Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение аргументации на уроках английского языка на уровне основного общего образования

Работа №153586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
АРГУМЕНТАЦИИ 9
1.1 . Определение коммуникативной компетенции 9
1.2. Аргументация как диалогический
процесс 12
1.3. Структурная организация
аргументации 14
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УПРАЖНЕНИЙ, ОБУЧАЮЩИХ
АРГУМЕНТАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА 20
2.1. Упражнения, обучающие аргументации на английском
языке 20
2.2. Методические рекомендации по включению в учебные материалы
упражнений, способствующих развитию аргументативных умений (на примере УМК «Английский язык. Brilliant» (авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт) для 7-го
класса 33
2.3. Результаты оценивания обучающего потенциала упражнений,
нацеленных на развитие аргументативных
умений 35
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 47
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 52
Приложение Д 53
Приложение Е 54

Современная тенденция изучения иностранного языка является ответом на требования социума с его интересом к изучению иностранных языков и одновременно подтверждением важной роли данного учебного предмета для непрерывного развития и становления личности. Все это вызвано возрастанием уровня образованности человечества и повышением требований к общей культуре участников социальной и профессиональной коммуникации, а также необходимостью формирования личности, готовой к дальнейшему межнациональному и межкультурному сотрудничеству в условиях развития современного информационного общества.
Обучение иностранному языку направлено на формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет им приобщиться к этно-лингвокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически свободно пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и общения. Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию обучающихся. Под коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, распознавание иноязычной речи на слух), так и опосредованное общение (чтение иноязычных аутентичных текстов, письмо).
Коммуникативная компетенция включает навыки изложения своих мыслей или своего мнения. Этому способствует владение приемами аргументации (образовано от латинского слова: argumentatio — приведение доказательств). Аргументация, в свою очередь - это четкое обоснование (полное или частичное) своих доводов и суждений в отношении какого- либо тезиса, утверждения. Теория аргументации, по словам А. А. Ивина, является ничем иным, как наукой о способах убеждения, о тех различных приемах воздействия на аудиторию, которые позволяют изменять мнение или убеждения последней [Ивин, 1997]
Актуальность проблемы обусловлена значимостью аргументативных умений для осуществления эффективной речевой коммуникации и необходимостью дополнения содержания иноязычного образования инструментами обучения аргументации. Формирование коммуникативной компетенции, развитие умений аргументации, организация процесса обучения должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям и потребностям обучающихся, а также постоянно модернизироваться по мере изменения требований образовательного процесса.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются способы обучения аргументации на уроках английского языка на уровне основного общего образования.
Цель исследования заключается в изучении содержания и стратегического инструментария аргументации и разработке на этой основе комплекса упражнений для обучения аргументации на уроках английского языка на уровне основного общего образования.
В соответствии с обозначенной целью в работе решались следующие задачи:
• осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и
лингводидактической литературы по проблеме исследования;
• проанализировать и обобщить педагогический опыт по формированию коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе;
• раскрыть сущность аргументации;
• разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативной компетенции в плане обучения аргументации на уровне основного общего образования;
- проверить эффективность разработанных упражнений в преподавании английского языка на уровне основного общего образования.
Теоретическую основу исследования составили: теоретические
исследования в области развития коммуникативной компетенции А.П. Панфилова [Панфилова, 2009], М.А. Василик [Василик, 2003], Е. В. Сидоренко [Сидоренко, 2008]; теории аргументации А. А. Ивин [Ивин, 2015, 1997], А. П. Алексеев [Алексеев, 1991], В.Н. Брюшинкин [Брюшинкин, 2003], Д.В. Зайцев [Зайцев, 2010], О.С. Иссерс [Иссерс, 2008], Г.И. Рузавин [Рузавин, 2012], А.В. Мисюк [Мисюк, 2009], А.И. Мигунов [Мигунов, 2006], И. А. Герасимова [Герасимова, 2003]; методики обучения иностранным языкам И. Л. Бим [Бим, 1977], М.Н. Вятютнев [Вятютнев, 1984], Н. Д. Гальскова [Гальскова, 2006] Н. И. Гез [Гез, 1982] И. А. Зимняя [Зимняя, 1991] А.В. Конышева [Конышева, 2003] Е. И. Пассов [Пассов, 1989, 2010], А. Н. Щукин [Щукин, 2011.]
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической,
педагогической, методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение за педагогическим процессом; беседы с учащимися и педагогами, обработка данных исследования.
База исследования - 7 класс МАОУ “Гимназия № 9” Октябрьского района г. Красноярска.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось в период с сентября 2018 года по май 2019 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, проведение экспериментальной работы, разработку методического обеспечения урока с использованием упражнений, развивающих аргументативные умения, оформление результатов исследования.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на уроках английского языка для обучения аргументации на уровне основного общего образования. Также результаты исследования могут быть использованы при обучении комплексному аргументативному высказыванию.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на научно-практической конференции студентов "Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики" (КГПУ им. В.П. Астафьева) 23-24 апреля 2019 года в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и шести приложений. Работа изложена на 55 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава содержит теоретическое рассмотрение аргументации как составляющей коммуникативной компетенции на основе анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей по теории коммуникации и методике развития аргументативных умений, в том числе и на уровне основного общего образования.
