Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа №153578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Содержание понятия «взаимодействие» 6
1.2 Особенности взаимодействия родителей с детьми с ограниченными
возможностями здоровья 11
1.3 Домашнее визитирование в обучении родителей взаимодействию с
детьми с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Организация обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством технологии «домашнее визитирование» 25
2.1 Диагностика сформированности компонентов взаимодействия
родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья 25
2.2 Реализация программы по обучению родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством
технологии «домашнее визитирование» 31
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 41
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 54

В современном мире четко прослеживается тенденция к увлечению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. На это влияют такие факторы как: невысокий уровень медицины в России, нехватка
финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в медицинской, социально-педагогической и психолого-педагогической помощи, которая оказывается в учреждениях социального обслуживания, образования и здравоохранения. При этом важным условием эффективности реабилитационных программ является их пролонгация в семье, для чего в свою очередь необходимо осуществлять процесс обучения родителей. И одной из важных и первоочередных задач является обучение родителей взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями. Для выстраивания конструктивного взаимодействия, родителям мешают установки, эмоциональное состояние, непринятие собственного ребенка, дефицит времени, низкий уровень педагогической компетентности и т.п. В связи с этим особо востребованными становятся технологии, которые позволяют в короткие сроки, в домашних условиях обучить родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком. Одной из таких технологий является технология «домашнее визитирование», направленная на индивидуальное сопровождение семьи и практическое обучение родителей способам взаимодействия и конкретным упражнениям с ребенком с учетом его заболевания.
Проблемы обучения взаимодействию родителей с детьми с ограниченными возможностями рассматривались в исследованиях Андреевой Г.М., Векиловой С.А., Корельской Н.Г., Мазуровой Н.В., Мастюковой Е.А., Моровой Н.С., Заболотских О.П., Савиной Е.А., Чаровой О.Б.
Объект исследования - процесс обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - социально-педагогические условия обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: определить эффективность социально-педагогических условий обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Разработать методику диагностики компонентов взаимодействия родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и определить их сформированность.
3. Разработать и реализовать программу обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Провести анализ и интерпретацию данных диагностики.
Гипотеза: обучение родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным при следующих социально-педагогических условиях:
• будут выявлены проблемы взаимодействия родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• будет организована индивидуальная работа с родителями и детьми с использованием технологии «домашнее визитирование».
Методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и социально­
педагогической литературы.
Эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тест-опросник.
База исследования: комплексный центр социального обслуживания Красноярского края. В исследовании приняли участие 5 родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость: программа обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть применена в практике работы учреждений социального обслуживания, осуществляющих реабилитационную работу с детьми с ограниченными возможностями и их семьями.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения, списка использованных источников из 32 пунктов, приложения и содержит три таблицы и шесть диаграмм. Объем работы - 59 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, важным аспектом является обучение взаимодействию родителей и детей. При анализе понятия «взаимодействие», мы опирались на следующих авторов: А.Н. Леонтьев, Л. А. Карпенко, А.В. Петровский, А.А. Брудный, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, Б.Д. Парыгин, М.И.Лисина, Г.М. Андреева, И.М.Юсупов, Н.Н.Обозов. Данные авторы, при интерпретации «взаимодействия», рассматривают такие понятия, как общение, отношения и деятельность. Каждый из авторов либо объединял данные понятия, либо считал каждое из них самостоятельным. Но, в тоже время, каждое из трех понятий оказывает влияние на процесс взаимодействия. Таким образом, под взаимодействием мы в своей работе будем понимать процесс воздействия двух субъектов, образующих неразрывную связь друг с другом путем общения, деятельности и отношений (Парыгин Б.Д.). В качестве компонентов взаимодействия, опираясь на исследования Обозова Н.Н, выделяются следующие: когнитивный компонент (познание окружающей среды и самого себя); аффективный компонент (чувственные эмоциональные состояния); поведенческий компонент.
Выполнив теоретическую часть, мы выяснили, что в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, существуют свои особенности и проблемы в вопросах взаимодействия.
Для решения данных проблем, мы изучили аффективный и поведенческий компоненты взаимодействия в семьях родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и определили их сформированность.
Для определения аффективного компонента, мы использовали беседу и Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Для определения поведенческого компонента, мы использовали наблюдение.
После получения данных контрольной диагностики, мы разработали и апробировали программу обучения родителей взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование проходило на базе комплексного центра социального обслуживания Красноярского края. В исследовании приняло участие 5 родителей.
Программу реализовывали, опираясь на индивидуальный подход к каждой семье, с помощью технологии «домашнего визитирования».
В программу входили теоретические и практические блоки с играми, упражнениями, консультациями и беседами, направленные на решение проблем в области компонентов взаимодействия.
При анализе и интерпретации данных, мы сделали вывод о том, что наша гипотеза верна. Используя индивидуальный подход к каждой семье, в домашних условиях, нам удалось вникнуть в суть проблем, а также разработать упражнения и игры для повышения уровня компонентов взаимодействия родителей и детей. Контрольная диагностика выявила положительные изменения в аффективном и поведенческом компонентах.


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006. - 306 с.
2. Векилова С.А. Психология семейных отношений / С.А. Векилова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 127 с.
3. Вологодина Н.В. Тренинг самостоятельности у детей [Текст] / Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 192 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2009. - 352 с.
5. Гончарова Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е.Л. Гончарова. - М.: Астрель, 2009. - 49 с.
6. Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности / Т. Гордон. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 510 с.
7. Декарт Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт. - М.:
Мысль, 1989. - 213 с.
8. Корельская Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Корельская. - М.: Советский спорт, 2003. - 232 с.
9. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 321 с.
10. Чернецкая А.А. Краткий курс лекций по дисциплине «Технология социальной работы» // Электорн. б-ки 2016. URL: http: studme.org/ 1584072013167/sotsiologiya/tehnologiya_sotsialnoy_raboty (дата обащения: 13.02.2017).
11. Кудряшова Л.В. Домашнее визитирование, как одно из направлений ранней психолого - педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям / Л.В. Кудряшова. - Йошкар-Ола: Сова, 2012. - 10 с.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М.: Знание, 1979. - 509 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
14. Мазурова Н.В. Социально-педагогическая адаптация родителей к болезни ребенка / Н.В. Мазурова. СПб.: Феникс, 2013. - 128 с.
15. Мастюкова Е.А. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии / Е.А. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: Гуманитарный
издательский центр Владос, 2004. - 201 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