Только Word
Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения аудированию на уроках английского языка в 5 классе
5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 5
1.2 Способы обучения аудированию на уроках иностранного языка 14
1.3 Психофизиологические особенности обучающихся 5 классов 24
Выводы по главе 1 28
2. Практические аспекты обучения аудированию на уроках английского
языка в 5 классе 28
2.1 Анализ УМК на предмет наличия упражнения для формирования навыка
аудирования 28
2.2 Проведение педагогического эксперимента 34
2.3 Пути преодоления недочетов в обучении аудированию в 5 классе 37
2.4 Анализ результатов эксперимента 48
Выводы по главе 2 49
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 60
Экономические и социально-политические преобразования во всех сферах жизни современного общества привели к значительным изменениям и в сфере образования. В частности, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Вхождение нашего государства в мировое сообщество, расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребованным обществом, государством и личностью.
Цель обучения иностранному языку в средней школе - овладение обучающимися способностью осуществлять с носителями изучаемого языка непосредственное общение в повседневной жизни.Общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие на слух речи собеседника. То есть аудирование и говорение являются главными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка.
Аудирование - сложнейший вид речевой деятельности.Современные выпускники школ данным умением практически не владеют поэтому уже на начальном этапе аудирование должно занимать важное место. Овладение им дает возможность реализовать образовательные, воспитательные и развивающие цели. Кроме того аудирование позволяет научить школьников внимательно вслушиваться в звучащую речь, выработать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.
В силу того, что позиция разговорного и письменного английского языка как лидирующего средства общения в международной среде на современном этапе усиливается, вопрос создания методики его преподавания, дающий продуктивные результаты, стоит достаточно остро.
В этой связи одной из актуальных проблем преподавания английского языка становится поиск методов и средств обучения, которые позволят обучить распознаванию на слух английскую речь.
При этом особую значимость приобретает практика своевременного распознавания тех пробелов, которые имеются у обучающихся в навыке аудирования при переходе их из начальной школы в среднее звено, и устранение недочётов в обучении их этому виду речевой деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск путей по преодолению недочетов в обучении аудированию, проведение эксперимента по преодолению недочётов в обучении аудированию обучающихся 5 класса на основе УМК Starlight 5.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения аудированию обучающихся 5 класса.
Предметом исследования являются пути преодоления недочётов в обучении аудированию обучающихся 5 класса.
Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
1) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;
2) изучить способы обучения аудированию на уроках иностранного языка;
3) рассмотреть психофизиологические особенности обучающихся 5 классов;
3) проанализировать УМК Starlight 5 на предмет присутствия упражнений для формирования навыка аудирования;
4) изучить актуальное состояние сформированности навыка аудирования у обучающихся 5 классов;
5) разработать и провести педагогический эксперимент по преодолению недочётов в обучении аудированию обучающихся 5 класса на основе УМК Starlight 5;
6) проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа № 94
г. Красноярска.
Целью выпускной квалификационной работы являлся поиск путей по преодолению недочетов в обучении аудированию, проведение эксперимента по преодолению недочётов в обучении аудированию обучающихся 5 класса на основе УМК Starlight 5.
Проведённый эксперимент дает возможность сформулировать несколько заключений.
Во-первых, аудирование представляет собой и как самостоятельный тип вербальный деятельности, и как рецептивный компонент в диалогическом общении, и является ввиду данного одной из сторон говорения. В данной взаимосвязи аудирование выступает не только лишь как начало обучения распознаванию речи на слух, но вдобавок и как база обучения диалогической речи, что весьма немаловажно в свете целевых установок нынешного школьного образования.
В зависимости от установки, которая предшествует аудированию, восприятие речи станет осуществляться пассивно или активно. В случае интенсивного характера аудирования слушающий обучающийся способен стремительнее влиться в «поисковую деятельность», запомнить логику изложения, основные фразы прослушиваемой речи.
Воспитательное и развивающее значение аудирования состоит в том, что оно положительно влияет на формирование памяти обучающегося, также, прежде всего акустический памяти, значимой не только для изучения языка, но и различного другого предмета, что обуславливает значимость аудирования как средства достижения метапредметных образовательных результатов.
С Целью ликвидации недочетов был предложен спецкомплекс подготовительных упражнений, которые применялись в каждом занятии в качестве «разминки» согласно аналогии устным счётом в заданиях арифметики, но также работа вместе с подкастами.
Использованные Материалы для аудирования находятся в сети Интернет в беспрепятственном доступе, что дает возможность применять их также на уроках, и во внешкольной работе весьма активно. С Целью увеличения мотивации к изучению английского языка в процессе аудирования преподавателю следует сосредоточить внимание обучающихся на тематику текстов. В этом случае, если преподавателю получится выбрать тексты согласно темам, увлекательным обучающимся, использование аудирования также обеспечит мощный мотивационный эффект в изучении английского языка.
Контрольный эксперимент выявил результативность выполненной в экспериментальной группе работы, следовательно предложенный в данной работе подход допускается предлагать к использованию в повседневной образовательной практике преподавателей в упражнениях английского языка.
Интенсивное внимание к формированию навыка аудирования, устранение недочётов в обучении аудированию дадут возможность значительно увеличить качество преподавания английскому языку и создадут основы для эффективного овладения обучающимися диалогической речью на иностранном языке.
1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. М.: Юрайт, 2013. 210 с.
2. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностранные языки в школе. 2009. №1. С. 7-11.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М., 2001. №4. С. 5-8.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе: проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2103 «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1988. 256 с.
5. Вайсбурд М.Л. Обучение обучающихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. М.: Просвещение, 2015. 276 с.
6. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. М.: Просвещение, 2011. 234 с.
7. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами. М.: Просвещение, 2012. 275 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2014. 182 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. СПб.: Питер, 2014. 264 с.
10. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. 1981. №5. С. 32.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 2012. 386 с.
12. Гущина О.Д. Целенаправленное обучение аудированию младших школьников как условие формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1 (33). С. 201-204.
13. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи //
Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 32-38.
14. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их
преодоления // Иностранные языки в школе. 1987. №1. С. 18.
15. Жукова И.В. Работа с текстами на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. М.: Наука, 2011. 156 с....52