Вторая глава включает анализ УМК «Английский язык. Brilliant» для 7-ого класса. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт ) с целью выявления учебного материала, предназначенного для обучения аргументации, и описание упражнений, нацеленных на восполнение дефицитов учебно-методического комплекса в
аргументативных умений обучающихся. Главы сопровождаются выводами, сформулированными на основе изучения теоретической литературы и разработки учебно-методических материалов.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы.
Библиографический список включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, в том числе материалы электронных ресурсов.
Работа содержит шесть приложений. Приложение А содержит упражнения 1 и 2, направленные на обучение новым лексическим единицам, используемым для обучения аргументации. Приложение Б содержит упражнение 3, направленное на обучение диалогическим умениям. Приложение В содержит упражнение 4, направленное на обучение аргументации как коммуникативному умению. Приложение Г содержит упражнения 5 и 6, направленные на тренировку связующих слов. Приложение Д содержит упражнение 7, направленное на обучение аргументативным клише. Приложение Е содержит упражнение 8, направленное на выявление уровня владения аргументацией в монологическом высказывании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа содержания обучения выражению точки зрения как составляющей коммуникативной компетенции на уроках английского языка в основной школе мы пришли к следующим выводам.
1. С учётом значимости коммуникативных, в том числе и аргументативных, умений требуется дополнение содержания учебно­методических комплексов по предмету “Иностранный язык” упражнениями, обучающими высказыванию точки зрения.
2. В рамках выявления и обоснования обучающего потенциала учебных заданий, направленных на развитие умения высказывать свою точку зрения, была разработана программа, включающая следующие этапы эксперимента: констатирующего (проведение исследования с целью
установления уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся, а также их знаний о способах выражения точки зрения и подготовка экспериментальных материалов); познавательно-
обогащающего (проведение экспериментального обучения по экспериментальной программе развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения выражению точки зрения на уроках английского языка; контрольного (проведение исследования с целью установления итогового уровня сформированности умения высказывать свою точку зрения. По результатам констатирующего этапа, оценку «отлично» получили 28% учащихся из экспериментальной группы. В контрольной ни один учащийся не получил оценку «отлично». Оценку «хорошо» получили 56% учащихся из экспериментальной группы и 7% учащихся из контрольной группы. Оценку «удовлетворительно» получили 16% учащихся экспериментальной группы, 28% учащихся контрольной группы. Подавляющее большинство учеников из контрольной группы получили оценку «неудовлетворительно»: 65%. На контрольном этапе эксперимента (после выполнения обучающимися упражнений, направленных на развитие умения высказывать свою точку зрения, были выявлена положительная динамика обучающихся в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе оценки «отлично» и «хорошо» получили 28% учащихся (0% до начала обучения), в контрольной группе положительная динамика не зарегистрирована (0%). Базовый уровень был зарегистрирован у 56% учащихся экспериментальной группы (0% на констатирующем этапе), 7% в контрольной группе (0% на констатирующем этапе). Пороговый уровень был выявлен у 16% учащихся экспериментальной группы (33% на констатирующем этапе), 28% учащихся контрольной группы (28% на констатирующем этапе).
Тем самым, подтверждается целесообразность включения упражнений, обучающих навыку владения аргументации на уроках английского языка на уровне основного общего образования.


1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.» 2010. 41 с.
2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., Изд-во МГУ, 1991. 150 с.
3. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., Русский язык, 1977. 288 с.
4. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей / Под общ. ред. В. Н. Брюшинки-на, В. И. Маркина. Калининград, 2003. С. 29 - 35.
5. Василик М. А. Основы теории коммуникации: Учебник. М., Гардарики, 2003. 615 с.
6. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого
поведения. М., Наука, 1993. 172 с.
7. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., Русский язык, 1984. 144 с.
8. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений — 3-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
9. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. М., Высш. школа, 1982. 373 с.
10. Герасимова И. А. Мысль и искусство аргументации. М., Прогресс - традиция, 2003. 400 с.
11.Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации. Уч. для ВУЗов. М., ФОРУМ, 2010. 223 с.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991. 222 с.
13. Ивин А. А. Аргументация в процессах коммуникации: изд. Директ- Медиа.; Москва, 2015. 555 с.
14. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,; Москва, 1997. 235 с.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М., Издательство ЛКИ, 2008. 288 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