Введение
2-4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1. Роль баскетбола в физическом воспитании обучающихся
5-8
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 11-12 лет
8-12
1.3. Этапы обучение технике владения мячом в баскетболе на уроках физической культуры
12-14
1.4. Средства и методы обучения владения мячом в баскетболе на уроках физической культуры
14-17
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
18-21
2.2. Организация исследования
21-22
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Комплекс средств и методов обучения техническим приёмам игры в баскетбол на уроках физической культуры
23-31
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
31-35
Заключение
36
Список использованных источников
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. [2]
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания.
Применение баскетбола в системе физического воспитания начального общего образования (НОО) объясняется, прежде всего, всесторонним воздействием на организм и коммуникационные способности ребенка, большой эмоциональностью игры, ее доступностью и огромным зрелищным эффектом. [15]
Даже на cамом начальном этапе обучения баскетболу происходит развитие интереса школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формам активного отдыха и досуга. Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов, таких как быстрая и адекватная ориентировка в двигательной деятельности, развитие реакции, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения. [23] Игре баскетбол свойственны различные перемещения; движение, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и управление мяча, исполняемые в единоборстве с конкурентами.
Возраст 11-12 лет - самый благоприятный для изучения технических элементов баскетбола. Важно не переусердствовать: не форсировать темп обучения, а, тщательно отрабатывая технические элементы и постепенно усложнения задания, развивать у детей интерес к этой игре. [14]
Однако в настоящее время в среднем школьном возрасте наблюдается снижение уровня физической подготовленности. В школу приходят дети, которые не хотят заниматься физическими упражнениями, малоподвижные, имеющие избыток веса. Чтобы пробудить интерес таких учеников к спортивной деятельности, к спортивным играм необходимо подобрать с учетом возрастных особенностей интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры, которые впоследствии и будут подводящими для игры в баскетбол.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы — воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. Прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников. [12]
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
В этом заключается актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс физического воспитания в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: комплекс средств обучения технике владения мячом в баскетболе на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений для обучения владения мячом в баскетболе, на уроках физической культуры, обучающихся 11-12 лет, применение и проверка его эффективности в образовательном процессе.
Задачи:
1. Осуществить анализ накопленного в теории и практике опыта по проблеме обучения технике владения мячом в баскетболе обучающихся 11-12 лет;
2. Разработать комплекс средств обучения технике владения мячом в баскетболе обучающихся 11 - 12 лет на уроках физической культуры.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса средств обучения технике владения мячом в баскетболе обучающихся 11 - 12 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: применение, в процессе физического воспитания обучающихся 11 - 12 лет, разработанного комплекса средств обучения технике владения мячом, будет способствовать эффективному обучению технике игры в рамках урока по физической культуре.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты, позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения анализа накопленного в теории и практике опыта по проблеме обучения технике владения мячом в баскетболе обучающихся 11-12 лет, было выявлено, что при осуществлении практической деятельности учителя уделяют недостаточно времени для обучения технике владения мячом, отдавая предпочтение освоению игры в целом.
2. Разработан и опробован, в образовательном процессе урока физической культуры, комплекс средств, направленный на обучение технике владения мячом в баскетболе обучающихся 11-12 лет. Он включает в себя индивидуальные и групповые упражнения в ведении, ловле, передачах, бросках мяча, в стандартных и усложненных условиях.
3. Результатом применения разработанного комплекса средств стало экспериментально подтвержденное повышение показателей владения мячом обучающихся экспериментальной группы. Во всех тестах, средний результат обучающихся экспериментальной группы, незначительно уступая аналогичному показателю контрольной группы при начальном тестировании, по завершении эксперимента достаточно значительно превысил средний результат обучающихся контрольной группы. При этом показатели в контрольной группе соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся в рамках школьной программы предмета «Физическая культура».
Из этого следует, что использование разработанного комплекса средств позволило повысить эффективность процесса обучения технике владения мячом в баскетболе на уроках физической культуры, а значит можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение. - 2011. -С. 31(Стандарты второго
поколения).
2. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия
учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 класс ы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. — 9(е изд. — М. :
Просвещение, 2021 —104 с.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособ./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия. - 2003. - С. 480.
4. Арестов Ю.М. Спортивные игры: Учеб. пособ. / Ю.М. Арестов, В.А. Выжгин, А.И. Клещев. - М.: Высш. Школа. - 2012. - С. 143.
5. Атропова М.В. Гигиена детей и подростков. - 6-е изд., перераб. И доп. /М. В. Атропова - М.: Медицина. - 2013. - С. 201.
6. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.А.И. Вальтин Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М. : Академия. - 2014. - С. 245.
7. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. / А.И. Вальтин - М.: Просвещение. - 2015. - С.111.
8. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. / А.Я. Гомельский - М., А Генетю «ФАИР»/ - 2012. - С. 167.
9. Кудряшов В.А. Технические приемы игры в баскетбол. / Р.В.
Мирошникова., В.А Кудряшов - М.: Волгоград. - 2012. - С. 35.
10. Кузин В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения, Полиевский С.А., Кузин В.В., - М.: Физкультура испорт. - 2013.- С. 133.
11. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие для учителей школ. В.И. Рудакос, В.А. Кудряшов - Уч. Пед. - 2014. - С. 154.
12. Линдеберг Б.Ф. Баскетбол: игра и обучение. Б.Ф. Линдеберг - М.: Физкультура и спорт. - 2012. - С. 278.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт. - 2014. - С. 533.
14. Мирошникова Р.В., Начальное обучение баскетболу. В.А. Кудряшов, Н.М. Потапова, Р.В. Мирошникова М.: - Волгоград. - 2013. - С. 35.
15. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения. Д.И
Нестеровский. - М.: Издательство «Академия». - 2013. - С. 336....28