Введение 3
Глава I Психолого-педагогические основы здорового образа жизни студентов
1.1 Исторические основы понятия здорового образа жизни 10
1.2 Здоровый образ жизни студентов как педагогическая проблема 21
1.3 Особенности учебного и внеучебного процесс студентов 27
Выводы по первой главе 37
Глава II Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава III Разработка и внедрение программы клуба здоровья во внеучебный процесс студентов
2.1. Обоснование, разработка и внедрение программы клуба здоровья во
внеучебный процесс студентов 51
2.2. Выявление результативности деятельности программы клуба здоровья на формирования здорового образа жизни студентов 56
Выводы по второй главе 59
Выводы 65
Список использованных источников 67
Приложение 1 74
Приложение 2 75
Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей - композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека.
Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную жизнь и достойную старость.
Говоря о здоровье, мы изначально воспринимаем это понятие как само собой разумеющееся и не требующее дополнительных определений. Между тем, вопрос о том, что же собой представляет хорошее здоровье отнюдь не столь прост, каким он кажется на первый взгляд, и представляет большой научный и практический интерес. О сложности этого вопроса свидетельствует хотя бы то, что в медицинской науке имеются более сотни определений понятия «здоровье», но ни одно из них не получило общего признания. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер. Медицинские работники, преподаватели физической культуры и тренеры в союзе с представителями общественных наук, опираясь на знания по проблеме здорового образа жизни, смогут более успешно осуществлять процесс «перевода» молодежи с воспитания на самовоспитание. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладая знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам [39].
Образовательный процесс в высших учебных заведениях предполагает не только овладение студентами профессиональных, культурных и общекультурных компетенции, но и поддержание и укрепление здоровья будущего специалиста в разных профессиональных деятельностях.
Степень разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам формирования здорового образа жизни показал следующее: вопросами социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности, занимались ряд педагогов (Ю.С. Кучин, И.Т. Коротенко И.Т., С.Р. Мордовцева и др.); исследовали здоровья студентов и прогнозировали перспективы дальнейшего его развития (З.А. Якубова М.Т. Гафарова Э.С. Адабашева); вопросами приобщения населения к здоровому образу жизни и вопросами здоровьесберегающей деятельностью в образовании О.Н. Московченко, С.А. Фильчаков, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова и др.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и литературы позволил обозначить противоречие по теме исследования между:
- высоким потенциалом разнообразных форм, средств и методов формирования положительного отношения к здоровому образу жизни и недостаточным востребованием данного потенциала в практической деятельности организации высшего образования.
Указанное противоречие актуализирует проблему исследования: как сформировать положительное отношение студентов к здоровому образу жизни? Данная проблема позволила сформулировать и обозначит следующую тему исследования: «Формирование у студентов грамотности в области здоровья через организацию клуба здорового образа жизни».
Объект исследования: внеучебный процесс студентов.
Предмет исследования: программа клуба здоровья, направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.
Цель исследования: создать на базе КГПУ им. В.П. Астафьева клуб здоровья, организовать деятельность и создать условия для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у студентов.
Гипотеза исследования: Процесс формирования здорового образа жизни студентов будет результативным если:
- будет уточнено понятие здоровый образ жизни;
- выявлены критерии здорового образа жизни студентов;
- будет обоснована, разработана и внедрена во внеучебную деятельность студентов КГПУ им. В.П. Астафьева программа клуба здоровья;
- выявлена результативное влияние на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни студентов программы клуба здоровья.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы для уточнения понятия «здоровый образ жизни»;
2) Обосновать и разработать программу клуба здоровья, направленную на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни;
3) Внедрить во внеучебный процесс студентов КГПУ им. В.П. Астафьева программу клуба здоровья;
4) Сформировать критерии здорового образа жизни студентов;
5) Выявить результативное влияние программы клуба здоровья на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни студентов КГПУ им. В.П. Астафьева.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концептуальные идеи личностно ориентированного образования (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др.);
- теоретические положения проблемного (Т.И. Ильина, В.Т. Кудрявцев, М.Д. Махмутов и др.) подходов в образовании;
- исследования, раскрывающие особенности профессиональной подготовки педагога с точки зрения его личностного развития, формирования профессионально значимых компетентностей (В.А. Адольф, С.Б. Елканов, Г.И. Железовская, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.Т. Чичикин и др.).
