Реферат 2
Введение 5
1. Теория документального кино 9
1.1. Формирование основных принципов в документальном кино в первой
половине XX века 9
1.2. Современная теория документального кино 15
1.3. Художественные приемы и методы в документальном кино 22
2. Документальное творчество С.В. Лозницы 26
2.1. Характеристика творчества С.В. Лозницы 26
2.2. Анализ произведения документального кино «Аустерлиц» (2016) 28
2.3. Художественные приемы и методы в документальном творчестве С.В.
Лозницы 39
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение 50
Актуальность темы исследования
В современное время документальные фильмы востребованы, но не ориентированы на массовую аудиторию. Конечно, они выходят в кинопрокат, однако, если посмотреть афишу любого кинотеатра (даже online кинотеатра), то в процентном соотношении художественных и документальных фильмов будет 70/30. Неигровой вид кинематографа давно определил для себя формат, который позволяет не соревноваться с игровыми киноработами и собирать зрительскую аудиторию с конкретным кругом интересов. Только в России существует около 50 кинофестивалей и конкурсов документального кино [27]. Режиссёры данного направления независимы, свободны от влияния студий и тенденций массового кино, потому смело освещают неудобные темы. Произведения неигрового кинематографа зрелищны и драматизированы, они дают возможность узнать правду.
В процессе формирования мировоззрения и мироотношения человека XX - XXI веков важным элементом выступает визуальная культура. Неигровое кино, как точка формирования новой эпохи, создает представление о мире, о событиях и людях, что характеризует документалистику, как источник знания о жизни на Земле [31]. Документальные картины были и будут неотъемлемой частью жизни людей, поскольку ведущая функция такого фильма - образование, а главная особенность - «реальность» [26]. Художественно-эстетическому исследованию, в документальном кино, подвержена реальность, взятая в нравственно-этическом измерении [7]. Ценность неигрового кино в том, что оно затрагивает актуальные социальные проблемы, нередко предлагает пути решения и побуждает зрителя к действию. Документалистика расширяет картину мира зрителя, имеет просветительскую функцию. Неигровые фильмы требуют большего распространения в медиа, чем художественные кинокартины. Документальные кинопроизведения играют важную роль в становлении личности человека, они обладают рядом функций, которые никогда не смогут быть доступны игровому кинематографу [26].
В области искусствознания важной темой выступает проблема художественного метода. Разнообразие художественных точек зрения на событие определяется авторской манерой и мироощущением создателя. Кинопроизведения С.В. Лозницы, как художественные, так и многочисленные документальные имеют тенденцию обращения к историческим событиям. Работы режиссера характеризуются ненавязчивым повествованием, болезненными темами, философским подходом и интернациональностью, что обуславливает оригинальность кинопроизведений. В российском киноведении творчество С.В. Лозницы мало изучено, в то время как вклад в развитие мирового киноискусства значителен. Отсутствуют труды и крупные исследования в области кино об индивидуальном художественном стиле режиссера.
Во второй части бакалаврской работы рассматриваются художественные приемы и методы в творчестве украинского режиссера из Беларуси на материале фильма «Аустерлиц». Постигая бытие жизни, человек контактирует с миром прошлого через различные источники (архитектуру, картины, тексты и прочее). С.В. Лозница в своих работах говорит об истории разных стран, зачастую это постсоветское пространство. Режиссер большое внимание уделяет исторической памяти, обращаясь к прошедшим и настоящим событиям, он исследует то, как создается история...
Целью данного исследования является выявление и описание художественных приемов и методов в документальном кинематографе на материале творчества С.В. Лозницы.
Задачи, которые были решены в ходе достижения цели исследования: описано формирование основных принципов документального кино в XX веке, описана современная теория документального кино, определены художественные приемы и методы в неигровом кино, дана характеристика творчества С.В. Лозницы, проведено практическое исследование: анализ произведения киноискусства «Аустерлиц» для выявления стилистических черт художественных приемов и методов в документальном кинопроизведении.
