Формирование универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках основ безопасности жизнедеятельности
|
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» посредством использования элементов исследовательской деятельности 5
1.1 Сущность универсальных учебных действий в контексте
образовательного стандарта 5
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности
жизнедеятельности» (М.П. Фролов) 14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования исследовательской деятельности 25
2.1. Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ 26
2.2 Проектирование исследовательской деятельности обучающихся в
процессе формирования универсальных учебных действий 31
2.3 Анализ и обобщение результатов 36
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 49
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» посредством использования элементов исследовательской деятельности 5
1.1 Сущность универсальных учебных действий в контексте
образовательного стандарта 5
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности
жизнедеятельности» (М.П. Фролов) 14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования исследовательской деятельности 25
2.1. Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ 26
2.2 Проектирование исследовательской деятельности обучающихся в
процессе формирования универсальных учебных действий 31
2.3 Анализ и обобщение результатов 36
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 49
Одной из важнейших задач современного обучения является формирование совокупности универсальных учебных действий. Овладение ими протекает в рамках различных учебных предметов, и ведет к формированию способности самостоятельно усваивать знания, умения и навыки.
Формирование универсальных учебных действий при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет важное значение, ведь на этих уроках можно сформировать у учеников все компоненты универсальных учебных действий.
Проблему формирования универсальных учебных действий изучали многие исследователи, в том числе А.Г. Асмолов, М.И. Махмутов, Н.А. Федосова и др.
В ходе изучения методической литературы была выявлена проблема условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности с помощью элементов исследовательской деятельности.
Актуальность представленной работы заключается в том, что задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся является важной в современном процессе обучения. Внедрения новых образовательных технологий, одним из успешных вариантов повышения эффективности учебного процесса является внедрение учебно-исследовательской деятельности, позволяющей построить процесс обучения с учетом особенностей восприятия, памяти, интересов ребенка, что в свою очередь будет определять качество образовательного процесса.
Цель исследования - осуществление процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса в рамках предмета ОБЖ.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ будет эффективным при реализации исследовательской деятельности обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать и реализовать комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством исследовательской деятельности,
3. Проанализировать результаты исследовательской работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «ОБЖ» М.П Фролов;
- методики диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках посредствам использования элементов исследовательской деятельности ;
- опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7 города Красноярска.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по формированию универсальных действий обучающихся на уроках ОБЖ может быть использован учителями.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса на уроках ОБЖ» раскрыта сущность универсальных учебных действий, проведен анализ содержания учебно- методического комплекта М.П Фролова «Основы безопасности жизнедеятельности» с точки зрения формирования УУД, охарактеризованы педагогические условия формирования УУД у обучающихся на уроках ОБЖ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса при изучении предмета «ОБЖ» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 34 источников.
Формирование универсальных учебных действий при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет важное значение, ведь на этих уроках можно сформировать у учеников все компоненты универсальных учебных действий.
Проблему формирования универсальных учебных действий изучали многие исследователи, в том числе А.Г. Асмолов, М.И. Махмутов, Н.А. Федосова и др.
В ходе изучения методической литературы была выявлена проблема условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности с помощью элементов исследовательской деятельности.
Актуальность представленной работы заключается в том, что задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся является важной в современном процессе обучения. Внедрения новых образовательных технологий, одним из успешных вариантов повышения эффективности учебного процесса является внедрение учебно-исследовательской деятельности, позволяющей построить процесс обучения с учетом особенностей восприятия, памяти, интересов ребенка, что в свою очередь будет определять качество образовательного процесса.
Цель исследования - осуществление процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса в рамках предмета ОБЖ.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ будет эффективным при реализации исследовательской деятельности обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать и реализовать комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством исследовательской деятельности,
3. Проанализировать результаты исследовательской работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «ОБЖ» М.П Фролов;
- методики диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках посредствам использования элементов исследовательской деятельности ;
- опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7 города Красноярска.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по формированию универсальных действий обучающихся на уроках ОБЖ может быть использован учителями.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса на уроках ОБЖ» раскрыта сущность универсальных учебных действий, проведен анализ содержания учебно- методического комплекта М.П Фролова «Основы безопасности жизнедеятельности» с точки зрения формирования УУД, охарактеризованы педагогические условия формирования УУД у обучающихся на уроках ОБЖ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса при изучении предмета «ОБЖ» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 34 источников.
На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «проектно - исследовательская деятельность», «метод проектов» и «универсальные учебные действия» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию универсальных учебных действий у обучающихся с помощью метода проектов.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности УУД у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном городе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал буклет с информацией о мире вокруг нас. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования учебных действий у обучающихся.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для обучающихся. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности УУД у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном городе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал буклет с информацией о мире вокруг нас. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования учебных действий у обучающихся.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для обучающихся. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.
Подобные работы
- ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Организация групповых форм работы обучающихся 9-х классов на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2023 - Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности правилам оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



