ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С РАС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения в современной науке 6
1.2.Особенности детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.. 15
1. 3. Технология сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО 23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С РАС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
2.1. Изучение особенностей ребенка дошкольного возраста с РАС 31
2.2. Реализация условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в
образовательном процессе ДОО 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Приложение 1 64
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 69
Приложение 5 71
В настоящее время, идея психолого-педагогического сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Увеличение числа детей испытывающих выраженные трудности в обучении, детей с отклонением в развитии диктует необходимость обеспечения в системе образования модели сопровождения обучающихся, как средства гуманизации образовательного процесса.
Технология психолого-педагогического сопровождения детей вошла в практику образовательных организация в начале 2000-х годов и показала свою эффективность.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания раскрыли в своих исследованиях такие ученые как М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и др. Большинство из них рассматривают сопровождение как технологию помощи ребёнку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ребёнка, на открытое общение.
Сегодня сопровождение рассматривается не только как технология, но и как один из видов профессиональной деятельности всех без исключения педагогических работников: воспитателей, учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов и т.д. Владение
профессиональными компетенциями по сопровождению от специалистов разного профиля требуется профессиональными и образовательными стандартами разного уровня, а также Законом об образовании РФ.
Хотя сопровождения как технология и как вид профессиональной деятельности может использоваться в работе с любыми категориями граждан, значение его применения особенно велико в случаях, когда это касается больших групп людей, являющихся наиболее уязвимыми в связи с возрастными особенностями и возможностями, в частности детей. Что касается такой возрастной категории, как дети, то в практике использования рассматриваемой технологии, наиболее многочисленными являются такие категории как дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к числу которых относятся дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС).
Несмотря на то, что идея психолого-педагогического сопровождения детей активно обсуждается среди учёных, на практике мы сталкиваемся с увеличивающимся количеством детей, испытывающим проблемы в развитии, и недостаточностью разработанностью условий организации психологопедагогического сопровождения ребенка в образовательных организациях.
Таким образом, актуальным становиться вопрос об организации специальных условий, способствующих эффективному психологопедагогическому сопровождению ребенка с РАС, в педагогическом процессе ДОО, что определило тему нашего исследования: «Психо логопедагогическое сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - выделить и апробировать условия эффективного сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения.
Предмет исследования: условия эффективного сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО.
Цель данного исследования ставит перед собой ряд задач:
• уточнить понятие психолого-педагогическое сопровождение;
• изучить особенности детей дошкольного возраста с РАС;
• выделить и теоретически обосновать условия эффективного сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО;
• изучить трудности ребенка дошкольного возраста с РАС и имеющиеся ресурсы для их преодоления;
• апробировать и описать условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО.
Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС будет эффективным при реализации следующих условий:
• развитие у ребенка минимального количества коммуникативных
умений;
• вовлечение семьи ребенка в процесс психолого-педагогического
сопровождения;
• готовность педагогического коллектива ДОО к взаимодействию с ребенком;
• проявление сверстниками дружелюбия и инициативности в общении с ребенком с РАС.
Анализ психолого-педагогической и медико-социальной литературы показал, что расстройства аутистического спектра (РАС) - это комплекс расстройств развития нервной системы, который проявляется на физическом и социальном уровнях. Существует два основных подхода к классификации расстройств аутистического спектра: Международнуя классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификация расстройств аутистического спектра К. Гилберта и Т. Питерса. Наиболее распространенными теориями возникновения заболеваний аутистического спектра являются теория психогенеза и биологические теории. К числу особенностей ребенка дошкольного возраста с РАС следует отнести: особенности и содержание игры; речевое развитие; отсутствие эмоциональной реакции на речь партнера по общению; нарушение невербальной коммуникации; особенности восприятия других людей; особенности организации деятельности; своеобразное развитие моторных функций.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС будет эффективно при реализации следующих условий: развитие у ребенка минимального количества коммуникативных умений; вовлеченность семьи ребенка в процесс психолого-педагогического сопровождения; готовность педагогического коллектива ДОО к взаимодействию с ребенком; проявление сверстниками дружелюбия и инициативности в общении с ребенком с РАС.