Методологическую основу исследования составляют:
Теоретические и методические основы гармоничного физического развития обучающихся (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.); влияние физической культуры на формирование личности (Л.К. Сидоров, А.Н. Савчук, М.Д. Кудрявцев, В.В. Лобачева и др.).
Личный вклад обучающегося состоит: в уточнении понятия «здоровый образ жизни» выявление критериев здорового образа жизни студентов КГПУ им. В.П. Астафьева, обосновании и разработки программы клуба здоровья, во внедрении программы клуба здоровья во внеучебную деятельность студентов, выявлении результативности формирования положительного отношения к здоровому образу жизни через программу клуба здоровья у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были изложены и обсуждены на международных и всероссийских конференция.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Уточнение термина здоровый образ жизни - это деятельность человека, направленная на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.
2) Программа клуба здоровья, направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни студентов КГПУ им. В.П. Астафьева. Задачи программы:
- создать условия для обеспечения охраны здоровья студентов, их гармоничного развития и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать базовые знания о здоровье и здоровом образе жизни; Содержание программы:
- теоретическое освоение студентами базовых знаний о здоровом образе жизни и его составляющих;
- Внеучебный мероприятия по спортивным играм и боевым единоборствам;
- участие в соревнованиях «Студенческая универсиада города Красноярска и Красноярского края» по различным видам спорта. Основными формами реализации программы являются проведение клубных занятий.
3) Внеучебный кластер «институт безопасности». Цель формирования у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, стремления к здоровому образу жизни, совершенствования практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
4) Критерии здорового образа жизни:
- состояние здоровья (медицинский осмотр, курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, наследственность, наличие заболеваний);
- условия жизни студентов (экономические условия, экологические условия, бытовые условия, уровень стресса, отношения в семье, установка на здоровый образ жизни, круг общения);
- Развитие физических качеств.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка из 61 наименований из них 5 на иностранном языке, и приложений. Объем диссертации составляет 74 страницы машинописного текста; в работе приведены 6 рисунков и 6 таблиц.
Проведенное исследование показало, что на современном этапе профессионально обучения необходимо уделять внимание в развитии здоровья и здорового образа жизни студентов. Необходимо создать условия для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у них.
1. Изучив психолого-педагогическую литературу по тематике исследования мы провели теоретический анализ понятия здоровья с точки зрения философов, медиков, педагогов, психологов выявили компоненты здоровья. Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума. На основе проведенного анализа нам удалось уточнить понятия здоровый образ жизни - это деятельность человека, направленная на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.
2. В ходе исследования была разработана и внедрена программа клуба здоровья направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни Студентов КГПУ им. В.П. Астафьева. Цель программы: формирование здорового образа жизни студентов.
Основные задачи:
- создать условия для обеспечения охраны здоровья студентов, их гармоничного развития и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать базовые знания о здоровье и здоровом образе жизни.
Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год. Программа клуба здоровье включала:
- теоретическое освоение студентами базовых знаний о здоровом образе жизни и его составляющих;
- внеучебные соревнования по спортивным играм и спортивным единоборствам;
- внеучебный кластер «институт безопасности»;
- участие сборной команды КГПУ им. В.П. Астафьева в соревнованиях «Студенческая универсиада города Красноярска и Красноярского края» по различным видам спорта.
Основными формами реализации программы являются проведение внеучебных мероприятии.
3. Данная программа внедрена во внеучебный процесс студентов в виде: просмотров видеофильмов из цикла передач «Страна героев» Сергея Николаевича Бадюка. Просмотр видеофильмов о выдающихся спортсменах России, Красноярского края. Просмотр видеофильмов, роликов про здоровый образ жизни, о вредных привычках.
В течение учебного года. Также в течении учебного года проведены круглые столы на темы здоровье человека, составляющие здорового образа жизни, вредных привычек. Проведение учебно-тренировочных занятий согласно программы «спортивные игры». Участие в универсиаде г. Красноярска и Красноярского края среди высших учебных заведений, в течение учебного года.
Проведение внутри вузовских соревновании по игровым видам спорта и спортивным единоборствам 2020-2021 учебный год.
4. Сформированы критерии здорового образа студентов:
- состояние здоровья (медицинский осмотр, состояние здоровья, курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, наследственность, наличие заболеваний);
- условия жизни студентов (экономические условия, экологические условия, бытовые условия, уровень стресса, отношения в семье, установка на здоровый образ жизни, круг общения);
- Развитие физических качеств.
