ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Внеурочная деятельность обучающихся, понятие и теоретические
основы 8
1.2. Выносливость как физическая способность 10
1.2.1. Понятие выносливости (общая и специальная) 13
1.2.2. Основные виды выносливости 15
1.3. Анатомо - физиологические особенности обучающихся 13-14 лет 19
1.4. Средства развития и воспитания специальной выносливости у
обучающихся 13 - 14 лет 24
1.5. Методы развития и воспитания специальной выносливости у
обучающихся 13-14 лет 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что происходит сокращение сети физкультурно - оздоровительных учреждений, спортивных клубов, секции, занятий во внеурочное время, исходя из этого фактора идёт снижение двигательной активности школьников, учащается развитие хронических заболеваний, ухудшается физическая подготовка обучающихся[19].
Проблема развития и поддержания высокого уровня специальной выносливости у обучающихся 13 - 14 лет является одной из наиболее
актуальных в современном развитии физических качеств.
Вопросы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников находится постоянно в центре внимания научных работников, органов народного образования и учителей физической культуры.
Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в корректировке, а именно улучшение качества уровня физического воспитания, физического развития, и физической подготовленности обучающихся, по мнению Погадаева.
В школах должны быть выстроены занятия направленные на улучшение и увеличение двигательной активности обучающихся, одним из важных компонентов физического здоровья школьников является выносливость.
Каким же образом можно улучшить процесс развития выносливости у обучающихся? Конечно посредством увеличения внеклассных занятий, секции, и дополнительных уроков не несущих умственную нагрузку на организм обучающегося.
Можно много говорить о физических качествах человека, но особое место занимает выносливость, по методике преподавания именно выносливость является сложной двигательной способностью для её познания, улучшения, развития, выносливость является необходимым условием для полноценной жизнедеятельности человека.
Исследованиями развития и совершенствования такого физического качества как выносливость ученые занимаются уже давно, однако научных и методических работ проведённых на обучающихся 13 - 14 лет не так уж и много, практически нет, это мы выяснили, изучив литературу, представленную в библиографическом списке.
Школьный возраст самый благоприятный для развития всех без исключения физических качеств, но в определённые периоды темпы естественного прироста в изменении двигательных способностей и умении не одинаковы. Есть так называемые критические и чувствительные периоды, когда организм ребёнка даёт определённую ответную реакцию на физическую нагрузку.
Выносливость, про что мы будем говорить в нашей работе, занимает особое место в развитии физических качеств, она направлена на овладение ряда сложных профессии, а так же при достижении высоких спортивных результатов во многих видах спорта. Анализ научно - методической литературы показывает, что такое физическое качество как выносливость лучше развивать именно в школьном возрасте, а именно 13 - 14 лет
(пубертатный период ребёнка), об этом говорится в работах Набатникова, Филина и Зациорского.
На развитие специальной выносливости обучающихся и соответственно на их спортивный результат, а так же дальнейшее физическое развитие влияет методика развития специальной выносливости, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов развития выносливости, введение последовательной аэробной работы определённой направленности.
Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья всего организма в целом, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Огромное значение имеет поиск наиболее рационального использования нагрузок и отдыха, подбора наиболее эффективного комплекса средств и методов для воспитания специальной выносливости.
...
Проанализировав и посмотрев всю научную литературу,
представленную в библиографическом списке можно сделать вывод, что выносливость, а именно специальная выносливость, играет большую роль в жизни обучающихся, как в повседневной, так и в профессиональной, для выполнения какой - либо двигательной деятельности, или физического упражнения.
Конечно, мы не первые кто занимается этим вопросом.
Об актуальности работы можно не говорить, она и так очевидна. Задачей было изучить то, каким же образом можно улучшить развитие специальной выносливости не только во время уроков физической культуры, а так же во время внеурочных занятий (секции, кружков, тренировок, или других массовых мероприятий) например: туристический слёт с добавлением игр на развитие выносливости.
Внеурочная деятельность в том и заключается, что обучающемуся должно быть интересно этим заниматься, и сам не подозревая того, он учится быть выносливым.
Изучив комплекс специальных упражнений, средств и методов, необходимых для развития специальной выносливости, можно сказать, что для обучающихся 13 - 14 лет необходимы упражнения для развития общей физической подготовки, они должны быть разнообразны, ведь в 13 - 14 лет занятия проводятся в игровой, соревновательной форме с использованием спортивных и подвижных игр, бега с различным режимом мышечной работы и специальных подготовительных упражнений.
На занятиях следует применять упражнения, выполняемые в облегченных и усложненных условиях, чередуя одно с другим. Выявленные, экспериментально средства и методы являются эффективными, что
подтверждается результатами тестирования и приростами показателей по математической обработке которые отражаются в наших таблицах приведённых в 3 главе работы.
Многообразие методов развития специальной выносливости дает возможность создания различных тренировочных комплексов и совершенствования тренировочного процесса. Эти методы хорошо изучены и широко освещены в специальной литературе.
Самым эффективным методом на наш взгляд является повторный, круговой, и игровой. Средствами же приносящими наиболее больший эффект будут, является специальные и общеразвивающие упражнения.
На этих основаниях и представлениях можно составить самый эффективный комплекс тренировочного процесса для развития выносливости у обучающихся 13 - 14 лет, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время.
1. Агафонов Э.В. Борьба самбо. Учебное пособие/ Агафонов Э.В., Хориков В.А. - Красноярск: 2014. - 316с.
2. Айриянц А.Г. Теория и методика физического воспитания: пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности 1-03 02 01«Физ. культура» / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; [под общ. ред. А. Г. Фурманова, М. М. Круталевича]. - Минск: БГПУ, 2014. - 415 с.
3. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5- 11 классов. Методическое пособие / Е.П. Алексеева.- М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
4. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5- 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
5. Аслаханов, С.-А.М. Народные игры и физические упражнения как средства оптимизации морфофункционального состояния школьников / С.-А.М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - №10 (92). - С. 24-30.
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2017. - 352 с.
7. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/И.С. Барчуков, А.А. Нестеров ; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2014. - 528 с.
8. Барчуков И. С. Физическая культура: учебник / И. С. Барчуков ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 526 с.
9. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика/М. М. Боген.-4-е изд., испр. и доп.- М.:ЛИБРОКОМ, 2013.-226 с. 1-3.
10. Васильков А. А. Теория и методика спорта: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 379 с.
11. Визитей, Н.Н. О концептуальных основах спортивной кинезиологии / Н.Н. Визитей // Спортивный психолог. - 2010. - №1. - С. 1824.
12. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 с.
13. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. - М.: АРКТИ, 2013. - 200 с.
14. Галочкин Г.П. Техническая подготовка самбиста. Учеб. пособие. / Галочкин Г.П. - Воронеж: Воронеж. гос. архит.-строит. акад., 2013. - 408с.
15. Герасимов К.А. Специальная физическая подготовка (самбо). Учеб. пособие/ Герасимов К.А. - Саратов: СЮИ, 2012. - 224с.
... всего 50 источников