ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки учащихся старших классов к службе в армии.
1.1. Подготовка обучающихся к военной службе как педагогическая проблема.
1.2. Современные требования к подготовке молодёжи для службы в рядах Российской армии.
1.3. Эффективность военно-патриотического воспитания и её критерии.
1.4. Формы работы по подготовке молодёжи к воинской службе.
Выводы по главе.
Глава 2. Особенности военно-патриотического воспитания учащихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.1. Педагогические условия военно-патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ.
2.2. Программные требования курса ОБЖ к проведению классной и внеклассной работы по подготовке учащихся к службе в армии.
Выводы по главе.
Глава 3.
Педагогический потенциал военно-патриотического клуба в формировании у учащихся социальной позиции к службе в армии.
3.1. Основные задачи военно-патриотического клуба в патриотическом воспитании учащихся и организационно-методические направления их решения.
3.2. Критерии оценки эффективности воспитания основных качеств необходимых будущему воину в условиях клубной деятельности.
Выводы по главе.
Общее заключение.
Общие выводы.
Рекомендации.
Литература.
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки учащихся старших классов к службе в армии.
1.1. Подготовка обучающихся к военной службе как педагогическая проблема.
1.2. Современные требования к подготовке молодёжи для службы в рядах Российской армии.
1.3. Эффективность военно-патриотического воспитания и её критерии.
1.4. Формы работы по подготовке молодёжи к воинской службе.
Выводы по главе.
Глава 2. Особенности военно-патриотического воспитания учащихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.1. Педагогические условия военно-патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ.
2.2. Программные требования курса ОБЖ к проведению классной и внеклассной работы по подготовке учащихся к службе в армии.
Выводы по главе.
Глава 3.
Педагогический потенциал военно-патриотического клуба в формировании у учащихся социальной позиции к службе в армии.
3.1. Основные задачи военно-патриотического клуба в патриотическом воспитании учащихся и организационно-методические направления их решения.
3.2. Критерии оценки эффективности воспитания основных качеств необходимых будущему воину в условиях клубной деятельности.
Выводы по главе.
Общее заключение.
Общие выводы.
Рекомендации.
Литература.
Принятая Концепция национальной безопасности Российской Федерации, проводимая реформа армии, переоценка взглядов в военной доктрине существенно изменили подходы морально-психологической подготовки молодёжи к воинской службе. Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества стало, как отмечено в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, одним из направлений социально¬политического обеспечения военной безопасности России. [17].
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Сокращение сроков действительной службы в Вооружённых силах России и появление возможности службы по контракту значительно повысили требования армии к состоянию морально-психологической готовности юношей к воинской службе. [19].
Однако нарастание негативных тенденций в развитии нашего общества приводит к тому, что юноши морально и психологически не готовы к службе в армии, в связи с чем, используют все средства, чтобы уклониться от призыва. Необходимо отметить, что количество уклонистов от службы в армии достигает значительных цифр. Кроме этого следует отметить, что десятки тысяч военнослужащих самовольно покидают свои воинские части и находятся в федеральном розыске. Всё это требует пересмотра и изменения форм и методов воспитательной работы с юношами школьного возраста по формированию у них необходимой мотивации для прохождения воинской службы. [20].
Большие возможности в этом направлении имеет введение в программу курса ОБЖ раздела «Основы военной службы». Однако жизнь требует внесения целого ряда корректив в содержание воспитательного процесса в реализации этого раздела в процессе преподавания ОБЖ, которые должны исходить из современных реалий, нового политического мышления, обуславливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей. [21].
Актуальность реализации этой проблемы и определило выбор указанной темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания учащихся. Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной позиции учащихся старших классов к службе в армии.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной позиции подростков к службе в армии.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по подготовке юношей старшего школьного возраста к воинской службе.
2. Организация военно-патриотического воспитания учащихся в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Определить особенности организации работы в военно-патриотическом клубе как основной форме внеурочной деятельности по военно¬патриотическому воспитанию для подготовки учащимися к службе в армии.
4. Разработать рекомендации по подготовке к службе в работе по предмету
ОБЖ и его внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: подготовка старшеклассников к военной службе будет более эффективной если:
-она будет опираться на формирование гражданственности и патриотизма у старшеклассников;
-оценка сформированности гражданской позиции и патриотизма будет
5 осуществляться на основе объективных критериев и показателей;
-формирование мотивации юношей к службе в армии будет базироваться не только на теоретических знаниях, но и, прежде всего, практических умений и навыков, необходимых будущему воину, в том числе и физической подготовке.