В процессе исследования было выявлено, что принципы документального кино, сложившиеся в 1920 - 1930е годы, актуальны для современных режиссеров. Теория неигрового кино не заключена в рамки, поэтому имеет активное развитие в классифицировании методов, приемов, жанров и типов. Основа документалистики то, что неигровой фильм - экранный документ. При этом режиссерам необходимо применять художественные приемы и методы для воплощения своего высказывания в фильме. Документальное кино - способ исследования действительности. В произведение документального киноискусства «Аустелиц» (2016) С.В. Лозница показывает возможность поиска исторической памяти. На примере данного фильма выявлены художественные приемы и методе в кинотворчестве режиссера, использование которых необходимо для качественной кинокоммуникации, донесения авторской мысли до зрителя.
1. Абдуллаева, 3. Туристический синдром. «Аустерлиц», режиссер Сергей Лозница; «Сафари», режиссер Ульрих Зайдль [Электронный ресурс] / 3. Абдуллаева // Искусство кино. - 2016. - №10. - Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2016/10/turisticheskij-sindrom-austerlits- rezhisser-sergej-loznitsa-safari-rezhisser-ulrikh-zajdl.
2. Архив документального кино «Artdoc.media» [Электронный ресурс]:
Фильмография С. Лозницы. - Режим доступа:
https://artdoc.media/ru/author/19367/.
3. Базен, А. Что такое кино: сборник статей / А. Базен. - Москва: Искусство. - 1972. - 324 с.
4. Бейкер, М., Лозница, С. Игра в неигровое [Электронный ресурс] / М. Бейкер, С. Лозница // Искусство кино. - 2008. - №4. - Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2008/04/n4-article15.
5. Беспаева, М.И. Образ в документальном кино / М. И. Беспаева // Apriori. Серия: гуманитарные науки. - 2005. - №5. - С.1-6 .
6. Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. - ред. от
31.02.2020. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Arbeit macht frei.
7. Гук, А. А. Эстетика видео: коммуникация, типология: монография / А. А. Гук - Москва: МГУКИ, 2010. - Ч. 2. - 128 с.
8. Гусев, А. «Аустерлиц» Сергея Лозницы: между беспамятством и памятью [Электронный ресурс] / А. Гусев // Школа Masters. - 2020. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tULIpZ2ERfs.
9. Гусев, А. Сергей Лозница: «мы ничего не преодолели» [Электронный
ресурс] / А. Гусев // Сеанс. - 2016. - Режим доступа:
https:// seance.ru/articles/austerlitz-interview/.
10. Долин, А. Что мы видим, когда смотрим кино о Холокосте. Три опыта [Электронный ресурс] / А. Долин // Meduza. - 2017. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/04/12/chto-my-vidim-kogda-smotrim-kino-o- holokoste-tri-opyta.
П.Зебальд, В.Г. Аустерлиц / Пер. с нем. - М.: Новое издательство, 2019. - 362 с.
12.Зыков, А.А. Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты: дис. магистра журналистики: 42.03.02 / А.А. Зыков. - Санкт-Петербург, 2016. - 121 с.
13. Иорданиди, О.В. Монтажная выразительность исторического
документального фильма: автореферат дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Иорданиди Ольга Владимировна. - Москва, 2004 - 26с.
14. Кихтан, В.В., Качмазова, З.Н. Проблемы современного социума через призму документального кинематографа / В.В. Кихтан, З.Н. Качмазова // Российский академический журнал. - 2013. - №4. - том 26. - С.90-92.
15. Конрад, А. Акция израильского сатирика против селфи у мемориала жертвам Холокоста в Берлине киновещи [Электронный ресурс] / А. Конрад // Quibbll. - 2017. - Режим доступа: https://quibbll.com/kreativ/aktsiya- izrailskogo-satirika-protiv-selfi-u-memoriala-zhertvam-holokosta-v- berline/55184/...47