ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЭКСПЕРТА НОК 9
1.1. Теоретико-методологические основы изучения профессиональной
деятельности и профессионально важных качеств эксперта ЦОК 9
1.2. Формирование рефлексивной культуры как условие личностнопрофессионального развития эксперта ЦОК 18
1.3. Профессиональная деятельность эксперта ЦОК и связанные с ней
профессионально важные качества 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЭКСПЕРТОВ ЦОК ЧЕРЕЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ 51
2.1. Паспорт проекта 51
2.2. Содержание проекта 52
2.3. Оценка результативности проекта 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Приложение А 89
Приложение Б 90
Приложение В 91
Актуальность проблемы. Социально-экономические изменения последнего десятилетия в России привели к появлению ряда новых профессий и профессиональных функций. Новый вектор в развитии сферы труда связан с формированием Национальной системы квалификаций. Одним из направлений является развитие независимой оценки квалификаций (далее НОК) профессиональных качеств на предмет соответствия профессиональному стандарту. Существенную роль в этой системе отведена экспертам Центров оценки квалификаций.
Практика показывает, что не любой профессионал сможет эффективно выполнять функцию эксперта ЦОК. Профессионализм эксперта НОК зависит от сформированности их сознания, от уровня мотивации и упорядоченности в сознании образа идеального профессионала и себя как профессионала.
Одной из центральных проблем повышения эффективности независимой оценки квалификаций является интенсификация исследований в области профессиональной деятельности эксперта ЦОК, его профессионально важных качеств. Разработка программ отбора, развития, сопровождения этой категории экспертов требует изучения качеств личности, необходимых для разных видов деятельности НОК.
Ввиду относительной новизны исследуемого направления профессиональной деятельности отсутствуют научные исследования, касающиеся взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности экспертов ЦОК и их ПВК, ПВК не систематизированы в зависимости от соответствующего им компонента профессиональной деятельности.
Таким образом, актуальность темы исследования связана, с одной стороны, с потребностями формирующегося направления профессиональной деятельности, которое в будущем сможет стать самостоятельной профессией, а с другой, - с недостаточной исследованностью профессионально важных
Степень разработанности проблемы и теоретико-методологическая база исследования. Изучением и анализом профессиональной деятельности занимались такие современные ученые как В.Е. Гаврилов, Е.М. Иванова, Ю.В. Котелова, А.К. Маркова, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжкова, Е.С. Романова, Г.А. Суворов и др., научные работы которых стали важной теоретико-методологической основой нашего исследования.
Психологическому анализу деятельности и профессионально важных качеств посвящены труды Н.П. Ансимовой, Е.П. Ермолаевой, Ю.П. Поваренкова, Л.П. Урванцева, В.Д. Шкаликова, Е.А. Яблоковой и др.
Концептуальные аспекты составления профессиографических исследований восходят к исследованиям зарубежных психологов Д. Сьюпера, Дж. Холланда, К. Левина, А. Маслоу. Среди советских психологов, которые занимались разработками в данном направлении можно выделить И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, Б.Г. Ананьева, А.И. Розенблюма, Н. Гусева, Н.А. Бернштейна.
Ряд работ К.К. Платонова, Е.М. Иванова, Ю.В. Котелова, Е.А. Климова посвящены общим вопросам профессиографии, психологической классификации профессий и профориентации.
На современном этапе профессиографические исследования рассматриваются одновременно и как этап теоретико-методологического осмысления (Е.А. Климов, 1998; А.А. Реан, 1999; В.В. Козлов, 2002; В.И. Стрелков, 2006; А.К. Маркова, 2012; А.А. Деркач, 2014 и др.), и как этап расширения консультативной практики при отборе и расстановке кадров.
Психологическим основам экспертной деятельности посвящены труды Т.В. Аверьяновой, П.Г. Евлановой, В.А. Кутузова, В.М. Григорова,
Э.П. Райхмана, Г.Г. Азгальдова, К.Б. Червонцевой и др.
Вместе с тем появление нового вида профессиональной деятельности - независимой оценки квалификаций требует внимания психологов для 3
изучения взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности экспертов НОК и их ПВК, систематизации групп ПВК в зависимости от психологического компонента профессиональной деятельности, а также для выявления специфики ПВК в зависимости от направлений деятельности эксперта НОК (эксперт ЦОК, эксперт-валидатор, эксперт ПОА) и уровня профессионализации экспертов НОК (руководитель ЦОК, эксперт ЦОК, кандидат в эксперт ЦОК ).
