Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №153630

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 16
1.1. Понятие социально-бытовых навыков и их развитие у обучающихся младших
классов 16
1.2. Особенности сформированности социально-бытовых навыков младших
школьников с умственной отсталостью 24
1.3. Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у младших
школьников с умственной отсталостью 35
Вывод по главе 1 46
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 47
2.1. Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с
умственной отсталостью 47
2.2. Разработка и апробация программы «Формирование социально-бытовых навыков
младших школьников с умственной отсталостью» 66
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализирование 87
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Приложение А 104
Приложение Б 105
Приложение В 116
Приложение Г 131

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития обусловливает необходимость взаимодействия человека с различными механизмами и устройствами. Развитие научно-технического прогресса диктует потребность постоянного обращения к сложным техническим устройствам. Все это требует определенных навыков в различных сферах жизни.
Одними из первых навыков, которыми овладевает человек, являются социально-бытовые, которые подразделяются на две группы. Во-первых, это навыки социального характера, к которым относятся самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Во-вторых, это навыки бытового характера, среди которых умение одеваться, умение убирать за собой и иные.
Проблема формирования социально-бытовых навыков в ее практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 5800000 - страдают психическими заболеваниями (умственная отсталость, шизофрения, деменция и другие) [69].
Особое значение формирование социально-бытовых навыков имеет для младших школьников с умственной отсталостью, что обусловлено особенностями развития у них психических процессов, крупной и мелкой моторики. Сформированные социально-бытовые навыки позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [68]инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [55]. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [68], Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [67], а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
Для решения проблемы формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью в 1981 году в учебно-воспитательный процесс существовавших в тот период коррекционных школ введен курс по социально-бытовой ориентировке. Однако, введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[66], введенный в действие 1 января 2010 года, не предусмотрел данный курс в качестве обязательного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в действие 1 сентября 2016 года[65], предусмотрел необходимость проведения занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями во второй половине дня.
Ученые из разных стран занимались и продолжают заниматься проблемой умственной отсталости. В зарубежной науке это такие ученые, как Э. Блейл, Т.Е. Вейс, К. Гилбт, Л. Канн, М. Ратт и др. В отечественной науке изучением данной проблемы занимались такие ученые как О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.
Разработке методики изучения сформированности социально-бытовых навыков у школьников с умственной отсталостью посвящены труды Г.Г. Зак, Л.М. Шипицыной. Исследователи В.В. Боброва, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, Т.И. Пороцкая, Л.М. Сафонова, Л.П. Уфимцева, Н.С. Холодова, А.М. Щербакова особое внимание уделяют выбору приемов, методов и средств формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Однако, таких работ крайне мало, что делает затруднительным создание методических разработок для специалистов и родителей по данной проблеме.
Изложенное позволило выявить ряд противоречий:
- на государственном уровне: между потребностью государства в интеграции людей с особыми образовательными потребностями в социум и неготовностью педагогов к обучению лиц данной категории;
- на отраслевом уровне: между наличием объективного методического потенциала способствующего формированию навыков у обучающихся с умственной отсталостью и его недостаточной востребностью в реальном учебно-воспитательном процессе.
- на личностном уровне: между возрастающими потребностями в ранней социализации обучающихся с умственной отсталостью и отсутствием научно обоснованной программы по формированию социально-бытовых навыков у обучающихся данной категории.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования: каким образом формировать социально-бытовые навыки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе реализации соответствующей программы?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, а также теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы «Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Целью настоящего исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и реализовать программу формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: программа формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью будет результативным, если:
- разработать программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»;
- обогатить содержания названной программы предназначенной для освоения младшими школьниками с умственной отсталостью, игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии у детей социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- реализовать программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска.
Для подтверждения выше сформулированной гипотезы исследования и в соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести теоретический анализ состояния проблемы формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать особенности формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- организовать опытно-экспериментальную работу по формированию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью;
- провести контрольный срез и сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных и методических документов в области педагогического образования.