Опытно-экспериментальная работа по сопровождению ребенка с РАС в образовательном процессе дошкольной образовательной организации осуществлялась на базе МБДОУ №257 г.Красноярска. В исследовании приняли участие ребенок (мальчик) 7лет подготовительной группы комбинированного вида, родители ребенка (мама), дети подготовительной группы (в количестве 22 двух человек из них 13 девочек и 9 мальчиков), два воспитателя, педагог-психолог, логопед.
На основании проведенных диагностических методик у ребенка с РАС был выявлен ряд трудностей:
• в области вербальной коммуникации: трудности в понимании и назывании предметов, действий; замедленная реакция на просьбы и поручения партнера;
• в области невербальной коммуникации: недостаточное развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; отсутствуют умения фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёра по общению; ребенку сложно выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом; понимать и выполнять инструкцию: «дай», «на», «возьми»); понимать и использовать указательные жесты; различать и понимать некоторые эмоциональные состояния людей по выражению их лиц, позам, жестам.
• в области умений вступать в диалог с партнером: ребенок испытывает трудности при обращении к взрослым и детям по различным поводам; не использует слов приветствия, прощания, благодарности.
С целью организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе ДОО были созданы следующие условия:
• развитие у ребенка минимального количества коммуникативных умений предполагало: знакомство с ребенком и установление контакта во время чтения сказок и игр с пазлами; индивидуальный комплекс игр и упражнений на формирование навыков приветствия и прощания; комплекс игр на развитие мимики, умений вступать в контакт с другими людьми, обращаться с просьбой, выражать согласие или отказ; индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики; домашние занятия с использованием компьютерных игр;
• вовлечение семьи ребенка в процесс психолого-педагогического
сопровождения предполагало: консультации «Особенности
коммуникативного развития детей с РАС», «Особенности игровой деятельности, детей с РАС»; ознакомление мамы с играми и упражнениями, используемыми педагогами для развития коммуникативных навыков ребенка; подбор компьютерных игр для развития вербальной коммуникации и обучение родителей правилам их использования;
• готовность педагогического коллектива ДОО к взаимодействию с
ребенком с РАС включало проведение семинаров для педагогов «Сущность процесса сопровождения его особенности и отличия», «Особенности психологического развития детей с РАС»; обсуждение документального фильма «Клеймо»; разработку рекомендации для педагогов по взаимодействию с ребенком с РАС; создание библиотеки игр на установление эмоционального контакта с ребенком, формирования навыков приветствия и прощания; мастер-класс для педагогов «Сенсорные игры с ребенком, имеющим РАС»;
• проявление сверстниками дружелюбия и инициативности в
общении с «другим» сверстником предполагало, показ и обсуждение с детьми мультфильма «Как будто»; введения комплекса групповых упражнений пальчиковой гимнастики с участие ребенка с РАС; организацию групповые упражнения и игры, направленные на установление эмоционального контакта; организацию постановки сказки «Теремок» пальчикового кукольного театра; стимулирование совместных игры сверстников и ребенка с РАС на закрепление навыков благодарности «спасибо» и «пожалуйста».
Повторное диагностическое изучение ребенка и позволило утверждать что, ребенок стал чаще взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; участвовать в групповых играх со сверстниками; у ребенка увеличился словарный запас; ребенок стал использовать ритуалы приветствия и прощания; появилась ответная эмоциональная реакция на партнера по общению.
Все это говорит об эффективности проделанной нами работы.
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение дошкольников: учебное пособие / под ред Э. М. Кокуриной, Н. К. Куренковой. - М.: Академия, 2012. - 208 с
2. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - С. 154165.
4. Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.112-125.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М., 1995. — №3. — С. 58-65.
6. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т.-М.: Русский язык, 1978.-1800 с.
8. Долгоруков А.М. Сазе-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 21-44
9. Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та,
2003. - 271 с
10. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от
концепции к практике. — СПб, 1998. 108с.
11. Кригер Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке // известия ПгПу им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 823-826
12. Кузьмина М. Аутизм // Школьный психолог. - 2000. - № 47-48.
13. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1994. - № 2. - С.3-8.
14. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Аутизм // Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма, речи). - СПб, 2003. - С. 25-36.
15. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Ранний детский аутизм // Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб.: Питер, 2001. - С.121-136...37