Введение
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки учащихся старших классов к службе в армии.
1.1. Подготовка обучающихся к военной службе как педагогическая проблема.
1.2. Современные требования к подготовке молодёжи для службы в рядах Российской армии.
1.3. Эффективность военно-патриотического воспитания и её критерии.
1.4. Формы работы по подготовке молодёжи к воинской службе.
Выводы по главе.
Глава 2. Особенности военно-патриотического воспитания учащихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.1. Педагогические условия военно-патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ.
2.2. Программные требования курса ОБЖ к проведению классной и внеклассной работы по подготовке учащихся к службе в армии.
Выводы по главе.
Глава 3.
Педагогический потенциал военно-патриотического клуба в формировании у учащихся социальной позиции к службе в армии.
3.1. Основные задачи военно-патриотического клуба в патриотическом воспитании учащихся и организационно-методические направления их решения.
3.2. Критерии оценки эффективности воспитания основных качеств необходимых будущему воину в условиях клубной деятельности.
Выводы по главе.
Общее заключение.
Общие выводы.
Рекомендации.
Литература.
Принятая Концепция национальной безопасности Российской Федерации, проводимая реформа армии, переоценка взглядов в военной доктрине существенно изменили подходы морально-психологической подготовки молодёжи к воинской службе. Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества стало, как отмечено в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, одним из направлений социально¬политического обеспечения военной безопасности России. [17].
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Сокращение сроков действительной службы в Вооружённых силах России и появление возможности службы по контракту значительно повысили требования армии к состоянию морально-психологической готовности юношей к воинской службе. [19].
Однако нарастание негативных тенденций в развитии нашего общества приводит к тому, что юноши морально и психологически не готовы к службе в армии, в связи с чем, используют все средства, чтобы уклониться от призыва. Необходимо отметить, что количество уклонистов от службы в армии достигает значительных цифр. Кроме этого следует отметить, что десятки тысяч военнослужащих самовольно покидают свои воинские части и находятся в федеральном розыске. Всё это требует пересмотра и изменения форм и методов воспитательной работы с юношами школьного возраста по формированию у них необходимой мотивации для прохождения воинской службы. [20].
Большие возможности в этом направлении имеет введение в программу курса ОБЖ раздела «Основы военной службы». Однако жизнь требует внесения целого ряда корректив в содержание воспитательного процесса в реализации этого раздела в процессе преподавания ОБЖ, которые должны исходить из современных реалий, нового политического мышления, обуславливаться положениями оборонительной военной доктрины России, учитывать приоритет общечеловеческих ценностей. [21].
Актуальность реализации этой проблемы и определило выбор указанной темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания учащихся. Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной позиции учащихся старших классов к службе в армии.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной позиции подростков к службе в армии.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по подготовке юношей старшего школьного возраста к воинской службе.
2. Организация военно-патриотического воспитания учащихся в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Определить особенности организации работы в военно-патриотическом клубе как основной форме внеурочной деятельности по военно¬патриотическому воспитанию для подготовки учащимися к службе в армии.
4. Разработать рекомендации по подготовке к службе в работе по предмету
ОБЖ и его внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: подготовка старшеклассников к военной службе будет более эффективной если:
-она будет опираться на формирование гражданственности и патриотизма у старшеклассников;
-оценка сформированности гражданской позиции и патриотизма будет
5 осуществляться на основе объективных критериев и показателей;
-формирование мотивации юношей к службе в армии будет базироваться не только на теоретических знаниях, но и, прежде всего, практических умений и навыков, необходимых будущему воину, в том числе и физической подготовке.
Методологическая основа исследования: диалектический подход к пониманию процесса воспитания, современные взгляды на роль человека и техники в войне; теория целостного процесса формирования личности, идеи интеграции обучения и воспитания, дифференциации и индивидуализации педагогических средств подготовки молодёжи к выполнению своих гражданских функций.
Методы исследования: анализ учебной и научно-методической литературы по изучаемому вопросу, изучение предметной деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания.
База исследования: основой для исследования послужила теоретическая основа на примере трудов научных и общественных деятелей, таких как Хренников Б.О., Смирнов А.Т., Лутовинов В. И., Алексеев А.Ю., Хромов Н.А. и многих других, с мнением которых мы полностью согласны и поддерживаем, а также эмпирическая основа исследования в которой обобщался исторический, мировой и личный опыт.
Анализ научно-методической литературы по вопросам военно-патриотического воспитания обучающихся показал педагогической проблему, борьба с которой разрабатывается на различных уровнях управления данным видом деятельности. В тоже время проблемы современной жизни, говорят о недостаточности уровня обучения и воспитания, который дает школа для подготовки к службе в армии.
Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых морально-психологических качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы. Учитывая, что с 2008 года служба по призыву перешла на призыв с 2х лет до одного года, это не уменьшило требования к военнослужащему по его знаниям и навыкам. В связи с этим значительная часть в подготовке военнослужащего приходится до призыва на воинскую службу. Это и предъявляет высокие требования к допризывной подготовке юношей, в том числе школьного возраста.
Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой. Перед практическими работниками - организаторами процесса военно¬патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом? Для реализации этого в практике работы используются разнообразные методики определения эффективности военно-патриотического воспитания.
В рамках занятий по предмету ОБЖ ведётся работа по подготовке учащихся к службе в армии. Помимо участия в организации военно-полевых сборов, немаловажную роль в которой занимает внеурочная деятельность такая как организация туристических походов, экскурсии в военные музеи, беседы с ветеранами и многое другое. Определенное внимание в военно-патриотическом воспитании уделяется формам работы, среди которых основополагающее значение имеют две - обязательная и добровольная. В реализации этих форм большое значение имеет клубные формы работы, в частности клубы военно¬патриотического воспитания. Достижение целей патриотического воспитания может выполнять данная организация.
В программе военно-патриотического клуба, целью которого является подготовка граждан к службе в вооружённых силах, стоят и задачи по патриотическому воспитанию, развитию морально-волевых качеств. Основные составляющие военно-патриотического воспитания в деятельности клубов и их содержательная деятельность отражаются в конкретных целях и задачах.
Организационно-методические направления решения задач военно-патриотического клуба в сфере патриотического воспитания складываются из разработки специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотического воспитания в различных формах, с использованием всего многообразия педагогических методов и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики регионов и этапов этой деятельности.
Таким образом, военно-патриотические клубы выполняют значительную роль в воспитании и подготовке обучающихся старших классов к службе в вооруженных силах России. Их деятельность способствует формированию качеств необходимых будущему воину, в том числе морально-волевых, а также развитию физических качеств, имеющих в ряде эпизодов военных действий решающее значение
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в
современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. -
М.: НИИ школьных технологий, 2006. -Т. 2.-816 с.
4. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
5. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
6. кандидат исторических наук, доцент, В. Стрельников статья. Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации. Газета «Ориентир» 01.2010.
7. А.Ю. Алексеев. Методические Рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников. МОСКВА, 2016
8. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2010.с.
9. Психологическая подготовка к рукопашному бою. /Кадочников АлексейАлексеевич/
10. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс - Фролов М.П.
11. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс - Смирнов А.Т., ХренниковБ.О.
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс - Смирнов А.Т., ХренниковБ.О.
13. Общевоинские уставы вооружённых сил Российской федерации.
14. Конституция Российской федерации.
15. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О воинскойобязанности и военной службе".
16. Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р (ред. от 19.02.2020) <О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года.
17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
(утв.указомПрезидентаРФот31декабря2015 nN 683).
18. Петровский В. А., Активность субъекта в условиях риска: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук.. -М., 2003).
19. Горлов А., Астанкин И., В Россию можно только верить// Армия, 1993,№24).
20. Смирнов А. В., Я выбираю службу в армии//Военный вестник, 1993, №1
21. Смирнов А. Т. Основы военной службы: учебное пособие для студентов - М.: Изд. Центр «Академия», 2004 - 240с.
22. Батыршин В.Р. Факторы, оказывающие влияние на совпадающее поведение военнослужащих // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6.
23. Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 года
24. Официальный сайт министерства обороны Российской Федерации в сети интернет. (http://mil .ru/index.htm)
25. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
26. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
27. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях. Тимофеев А.В. 2010г. Научн., статья.
28. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
29. Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. -М.: Просвещение, 1989 - 146 с.
30. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1987
31. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1999
32. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
33. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213 с.
34. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями от 7 июня 2017 г.).
35. С. Невенчаный, С. Чергинец. Статья "Психолоические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям." 3 Августа 2020. Журнал «Армейский сборник».
36. Письмо Департамента государственной политики в образовании Мин.обрнауки России от 01.04.05 г. N03-417.
37. приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.(ред. от 01.02.2012)
38. А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
39. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 20.04.2021).
40. Концепция Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в системе ДОСААФ России.
41. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
42. Алёхин И.А. « Военная педагогика» 2018г.
43. ПРИКАЗ от 12 октября 2016 г. N 655 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.