Эмпирические - наблюдение, карты сформированности социально-бытовых навыков Т.А. Девятковой.
Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных, корреляционный анализ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теоретические основы педагогического образования (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.);теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейз, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жебятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.);концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сиков, И.С. Якиманская и др.);теория обучения детей с умственной отсталостью (О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий и др.).
Организация исследования. Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»г. Красноярска.
К исследованию были привлечены 10 младших школьников в возрасте 8 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году впять этапов:
Первый этап- констатирующий: анализ научной литературы по проблеме исследования; проведение диагностики сформированности социально-бытовых навыков школьников с умственной отсталостью на начало ОЭР ;
Второй этап- формирующий : разработка программы «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью»; обогащение содержания программы игровым компонентом, обеспечивающим прогрессивные изменения в развитии социально-бытовых навыков при условии сочетания сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Третий этап - обобщение, систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования; формулирование выводов; литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная программа, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, расширяющая возможности педагогической коррекции отклонений у обучающихся заявленной категории как в условиях специального (коррекционного) школьного образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.
Практическая значимость работы: разработана и апробирована программа формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; выявлены, обоснованы и определены этапы и направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающей программы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 81 источника) и 3 приложений. Текст работы изложен на 120 страницах, проиллюстрирован 11 рисунков, включает 4 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие.
Одним из важнейших направлений работы педагогов с младшими школьниками с умственной отсталостью является формирование и развитие у них социально-бытовых навыков, что позволит обучающимся данной категории выполнять определенные бытовые функции, обслуживать себя без помощи других лиц, ориентироваться в ближайшем окружении.
Процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью представляет сложный процесс, обусловленный тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся школьников, у которых процесс овладения социально-бытовыми навыками происходит непроизвольно, в процесс наблюдений за поведением взрослых и подражания им, младшие школьники с умственной отсталостью к наблюдению, подражанию и самостоятельному освоению таких навыков не способны.
На сегодняшний день существует множество авторских подходов к формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых навыков: беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения (Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова), моделирование реальных жизненных ситуаций (Н.С. Холодова), игровой метод с использованием бумажной куклы (В.В. Боброва), практико-игровые занятия и тренинги (Т.П. Мадеева), практико-игровые упражнения (Т.И. Пороцкая). Отбор содержания деятельности при этом осуществляется, преимущественно, по принципу технической полезности для повседневной жизни ребенка, а предпочтение отдается игровым формам организации обучения.
Опытно-экспериментальная работа по развитию социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью организована на базе КГБУ СО ПНИ «Подсолнух». К исследованию были привлечены 10 школьников в возрасте 8 лет с диагнозом «умственная отсталость». Для диагностики сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью использованы методы: педагогическое наблюдение; карты сформированности социально-бытовых навыков, разработанные Т.А. Девятковой.
Критерии сформированности социально-бытовых навыков: поведенческий (самостоятельность в самообслуживании), эмоциональный (ориентировка в ближайшем окружении, знание правил и норм социального поведения, правил общения со сверстниками и взрослыми), когнитивный (самостоятельность выполнения бытовых действий).
Мы проводили наблюдение за сформированностью навыка приема пищи, навыка пользования туалетом, навыка умывания, навыка чистки зубов, навыка причесывания, навыков раздевания и одевания. Результаты наблюдений фиксировали в карте сформированности социально-бытовых навыков. В качестве критерия оценки использовалась степень самостоятельности при выполнении каждой операции и качество помощи, необходимой обучающему. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у 70% обучающихся социально-бытовые навыки находятся в стадии становления^ 30% обучающихся социально-бытовые навыки не сформированы.
Полученные данные обусловили необходимости проведения работы по развитию социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью. Мы разработали программу «Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью», обогатили содержания программы игровым компонентом, реализовали программу в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью на базе ПНИ «Подсолнух» г. Красноярска .