Обзор и анализ литературных данных помог нам утвердиться в необходимости дальнейшего исследования профессиональной деятельности эксперта НОК как объекта, а также сформулировать и уточнить предмет нашего исследования.
Объект исследования - профессиональная деятельность эксперта ЦОК.
Предмет исследования - профессионально важные качества эксперта ЦОК.
Цель работы: разработка профессионального тренинга, направленного на психологическое сопровождение развития ПВК.
Задачами исследования являются.
1. Изучение теоретических основ взаимосвязи профессиональной деятельности и профессионально важных качеств эксперта НОК.
2. Подбор методического инструментария психологического исследования ПВК экспертов ЦОК в рамках их профессиональной деятельности.
3. Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности экспертов ЦОК.
4. Исследование профессионально важных качеств эксперта ЦОК на основе анализа нормативной документации и экспертных оценок.
5. Разработка профессиограммы эксперта ЦОК.
6. Разработка проекта профессионального тренинга на рефлексию психологической структуры профессиональной деятельности в целях развития ПВК экспертов ЦОК....
1. Профессиональная деятельность эксперта ЦОК, является особым видом экспертной деятельности, отличающимся по ряду профессиональных и психологических характеристик от иных видов экспертной деятельности. Психологической основой эффективной деятельности эксперта ЦОК являются специфические профессионально важные качества. Профессионально важные качества реализуются в следующих направлениях деятельности руководителя: и самообразовательном.
2. Процесс развития профессионала необходимо рассматривать с
системных позиций, а именно в связи с развитием подсистем профессионализма деятельности и личности. Концептуально развитие профессионала представляет собой процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий изменение следующих подсистем: профессионализма деятельности (развитие
профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений); профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно деловых качеств, рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений). Концептуальное понимание процесса развития профессионала может быть использовано в дальнейшем при подготовке программ психологического обеспечения и сопровождения профессиональной карьеры.
3. На современном этапе научного знания профессиография становится истинно психологическим инструментом, позволяющим познать сущность человека как субъекта труда, изучит динамику его становления развития, формирования, саморегуляции в конкретной профессиональной деятельности, вырабатывать средства и способы для его коррекции, регуляции и реабилитации. Появление нового направления профессиональной деятельности по независимой оценке квалификаций требует осознания потенциала эксперта ЦОК для развития нового вектора развития сферы труда. Процесс этого осознания, понимания специфики профессионализма эксперта ЦОК наиболее полно может быть представлен через профессиограмму.
4. Изучение особенностей личности экспертов ЦОК выявило профессионально важные качества, входящие как в мотивационную, так и в операциональную сферы их личности.
5. Программа разработанного профессионального тренинга на рефлексию состава деятельности экспертов ЦОК способствует получению позитивных сдвигов в осознании экспертами ЦОК требований профессиональной деятельности к качествам своей личности. Обучение по предлагаемой нами программе помогает получить следующие позитивные психологические приращения в осознании экспертами ЦОК своей профессиональной деятельности:
• формирование умения ранжировать основные виды профессиональной деятельности, выстраивая «картину» видов деятельности экспертов ЦОК;
• формирование умения дифференцировать компоненты профессиональной деятельности, различая цели и средства;
-развитие профессионального мышления через отработку действия перехода от модели к объекту, от типа ситуации к реальному варианту;
• формирование умения проводить психологический анализ своей деятельности, выявляя ее особенности (компоненты, основные затруднения, значимые и нестандартные профессиональные ситуации), а также востребованные ею качества, входящие в мотивационную и операциональную сферы личности работника.
1. Абдуллаева М.М. Семантические характеристики
профессиональной направленности медиков: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 187 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991. С. 61-63.
3. Абульханова - Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2002. С. 2331.
4. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 103 с.
5. Абульханова-Славская К.А., Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М, 2002. С. 4567.
6. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Казанский университет, 1987. 204 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. 211 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
9. Анисимов О.С. Профессионализм в воспитании и образовании // Основы общей и прикладной акмеологии. М: РАГС, 1995. С. 11-13.
10. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. С. 56-72.
11. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 32.
12. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991. С.
44
13. Архангельский С.Н. Очерки по психологии труда. М., 1958. 452 с.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 321 с.
15. Атаманчук Г.В. Новые знания, технологии и государственное управление // Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000. С. 30-32...161