5. В ходе исследования подтверждена результативность разработанной комплексной программы студенческого клуба здоровья по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни студентов КГПУ. Им. В.П. Астафьева. Согласно результатами исследования, в целом динамика изменений наблюдается в положительную сторону в уровне стресса, отношения в семье, установке на здоровый образ жизни и круга общения. Согласно результатам, динамика изменения состояния здоровья студентов за период исследования изменилась в положительную сторону. Изменения произошли в характеристиках медицинского осмотра, состояния здоровья, курение, наркотиков, алкоголя.
1. Абдельмунем, М.М. культура физическая и здоровье / М.Ш. Абдельмунем, Багдад, 2004.- 157.
2. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др.Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
3. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. - 827 с.
4. Адольф В.А. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов на основе здоровьесберегающих технологии // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологии материалы IV Всероссийской научно¬практической кон-ференции с международным участием. ответственный редактор М. Л. Махрова. 2017. С. 21-25.
5. АЛЕКСАХИНА Е.М. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ! ПЕДВУЗОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: АВТОРЕФ. ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК / Е.М. АЛЕКСАХИНА. М.,1989. - 15С.
6. АЛЬ-РИКАБИ А.М. ФОРМИРОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ, В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК /А.М. АЛЬ-РИКАБИ. ВОРОНЕЖ, 2010. - 171 С.
7. АМОНАШВИЛИ Ш.А. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ГУМАННОСТИ ПЕДАГОГИКИ / Ш.А.АМОНАШВИЛИ. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ, 1996. - 496С.
8. АМОСОВ Н.М. ЛИЧНОСТЬ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ / H.A. АМОСОВ. М., 1979. - 192 С.
9. АНОХИНА Г.М. ЛИЧНОСТНО АДАПТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ / Г.М. АНОХИНА. ВОРОНЕЖ: ВОИПКРО, 2002. - 322С.
10. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.
- Москва : МГОУ, 2004. - 100с.
11. АНТРОПОВА А.П. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДИСС. . КАНД. ПЕД. НАУК / А.П. АНТРОПОВА. ЧЕЛЯБИНСК, 2001.- 171 С.
12. АНТРОПОВА М.В. УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ / М.В. АНТРОПОВА, Г.В. БАРДИНА,JI.M. КУЗНЕЦОВА // ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 1998.-Т.24. - №5. - С.80-84
13. П.АНУШКЕВИЧ Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ДИСС. . КАНД. ПЕД. НАУК/ Н.В. АНУШКЕВИЧ. -БАРНАУЛ, 2005. -171 С.
14. АНЦИФЕРОВА Л.И. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / Л.И. АНЦИФЕРОВА. М.: НАУКА,.1981. - 188 С.
15. АПАНАСЕНКО Г.Л. ЭВОЛЮЦИЯ БИОЭНЕРГЕТИКИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / Г.Л. АПАНАСЕНКО. СПБ.: РЕСПУБЛИКА, 1992. - 123С.
16. АРТЮХОВА И:С. ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ / И.С. АРИОХОВА // ПЕДАГОГИКА.-1999.-№4.- С. 117-121.
17. АСМОЛОВ А.Г. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УСТАНОВКА / А.Г.АСМОЛОВ. М.: МГУ, 1979.-217С.
18. АХМЕД М.К. ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / М.К. АХМЕД, АБДЕЛЬ-ШУН М.Ш. АЛЕКСАНДРИЯ, 2007. - 175 С.
19. БАБАНСКИЙ Ю.К. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ : ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / Ю.К. БАБАНСКИЙ. М. : ПЕДАГОГИКА, 1982. - 182 С.
20. БАЛЬСЕВИЧ В.К. КОНЦЕПЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / В.К.БАЛЬСЕВИЧ // ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ТРЕНИРОВКА. 1996. - №1. - С. 23-25.
21. БАЛЬСЕВИЧ В.К. ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / В.К. БАЛЬСЕВИЧ. -М.: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, 2000. 275 С.
22. БАРЫШЕВА П.В. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / П.В. БАРЫШЕВА. САМАРА: СГУ, 1995. - 251 С.