На уроках СБО использовали такие виды игр как: дидактические, социально-ролевые, настольные, компьютерные, а также игры с использованием различных атрибутов. Все игры соответствовали познавательным. физическим. возрастным, индивидуальным возможностям и особенностям учащихся. При организации игровой деятельности учитывали связь с жизнью и опытом школьников.
По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика развития социально-бытовых навыков у детей, участвовавших в эксперименте. Анализ результатов показал следующее, что 30% детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 60% детей навыки находятся в стадии становления, у 10% детей навыки сформированы не достаточно.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике. В процессе занятий по социально-бытовой ориентировке младшие школьники с умственной отсталостью получали знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретали практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Следовательно, нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс формирования социально-бытовых навыков у младших школьников с умственной отсталостью будет более эффективным, если разработать программу «Формирования социально-бытовых навыков младших школьников с умственной отсталостью» и обогатить ее содержание игровым компонентом.
Соответственно, цель исследования достигнута, задачи решены. Работу следует признать успешной.



1. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 340 с.
2. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 209-210.
3. Ахтаов Р.А., Бегидов В.С., Хакунова М.М. Адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 5. С. 26-29.
4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. М.: ИКП РАО, 2001.
5. Бережная О.В., Прядко Н.А. Модель работы по формированию социально - бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 88-90.
6. Боброва, В.В. Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта / В.В. Боброва, Н.В. Сюй-фу-шун // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1032¬1034.
7. Бондаренко Н.А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР // Молодой ученый. 2018. № 6 (192). С. 168-170.
8. Борисенко А.А., Федорова О.В. Трудности обучения детей с
расстройствами аутистического спектра социально-бытовым навыкам // Проблемы педагогики. 2016. № 3. С. 32-34.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ; Астрель, 2008. 222 с.
10. Ветлугина В.П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2015. С. 188-191.
11. Винярка Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого- педагогической поддержки в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1. С. 226-235.
12. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М., 1973. - 173 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с.
14. Дашевская Е.Ю. Развитие у детей с умеренной умственной отсталостью умения ориентироваться в выполнении заданий социально-бытового характера : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. С. 37.
15. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. ред. А.М. Щербаковой. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 302 с.
16. Джафарова О.С. Пути формирования культуры труда младших школьников на уроках технологии // Евразийский Союз Ученых. 2019. № 7. С. 16.
17. Долженко, А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Долженко Алевтина Ивановна. - М., 1995. - 16 с.
18. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: коррекционноразвивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: «Просвещение», 2005. - 272 с
19. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. М.: В. Секачев, 2012.
20. Зак Г.Г., Нугаева О.Г., Шульженко Н.В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. 2014. № 1. С. 52.
21. Зак, Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2013. — № 3. — С. 56-62.
22. Зак, Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально -трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Зак. - Екатеринбург, 2001. - 194 с.
23. Замский Х.С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - 2-е изд. - М. : Академия, 2008. - 362 с.
24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е изд. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. С. 38.
25. Каменева М.В. Развитие социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами психогимнастики // Auditorium. 2019. № 2. С. 175-178.
26. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. №1. С. 17 - 23.
27. Козырева О.А., Клишина Е.А. Особенности социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 77-81.
28. Кочнева Т.В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). Казань : Молодой ученый, 2018. С. 107-110.
29. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с
нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. 2012. №5. С. 26-33.
30. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
31. ЛевченкоИ.Ю. Изучение навыков самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / И.Ю. Левченко, М.В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. 2017. №3 (31). С.31 - 37.
32. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Издательство «Книголюб»,
2008. - 160 с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,1975. - 304с.
34. Лифанова Т.М., Воронкова И.Е. Использование средств невербального общения для формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с нарушениями интеллектуального развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10. С. 114 -118.
35. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: монография. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
36. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960. - 320 с.
37. Лыкова-Унковская, Е.С. Технология формирования социальнобытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.03 / Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна. - М., 2016. - 25 с.
38. Мадеева Т.П. Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ // Концепт. 2013. № 3. С. 2546-2550.
39. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. М.: Академия, 2003. - 208с.
40. Мамайчук И.И. Психокоррекционные работы для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
41. Махметова А.К. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития / А.К. Махметова, Н.А. Нокина, А.А. Уахитова, Г.Е. Акылбекова. // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. С. 132-135.
42. Нурлыгаянов И.Н. Представления о человеке с нарушениями интеллекта в современном российском обществе // Дефектология. 2012. № 5. С. 77-83.
43. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд. перераб. М.: Мир и образование, 2014. С. 487.
44. Олейникова Н.П., Вострикова О.В. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. № 5(53). С. 11-14.
45. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
46. Певзнер М.С. Клиническая характеристика аномальных детей / М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевский, Л.В. Нейман, А.И. Каплан // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. №22. С. 39-94.
47. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
48. Переверзева М.В. Диагностика и формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2019.
49. Переверзева М.В. Диагностическая карта сформированности навыков самообслуживания // Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Михайловой. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. С. 187 - 200.
50. Переверзева М.В. Изучение процессов формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. 2019. №2. С.21 - 29.
51. Переверзева М.В. О влиянии специального обучения на формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2018. №1. С. 61 - 68.
52. Переверзева М.В. Составление индивидуальной программы по формированию навыков самообслуживания // Преодоление. 2016. №1. С.30 - 34.
53. Петухова К.С , Чижакова Г.И. Использование игры в развитии социально-бытовых навыков младших школьников с глубокой умственной отсталостью// Молодой ученый№42 (384).
54. Петухова К.С , Чижакова Г.И.Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у младших школьников с глубокой умственной отсталостью // Научный лидер №15 (17).
55. Помоги мне сделать самому: развитие навыков самообслуживания / И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: «Паритет», 2003. - 112 с.
56. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы : Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
57. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от
22.02.2020) // «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
58. Рогожина Е.А., Иванова В.А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12-2. С. 183-185.
59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 713 с.
60. Самарина Э.В. Факторы успешности социально-трудовой абилитации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школыинтерната // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2008. №3. С. 226 - 234.
61. Скочилова, А.В. Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. № 3. С. 109-112.
62. Стребелева Е.А. Дети с нарушением интеллекта: возрастной подход к
разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего
обучения и воспитания // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: сборник материалов межрегиональной научно¬практической конференции с международным участием (19-20 декабря 2014 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. Т.2. С. 115 - 118.
63. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П Астафьева, 2015. - 304 с.
64. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; отв. ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. С. 71.
65. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
66. Уфимцева, Л.П. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -
2009. - № 1. - С. 52-58.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 № 1598 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
68. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 (ред. от 11.12.2020) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
69. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
70. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
71. Федеральная служба государственной статистики // https://rosstat.gov.ru/
72. Хамидов Ж.А. О некоторых формах, методах трудового воспитания младших школьников // Academic research in educational sciences. 2020. № 3. С. 145.
73. Холодова, Н.С. Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью / Н.С. Холодова // Первое сентября. Открытый урок. - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/642565/
74. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция предметно-практической деятельности. М.: Полиграфсервис, 2011.
75. Чирова Т.А. Формирование социально-бытовых навыков младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара : ООО
«Издательство АСГАРД», 2017. С. 75-77.
76. Шимолин И.А. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых школьников // Вестник Тамбовского университета. 2017. № 3. С. 349.
77. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004. - 128 с.
78. Шипицына, Л.М. Социально-трудовая абилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, В.Н. Асикритов. - СПб: Изд-во Образование, 1996. - 44 с.
79. Шиф Ж.И. Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей // Альманах ИКП РАО. 2015. №22. С. 95-106.
80. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / О.Шпек; научн. ред. русск. текста Н.М. Назарова; пер. с нем. А.П. Голубева. - М.: Академия, 2003. - 432 с.
81. Шульженко, Н.В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Шульженко Наталья Владимировна. - Екатеринбург, 2012. - 181 с.
82. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
83. Юсупхаджиева Т.В. Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