Методологическая основа исследования: диалектический подход к пониманию процесса воспитания, современные взгляды на роль человека и техники в войне; теория целостного процесса формирования личности, идеи интеграции обучения и воспитания, дифференциации и индивидуализации педагогических средств подготовки молодёжи к выполнению своих гражданских функций.
Методы исследования: анализ учебной и научно-методической литературы по изучаемому вопросу, изучение предметной деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания.
База исследования: основой для исследования послужила теоретическая основа на примере трудов научных и общественных деятелей, таких как Хренников Б.О., Смирнов А.Т., Лутовинов В. И., Алексеев А.Ю., Хромов Н.А. и многих других, с мнением которых мы полностью согласны и поддерживаем, а также эмпирическая основа исследования в которой обобщался исторический, мировой и личный опыт.
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Сокращение сроков действительной службы в Вооружённых силах России и появление возможности службы по контракту значительно повысили требования армии к состоянию морально-психологической готовности юношей к воинской службе. [19].
Однако нарастание негативных тенденций в развитии нашего общества приводит к тому, что юноши морально и психологически не готовы к службе в армии, в связи с чем, используют все средства, чтобы уклониться от призыва. Необходимо отметить, что количество уклонистов от службы в армии достигает значительных цифр. Кроме этого следует отметить, что десятки тысяч военнослужащих самовольно покидают свои воинские части и находятся в федеральном розыске. Всё это требует пересмотра и изменения форм и методов воспитательной работы с юношами школьного возраста по формированию у них необходимой мотивации для прохождения воинской службы. [20].
Большие возможности в этом направлении имеет введение в программу курса ОБЖ раздела «Основы военной службы». Однако жизнь требует внесения целого ряда корректив в содержание воспитательного процесса в реализации этого раздела в процессе преподавания ОБЖ, которые должны исходить из современных реалий, нового политического мышления, обуславливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей. [21].
Актуальность реализации этой проблемы и определило выбор указанной темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания учащихся. Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной позиции учащихся старших классов к службе в армии.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной позиции подростков к службе в армии.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по подготовке юношей старшего школьного возраста к воинской службе.
2. Организация военно-патриотического воспитания учащихся в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Определить особенности организации работы в военно-патриотическом клубе как основной форме внеурочной деятельности по военно¬патриотическому воспитанию для подготовки учащимися к службе в армии.
4. Разработать рекомендации по подготовке к службе в работе по предмету
ОБЖ и его внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: подготовка старшеклассников к военной службе будет более эффективной если:
-она будет опираться на формирование гражданственности и патриотизма у старшеклассников;
-оценка сформированности гражданской позиции и патриотизма будет
5 осуществляться на основе объективных критериев и показателей;
-формирование мотивации юношей к службе в армии будет базироваться не только на теоретических знаниях, но и, прежде всего, практических умений и навыков, необходимых будущему воину, в том числе и физической подготовке.
Методологическая основа исследования: диалектический подход к пониманию процесса воспитания, современные взгляды на роль человека и техники в войне; теория целостного процесса формирования личности, идеи интеграции обучения и воспитания, дифференциации и индивидуализации педагогических средств подготовки молодёжи к выполнению своих гражданских функций.
Методы исследования: анализ учебной и научно-методической литературы по изучаемому вопросу, изучение предметной деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания.
База исследования: основой для исследования послужила теоретическая основа на примере трудов научных и общественных деятелей, таких как Хренников Б.О., Смирнов А.Т., Лутовинов В. И., Алексеев А.Ю., Хромов Н.А. и многих других, с мнением которых мы полностью согласны и поддерживаем, а также эмпирическая основа исследования в которой обобщался исторический, мировой и личный опыт.
Анализ научно-методической литературы по вопросам военно-патриотического воспитания обучающихся показал педагогической проблему, борьба с которой разрабатывается на различных уровнях управления данным видом деятельности. В тоже время проблемы современной жизни, говорят о недостаточности уровня обучения и воспитания, который дает школа для подготовки к службе в армии.