23. БЕЗДУХОВ В.П. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / В.П.БЕЗДУХОВ. КУЙБЫШЕВ: ИЗД-ВО KLНИ, 1990.-С.84-92.
24. БЕЗРУКИХ М.М. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ШКОЛА / М.М.БЕЗРУКИХ. М.: МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, 2004Г. - 240 С.
25. БЕЛЕНОВ В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: АВТОРЕФ. ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК/В.Н. БЕЛЕНОВ,- САМАРА, 2000.- 18С.
26. БРЕХМАН, И. И. ВАЛЕОЛОГИЯ - НАУКА О ЗДОРОВЬЕ / И. И. БРЕХМАН. - 2-Е ИЗД. - МОСКВА :ФИС, 2000. - 208 С.
27. ВАЙНЕР, Э. Н. ЗОЖ КАК ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ/Э. Н. ВАЙНЕР//ОБЖ. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ. - 2009. - №3. - С.39-46;
28. ВАЙНЕР Э.Н .ВАЛЕОЛОГИЯ / Э. Н. ВАЙНЕР. - МОСКВА : ФЛИНТА: НАУКА, 2005.
29. ГАФАРОВ, В.В. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ: НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА / В.В. ГАФАРОВ И ДР. - НОВОСИБИРСК: ИЗД-ВО СО РАН,
2008. - 280 С.
30. ГЛИНЕНКО, В. М. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА : ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУД. МЕДИЦИНСКИХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ / В. М. ГЛИНЕНКО, А. А. ИВАНОВ, С. А. ПОЛИЕВСКИЙ. - МОСКВА : ГОУ ВПО МГМСУР, 2010. - 209 С.
31. ГРИЦЕНКО, Г.А. КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - ЕКАТЕРИНБУРГ: УИОЦМ, 2008. - 72С.
32. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: СБ. НАУЧ. ТР. / ПОД РЕД. С. А. СИМБИРЦЕВА. - 2008. - 72 С.
33. ИБН-СИНА. КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ : В 5 КН. / ИБН-СИНА ; ПЕР. С АРАБ. - ТАШКЕНТ : ФАН, 2004. - КН. 1. - 55 С.
34. ИСТОМИНА, А. В. «МОДЕРАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ», КАК ФОРМА ОБОБЩЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. - 2011. - № 4. - С. 8-12.
35. КОЛЕСНИКОВА, М.Г. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ /М.Г. КОЛЕСНИКОВА // ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ.-2005.- №5.- С.52-55.
36. КУПЧИНОВ, Р. И. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ : ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КУРАТОРОВ ГРУПП СРЕДНИХ СПЕЦ. И ВЫСШ. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ / Р. И. КУПЧИНОВ. - МИНСК :УП «ИВЦ МИНФИНА», 2004. - 211 С.
37. НАЗАРОВА, Е. Н. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / Е. Н. НАЗАРОВА, Ю.Д. ЖИЛОВ. - М.: АКАДЕМИЯ, 2007. - 255 С.
38. НАУМЕНКО, Ю.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ/ Ю.В. НАУМЕНКО// ПЕДАГОГИКА.-2005.- №6. - С.37-44.
39. ОСТРОУМОВ, А. А. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ / А. А. ОСТРОУМОВ. - МОСКВА : МЕДГИЗ, 2000. - 328 С.
40. ОРЛОВ, А. Н. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛОВОМ / А. Н. ОРЛОВ. - КРАСНОЯРСК : ИЗД-ВО КРАСНОЯРСКОГО УН-ТА, 1999. - 512 С.
41. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ : УЧЕБ.-МЕТОД. ПОСОБИЕ / М-ВО СЕЛ. ХОЗ-ВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСП. БЕЛАРУСЬ ; ГРОДНЕН. ГОС. АГРАРНЫЙ УН-Т. - ГРОДНО : ГГАУ, 2006. - 136 С.
42. ПЕДАГОГИКА. / Под РЕД. В.В. БЕЛОРУСОВОЙ И И.Н. РЕШЕТЕНЬ. - МОСКВА, «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ», 2008. - 117 С.
43. ПОПОВ, С. И. ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, МОРАЛЬ: СОЦИАЛЬНО¬НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕСТРОЙКИ / С. И. ПОПОВ. - МОСКВА : ПОЛИТИЗДАТ,
2009. - 240 С.
44. ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ / ПОД РЕД. Н. А. ГЕППЕ. - МОСКВА: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 144 С.
