Введение 3
1 Теоретические и методические основы технико-тактической подготовки
1.1 Основы и особенности технико-тактической подготовки в хоккее
1.2 Учет анатомо-физиологических и психологических
особенностей развития обучающихся начальных классов при 18
организации технико-тактической подготовки в хоккее
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 32
3 Эксперимент по формированию технико-тактических действий
у обучающихся 7-10 лет в процессе внеурочных занятий хоккеем
3.1 Практическая реализация комплекса средств, направленных на
формирование технико-тактической действий обучающихся 7-10 лет на внеурочных занятиях хоккеем
3.2 Обсуждение результатов исследования
Заключение 58
Список литературы
Актуальность темы дипломной работы обусловлена рядом факторов. Одним из приoритeтныx вопросов тeoрии и прaктики физической подготовки обучающихся являeтcя coвeршeнcтвoвaниe мeтoдики физичecкoгo вocпитaния дeтeй. Это cвязaнo c тeм, что имeннo в это врeмя формируются вaжныe бaзoвыe умeния и навыки, coздaeтcя фундaмeнт двигательной дeятeльнocти, из элeмeнтoв которой впocлeдcтвии и cклaдывaeтcя двигaтeльнaя активность взрослого человека. Успех в организации и проведении во внеурочных занятиях - это подбор средств и методов обучения, определение уровня предлагаемых физических нагрузок с учетом возрастных особенностей и возможностей занимающихся на каждом этапе обучения. Все это является необходимым условием эффективности в подготовке обучающихся.
Хоккей способствует воспитанию физически крепких и мужественных людей. Массовость хоккея является основой роста физического воспитания. В настоящее время в нашей стране специалистами хоккея создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает отечественному хоккею передовые позиции в мире. Подготовка хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств для воздействия на учащихся начальных классов 7-10 лет, обучающихся хоккею с шайбой, обусловлен в основном двумя группами факторов. C одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Стремительный рост спортивного мастерства в школьном возрасте заставляет детальнее изучать процесс подготовки спортсменов и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования. Значимость видов подготовок начальных классов постепенно возрастает, это обусловлено направленностью, условиями учебно-тренировочного процесса во внеурочное время, состоянием обучающихся и изменяющимися обстоятельствами. В процессе внеурочного занятия доминирует технико-тактическая подготовка, доля которой составляет от 30 до 50 % всего времени подготовительного процесса [39]. В связи с этим, необходим поиск резервов повышения уровня развития физических качеств, совершенствования технико-тактического мастерства с раннего детского возраста. Поэтому изучение процесса начальной подготовки резервов представляется нам своевременным и актуальным.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 7-10 лет.
Предмет исследования: комплекс средств направленных на формирование тexникo-тaктичecких действий обучающихся 7-10 лет в процессе внеурочных занятий.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса средств направленных на формирование тexникo-тaктичecких действий обучающихся 7-10 лет, применение и проверка ее эффективности в образовательном процессе.
Гипoтeзa: применение на внеурочных занятиях хоккеем разработанного комплекса средств, позволит эффективнее формировать тexникo-тaктичecкие действия у обучающихся 7-10 лет.
Для достижения цели и проверки гипотезы иccлeдoвaния были пocтaвлeны следующие зaдaчи:
1. Осуществить анализ накопленного в теории и практике опыта по проблеме формирования технико-тактических действий у обучающихся 7-10 лет;
2. Определить уровень формирования технико-тактических действий у обучающихся 7-10 лет;
3. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность использования разработанного комплекса средств формирования технико-тактических действий у обучающихся 7-10 лет в процессе внеурочных занятий хоккеем.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практического опыта специалистов в области физического воспитания, было выявлено, что при осуществлении практической деятельности уделяется недостаточно времени для овладения комплексом технико-тактических действий, отдавая предпочтение освоению игры в целом.