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Учитывая, что с 2008 года служба по призыву перешла на призыв с 2х лет до одного года, это не уменьшило требования к военнослужащему по его знаниям и навыкам. В связи с этим значительная часть в подготовке военнослужащего приходится до призыва на воинскую службу. Это и предъявляет высокие требования к допризывной подготовке юношей, в том числе школьного возраста.
Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой. Перед практическими работниками - организаторами процесса военно¬патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом? Для реализации этого в практике работы используются разнообразные методики определения эффективности военно-патриотического воспитания.
В рамках занятий по предмету ОБЖ ведётся работа по подготовке учащихся к службе в армии. Помимо участия в организации военно-полевых сборов, немаловажную роль в которой занимает внеурочная деятельность такая как организация туристических походов, экскурсии в военные музеи, беседы с ветеранами и многое другое. Определенное внимание в военно-патриотическом воспитании уделяется формам работы, среди которых основополагающее значение имеют две - обязательная и добровольная. В реализации этих форм большое значение имеет клубные формы работы, в частности клубы военно¬патриотического воспитания. Достижение целей патриотического воспитания может выполнять данная организация.
В программе военно-патриотического клуба, целью которого является подготовка граждан к службе в вооружённых силах, стоят и задачи по патриотическому воспитанию, развитию морально-волевых качеств. Основные составляющие военно-патриотического воспитания в деятельности клубов и их содержательная деятельность отражаются в конкретных целях и задачах.
Организационно-методические направления решения задач военно-патриотического клуба в сфере патриотического воспитания складываются из разработки специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотического воспитания в различных формах, с использованием всего многообразия педагогических методов и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики регионов и этапов этой деятельности.
Таким образом, военно-патриотические клубы выполняют значительную роль в воспитании и подготовке обучающихся старших классов к службе в вооруженных силах России. Их деятельность способствует формированию качеств необходимых будущему воину, в том числе морально-волевых, а также развитию физических качеств, имеющих в ряде эпизодов военных действий решающее значение
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Учитывая, что с 2008 года служба по призыву перешла на призыв с 2х лет до одного года, это не уменьшило требования к военнослужащему по его знаниям и навыкам. В связи с этим значительная часть в подготовке военнослужащего приходится до призыва на воинскую службу. Это и предъявляет высокие требования к допризывной подготовке юношей, в том числе школьного возраста.
Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой. Перед практическими работниками - организаторами процесса военно¬патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом? Для реализации этого в практике работы используются разнообразные методики определения эффективности военно-патриотического воспитания.
В рамках занятий по предмету ОБЖ ведётся работа по подготовке учащихся к службе в армии. Помимо участия в организации военно-полевых сборов, немаловажную роль в которой занимает внеурочная деятельность такая как организация туристических походов, экскурсии в военные музеи, беседы с ветеранами и многое другое. Определенное внимание в военно-патриотическом воспитании уделяется формам работы, среди которых основополагающее значение имеют две - обязательная и добровольная. В реализации этих форм большое значение имеет клубные формы работы, в частности клубы военно¬патриотического воспитания. Достижение целей патриотического воспитания может выполнять данная организация.
В программе военно-патриотического клуба, целью которого является подготовка граждан к службе в вооружённых силах, стоят и задачи по патриотическому воспитанию, развитию морально-волевых качеств. Основные составляющие военно-патриотического воспитания в деятельности клубов и их содержательная деятельность отражаются в конкретных целях и задачах.
Организационно-методические направления решения задач военно-патриотического клуба в сфере патриотического воспитания складываются из разработки специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотического воспитания в различных формах, с использованием всего многообразия педагогических методов и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики регионов и этапов этой деятельности.
Таким образом, военно-патриотические клубы выполняют значительную роль в воспитании и подготовке обучающихся старших классов к службе в вооруженных силах России. Их деятельность способствует формированию качеств необходимых будущему воину, в том числе морально-волевых, а также развитию физических качеств, имеющих в ряде эпизодов военных действий решающее значение
Подобные работы
- Социологическое исследование отношения школьников призывного возраста г.Красноярска к службе в армии
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся в
суворовском училище как фактор становления личности суворовца
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании
школьников
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ШАРЫПОВСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Формирование миссионной направленности личности суворовцев
в образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К
АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



