Введение 3
Глава 1. Викторианский роман воспитания как источник
неовикторианского романа воспитания 6
1.1. Викторианский роман воспитания 6
1.2. Неовикторианский роман воспитания 14
Глава 2. Неовикторианский роман воспитания С. Уотерс «Тонкая работа» как вариант диалога с викторианским романом воспитания
«Джейн Эйр» Ш. Бронте 21
2.1. Сюжетно-композиционные особенности 22
2.2. Особенности системы персонажей 29
2.3. Хронотоп: особенности и функции 42
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение 63
Рассматриваемые в данной работе романы английских писательниц принадлежит разным эпохам: «Джейн Эйр» (JaneEyre, 1847 г) Шарлотты Бронте (1816-1855) - один из самых популярных и значительных
произведений Викторианской эпохи (1837-1901). «Тонкая работа» (Fingersmith, 2002) Сары Уотерс (р. 1966) относится к современной
литературе.
Оба произведения по своему жанру являются романами воспитания: первый роман написан в классических традициях жанра, второй - в неовикторианских традициях. Неовикторианским, по мнению Даны Шиллер, является роман, имеющий своей целью художественное осмысление истории - викторианской эпохи, в частности, - и представляющий собой совмещение викторианских и современных форм художественной условности.
Следуя жанровому канону, эти романы показывают становление личности. Исключительность произведений заключается в том, что главной героиней является молодая девушка, что было нехарактерно для литературы XIX века. В образах героинь писательницы воплотили свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать не только женой, но и реализоваться на общественном поприще. В условиях Викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов писательницы. Главные героини романов являются носительницами нового типа самосознания, духовного воспитания и нравственности. Этим обусловливается актуальностьданной работы.
Мы ставим перед собой следующую цель: определить сходства и различия викторианского и неовикторианского романов воспитания на примере «Джейн Эйр» Ш. Бронте и «Тонкая работа» С. Уотерс.
Для достижения указанной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить жанровые признаки викторианского и
неовикторианского романов воспитания;
2. Рассмотреть особенности сюжетно-композиционного
построения романов воспитания;
3. Охарактеризовать главного героя и функции второстепенных персонажей;
4. Выявить особенности хронотопа и его функции;
Объектом нашего исследования является поэтика романов Ш. Бронте «Джейн Эйр»и «Тонкая работа» С. Уотерс, предметом - определяющие жанровые признаки романа воспитания в произведениях «Джейн Эйр» и «Тонкая работа».
В ходе работы над исследованием мы использовали такие методы, как анализ, историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы.
Структура исследования представляет собой введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы и приложение. Во введении определены цели, задачи, объект и предмет исследования, а также его актуальность. В первой главе представлен теоретический материал по вопросу жанровых сходств и отличий викторианского и неовикторианского романов. Вторая глава является исследовательской, в ней подробно представлены и проанализированы жанровые черты романов воспитания на примере Ш. Бронте «Джейн Эйр» и С. Уотерс «Тонкая работа». Заключение содержит итоги работы. В списке литературы отражены источники, которые были использовали в ходе работы. В приложении представлена область методического применения результатов исследования.
В начале данной работы мы ставили перед собой следующую цель: выявить жанровые признаки викторианского и неовикторианского романов воспитания на основе сюжетно-композиционного построения, системы персонажей и особенностей хронотопа; определить сходства и различия викторианского и неовикторианского романов воспитания на примере «Джейн Эйр» Ш. Бронте и «Тонкая работа» С. Уотерс.
В ходе исследования мы обнаружили представленные ниже признаки традиционного романа воспитания в произведении «Джейн Эйр» Ш. Бронте:
1. становление, личностное развитие и взросление главного героя (путь героя показан с детства до зрелого возраста);
2. углубленный психологизм героев;
3. переживание героем внутреннего конфликта, столкновение с внешними препятствиями, что, в конце концов приводит его к нахождению своего места в жизни;
4. романтическая и реалистическая эстетика;
5. Викторианский дидактизм;
6. становление героини через самореализацию в обществе;
7. героиня - пример для читателя;
8. наличие одного или нескольких учителей, руководящих героем в течение его жизни;
9. действие в строго установленную историческую эпоху (Викторианская Англия).