45. ПАВЛЮЧЕНКО, Т. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ИНТЕГРАЦИЯ И ПАРТНЕРСТВО
Т. ПАВЛЮЧЕНКО // ЗДАРОВЫ ЛАД ЖЫЦЦЯ. - 2010. - № 12. - С. 54-57.)
46. (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / В. М. НАСКАЛОВ [И ДР.] // ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. Е, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. -
2010. - № 11. - С. 152-159.
47. САХНО, А. В. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / А. В. САХНО, А. С. ЧУБУКОВ. - МОСКВА, 2000. - 100 С.
48. СПОСОБСТВУЮЩИЙ СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ / ДОКУМЕНТ, РАЗРАБОТАННЫЙ ПО ПОРУЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БЮРО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВОООХР. - ДРЕЗДЕН, 2005. - 131 С.
49. СЫТИН, Г.Н. МЫСЛИ, ТВОРЯЩИЕ КРЕПКИЙ ИММУНИТЕТ / Г.Н. СЫТИН. СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ВЕСЬ», 2006. - 224 С. СТРАТЕГИЯ ВОЗ «ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ В 21 ВЕКЕ». - РЕЖИМ ДОСТУПА:www.gov.cap.ru
50. ФУРМАНОВ, А. Г. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОНУКЛИДНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ / А. Г. ФУРМАНОВ, Ю. Н. КНЯЗЕВ // МИР СПОРТА. - 2001. - № 3. - С. 52-55.
51. ЧЕРНОСВИТОВ, Е.В. ЛЕКЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ. - МОСКВА : ВЛАДОС, 2001. - 145 С.
52. ШМАКОВ, С. ДЕТЯМ О ЗДОРОВЬЕ//С. ШМАКОВ// ЗДОРОВЬЕ ВСЕХ ОТ А ДО Я. - 2007. - №2. - С.94-128.
53. ШУХАТОВИЧ, В. Р. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ/ В. Р. ШУХАТОВИЧ // ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ. - МИНСК : КНИЖНЫЙ ДОМ, 2003. - С. 79 - 79.
54. ШЕРШАКОВ, Н. В. ВЕТРУ И СОЛНЦУ НАВСТРЕЧУ / Н. В. ШЕРШАКОВ. - М. :ФИС, 1999. - 173 С.
55. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ, ПОД РЕД. ГРИЦАНОВА А. А. - МОСКВА : «КНИЖНЫЙ ДОМ», 2003. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ, ПОД РЕД. ГРИЦАНОВА А. А. - МОСКВА : «КНИЖНЫЙ ДОМ», 2008. РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] : «МЕТАОПИСАНИЕ РЕСУРСА ПРЕДОСТАВЛЕНО». - МОСКВА 2008. - РЕЖИМ ДОСТУПА:http: //www. sci.aha. ru/ATL/ra00. htm
56. КОЗУБ М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ: ДИСС. КАНД. ПЕД. НАУК /М.В. КОЗУБ. ЕЛЕЦ, 2007. -221 С.
57. INGHAM A.G., BEAMISH R. DIDN'T CYCLOPS LOSE HIS VISION? AN EXERCISE IN SOCIOLOGICAL OPTOMETRY// SOCIOLOGY OF SPORT JOURNAL, 14, 1997. P. 160-186.
58. MALINA R.M. SECULAR CHANGES IN GROUTH, MATURATION AND PHYSICAL PERFORMANCE 11 EXERCISE AND SPORT SCIENCES, REVIEWS. PHILADELPHIA, 1987, V. 6, P. 204-255.
59. ROWE D., MCKAY J. &LAWRENCE G. (). OUT OF THE SHADOWS : THE CRITICAL SOCIOLOGY OF SPORT IN AUSTRALIA, 1986 TO 1996 // SOCIOLOGY OF SPORT JOURNAL. VOL. 14. №4, 1997. P. 340-361
60. MORGAN W.P. PHISICAL ACTIVITY AND MENTAL HEALTH// IN THE ACADEMY PAPERS. CHAMPAIGN, H.K.P., 1994, P. 132-145.
61. YIANNAKIS A., GREENDORFER S.L. (EDS). APPLIED SOCIOLOGY OF SPORT, CHAMPAIGN, ILLINOIS: HUMAN KINETICS BOOKS, 1992. P.5