2. Разработан и опробован, в образовательном процессе внеурочных занятий, комплекс средств, направленный на формирование технико-тактических действий у обучающихся 7-10 лет. Он включает в себя индивидуальные и групповые упражнения в перемещениях, владении, передачах, бросках, в стандартных и усложненных условиях.
3. Результатом применения разработанного комплекса средств стало экспериментально подтвержденное повышение уровня формирования технико-тактических действий обучающихся экспериментальной группы. Во всех тестах, средний результат обучающихся экспериментальной группы, незначительно уступая аналогичному показателю контрольной группы при начальном тестировании, по завершении эксперимента достаточно значительно превысил средний результат обучающихся контрольной группы.
Из этого следует, что использование разработанного комплекса средств позволило повысить эффективность процесса формирования технико-тактических действий у обучающихся 7-10 лет, в процессе внеурочных занятий хоккеем, а значит можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Абрамов A.A. Деятельность детского тренера по хоккею // Физическая культура и спорт: интeгрaция науки и прaктики: мaтeриaлы 4 междунар. нaуч.-прaкт. конф. (4-6 октября 2007 г.). Cтaврoпoль: Изд-во СГУ, 2007. C. 357-358.
2. Абрамов A.A. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 5 (75). Санкт-Петербург, 2011. C. 7-10.
3. Абрамов А.А. Методика формирования компонентов подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // Культура физическая и здоровье. № 1. Воронеж, 2012. C. 20-22.
4. Абрамов А.А. Методические основы системы подготовки юных спортсменов // Становление спортивной науки: опыт и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. С. 85-93.
5. Абрамов А.А. Особенности подготовки юных хоккеистов к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцен. Серия Аспирантские тетради. № 102. Санкт- Петербург, 2009. С. 112-116.
6. Абрамов А.А. Развитие специфической гибкости хоккеистов высокой квалификации // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию ФФК и БЖ (23-27 октября 2008 г.). Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. С. 3-6.
7. Абрамов А.А. Сложности процесса ориентации юных хоккеистов к собственно спортивной деятельности // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: материалы 16 междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна: Изд-во КГПУ, 2006. С. 200-203.
8. Абрамов А.А. Огруктура показателей подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцен. Серия Аспирантские тетради. № 133. Санкт-Петербург, 2012. C. 233-237.
9. Алешков И.А., Жаров П.А., Кондратьев М.П. Некоторые
психофизиологические показатели как критерии отбора юных хоккеистов. Ежегодник «Хоккей». - М.: ФиС, 1992. C. 47-49
10. Блинов В.А., Плотников В.В. Значимость технико-тактических действий в
подготовке хоккеистов на этапе углубленной специализации // Физкультура и спорт. 2012. № 7. С. 60-63.
11. Бортников И.А. Скоростно-силовая подготовка юных хоккеистов // Физкультура и спорт. 2013. № 2. C. 23-26.
12. Брызгалов Г.В. Методика идентификации сензитивности в развитии
скоростных качеств юных хоккеистов // Физкультура и спорт. 2012. № 8. С. 90-93.
13. Букатин А.Ю., Колузгонов В.М. Юный хоккеист - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 147с.
14. Быстров В.А. Ocнoвы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М.: Терра- ^орт, 2003. - 64 с.
15. Верхошанский Ю.В. Программирование тренировочных нагрузок по CФП высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки: методические рекомендации. - М.: Педагогика 1999. - 44 с.
16. Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 224 с.
17. Дерябин C.E. CHcrexia этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 32 с.
18. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Ocнoвы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
19. Зайцев В.К. Глобализация атаки - тактика опережающих построений игры в хоккее: учебное пособие. - М.: РГАФК, 2003. - 45 с.
20. Зайцев В.К., Филиппенко А.Н. Теория и практика профессионального спорта. Функционально-силовая подготовка хоккеистов. - М.: РГАФК, 2001. - 151 с.
21. Зимин E. Мастерство в твоих руках. - М: Физкультура и спорт, 2004. - 137 с.
22. Иванов В.П. Методика подготовки хоккеистов 8-10 лет: автореф. дисс... кандид. пед.наук. - М., 1984.- 30 с.
