованием бумажной куклы (В.В. Боброва), практико-игровые занятия и тренинги (Т.П. Мадеева), практико-игровые упражнения (Т.И. Пороцкая). Отбор содержания деятельности при этом осуществляется, преимущественно, по принципу технической полезности для повседневной жизни ребенка, а предпочтение отдается игровым формам организации обучения.
Опытно-экспериментальная работа по развитию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью организована на базе КГБУ СО ПНИ «Подсолнух». К исследованию были привлечены 10 школьников в возрасте 8 лет с диагнозом «умственная отсталость». Для диагностики сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью использованы методы: педагогическое наблюдение; карты сформированности социально-бытовых навыков, разработанные Т.А. Девятковой.
Критерии сформированности социально-бытовых навыков: поведенческий (самостоятельность в самообслуживании), эмоциональный (ориентировка в ближайшем окружении, знание правил и норм социального поведения, правил общения со сверстниками и взрослыми), когнитивный (самостоятельность выполнения бытовых действий).
Мы проводили наблюдение за сформированностью навыка приема пищи, навыка пользования туалетом, навыка умывания, навыка чистки зубов, навыка причесывания, навыков раздевания и одевания. Результаты наблюдений фиксировали в карте сформированности социально-бытовых навыков. В качестве критерия оценки использовалась степень самостоятельности при выполнении каждой операции и качество помощи, необходимой обучающему. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у 70% обучающихся социально-бытовые навыки находятся в стадии становления^ 30% обучающихся социально-бытовые навыки не сформированы.
Полученные данные обусловили необходимости проведения работы по развитию социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Мы разработали программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью», обогатили содержания программы игровым компонентом, реализовали программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска .
На уроках СБО использовали такие виды игр как: дидактические, социально-ролевые, настольные, компьютерные, а также игры с использованием различных атрибутов. Все игры соответствовали познавательным. физическим. возрастным, индивидуальным возможностям и особенностям учащихся. При организации игровой деятельности учитывали связь с жизнью и опытом школьников.
По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика развития социально-бытовых навыков у детей, участвовавших в эксперименте. Анализ результатов показал следующее, что 30% детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 60% детей навыки находятся в стадии становления, у 10% детей навыки сформированы не достаточно.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике. В процессе занятий по социально-бытовой ориентировке младшие школьники с умственной отсталостью получали знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретали практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Следовательно, нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью будет более эффективным, если разработать программу «Формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью» и обогатить ее содержание игровым компонентом.
Соответственно, цель исследования достигнута, задачи решены. Работу следует признать успешной.
Подобные работы
- Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