Также были выявлены признаки невикторианскогоромана воспитания в произведении «Тонкая работа»С. Уотерс:
1. как правило, показано становление, личностное развитие и взросление главного героя (путь героя показан с детства до зрелого возраста), авантюрное начало, семейная тайна;
2. главный герой не всегда обретает стабильность и в финале романа может
стоять на пороге новых испытаний
3. углубленный психологизм героев;
4. синтез викторианских традиций и современной постмодернистской поэтики - пародирование традиционности и патриархальности викторианских устоев, пастиш, игра с читателем, наличие нескольких точек зрения и др.);
5. критический и полемический характер романов (показ табуированных сторон жизни викторианцев, критическая оценка викторианского образа жизни с позиций современности и др.);
6. становление героини через самореализацию в обществе;
7. героиня важна сама по себе;
8. наличие одного или нескольких учителей, руководящих героем в течение его жизни.
9. действие в строго установленную историческую эпоху (Викторианская Англия).
Результатом диалога романов «Джейн Эйр» Ш. Бронте и «Тонкая работа» С. Уотерс становится жанр обновления Викторианского романа:
1. Интертекстуальность неовикторианского романа заключается в
пастишизации и пародировании викторианского текста в нем. Роман C. Уотерс «Тонкая работа» совмещает в себе признаки пастиша и пародии: в них присутствуют элементы современного и викторианского взгляда на литературу и общество. С одной стороны, роман построен на интертекстуальном и архитекстуальном диалоге с романом «Джейн Эйр» Ш. Бронте. С другой стороны, автор пародирует викторианскую действительность, использует противоречащие викторианским
постмодернистские техники письма (напр., фрагментацию повествования), использует табуированные в викторианскую эпоху элементы поэтики - тематические, сюжетные, языковые (любовные сцены и т.д.);
2. Путь обеих героинь показан с детства до зрелого возраста, благодаря чему читатель может проследить духовную эволюцию героинь;
3. Действие романов происходит в строго установленный исторический период: Викторианская Англия, которая тщательно описана обоими авторами.
4. Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр» написан в русле реалистического направления с элементами романтизма, а неовикторианский роман С. Уотерс «Тонкая работа» написан в русле неовикторианского Возрождения с использованием постмодернистской поэтики.
Результатом диалога становится обновление викторианского романа за счет общего сохранения основных жанровых признаков.
Таким образом, нам удалось достичь своей цели и определить жанровые признаки романов воспитания на примере Ш. Бронте «Джейн Эйр» и С. Уотерс «Тонкая работа».
1. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и искусства [Текст]. М. Бахтин. — М.: Худож. лит., 1975. 502 с.
2. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (по Гете). Постановка проблемы романа воспитания. М., 1980.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
4. Берингер И. Театр, теория, постмодернизм. М.,1991.
5. Бронте Ш. Джейн Эйр / Шарлотта Бронте; пер. с англ. И. Гуровой. М.: Издательство АСТ, 2017.672с.
6. Бронте Ш. Учитель / Ш. Бронте; пер. с англ. Н. Флейшман; послесл. Е. Тепловой. СПб.:НПО «Мир и семья - 95», 1997. 384 с.
7. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
8. Влодавская И.А. Поэтика английского романа воспитания начала ХХ века [Текст]. Киев : Вщашк., 1983. 180 с.
9. Гайжюнас С. Роман воспитания. Динамика жанровой структуры. Вильнюс,1984.
10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.
11. Кожинов В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963. 440 с.
12. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: т. 2 / Н.Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М. :Academia, 2003. 688 c.
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.
14. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы: учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений.М.: Издательский центр «Академия», 1998.
15. Наумова, О.А. Автобиографический роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте: дисс. М. : Худож. лит., 1967. 245 с....45