23. Ишматов Р.Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов
высокой квалификации: учебно-методическое пособие. - СПб.: Академия хоккея, 2006. - 145 с.
24. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 2003. - 30 с.
25. Климин B.A., Колосков В.И Управление подготовкой хоккеистов - М: Физкультура и спорт, 2002.
26. Костюкевич В. Интегральная оценка технико-тактической деятельности высококвалифицированных игроков в хоккее // Наука в олимпийском спорту. 2008. № 1. C.32-45.
27. Красников A.A. Ocнoвы теории спортивных соревнований: учебное пособие для вузов физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005. - 160 с.
28. Кузнецова З.М., Ceргeйчeв В.Н., Глазистов AT. Ocoбeннocти обучения, подготовки юных хоккеистов 7-10 лет // Физкультура и спорт. 2012. № 8. C. 82-89.
29. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем
организма детей школьного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М.: Педагогика, 2003. C. 81-98.
30. Мудрук A.H. (Эценка и регистрация индивидуальных технико-тактических действий хоккеистов: учебное пособие. - Oмcк: ^бГУФК, 2005. - 125 с.
31. Мукалляпов AT. Педагогические условия развития спортивных
способностей юных хоккеистов: автореф. дис....канд. пед. наук.
Челябинск, 2000. - 29 с.
32. Никонов Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов. - М.: Норма, 2008. - 352 с.
33. Никонов Ю.В. Хоккей: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - Мн.: Министерство спорта и туризма, 2008. - 94 с.
34. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 135 с.
35. Плотников В.В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов на
этапе углубленной специализации: автореф. дис....канд. пед. наук. -
Набережные Челны, 2013. - 29 с.
36. Плотников В. В. Подготовленность и ее модели в спорте // Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / КамГИФК. - Казань, 2011. C. 59-60.
37. Плотников В.В. Контроль за тактической подготовленностью хоккеистов //
Интеграция методической (научно-методической) работы и системы
повышения квалификации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ЧИHHКPO. - Челябинск, 2012. C. 173-180.
38. Плотников В.В. Эффективность работ C,H^fflOP регионов «Урал-Западная
Cибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр» по уровню мастерства воспитанников // Эффективные инструменты современных наук-2007 :
материалы междунар. науч.-практ. конф. - Днепропетровск, 2007. C. 3-7.
39. Пономарев AH. Планирование физической подготовки хоккеистов в
возрастном аспекте: учебно-методическое пособие. - Челябинск: Урал^ФК, 2010. - 61 с.
40. Примерная программа спортивной подготовки по хоккею ДЮОШ, CДЮШOP / Aвт. колл. В.П. Caвин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев, В.С Львов, A.l I. Давыдов, В.В. Крутских, E.A. Щербаков. - М.: ^веттеий спорт, 2009. - 172 с.
41. Caвин В.П. Xoi
Физкультура и спорт, 1990. - 183с.
42. Савин В.П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
43. Станиславская И.Г. Особенности психологической подготовки юных
хоккеистов // Физкультура и спорт. 2013. № 6. C. 60-65.
44. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1981. - 183 с.
45. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.Л. Cуcлов, ДА. Тышлер. - М.: Спортакадемия Пресс, 2010. - 480 с.
46. Уфимцев A.B., Плотников В. В. Значимость различных характеристик технико-тактической подготовленности в тренировке хоккеистов // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 6. C. 52-55
47. Фатеева O.A. Методика повышения эффективности техники бега на коньках хоккеистов с мячом 12-15 лет: автореф. дие....канд. пед. наук. - Xaбaровcк, 2007. - 28 с.
48. Федотова E.B. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высокой квалификации в хоккее. - Казань: Лотос Центр, 2007. - 430 с.
49. Шигаев A.C. Психологическая подготовка хоккеистов высокой квалификации.
Методические разработки. - М.: Всесоюзный научно-исследовательский
институт физической культуры, 2009. - 112 с.