Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические представления об особенностях нагляднообразного мышления старших дошкольников и возможности его 8 развития
1.1 Содержание понятия мышления в психологической науке.
Наглядно-образное мышление, как вид мышления 8
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления в
старшем дошкольном возрасте 13
1.3 Возможности развития наглядно-образного мышления у
старших дошкольников 17
2 Экспериментальное исследование особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников 22
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 22
2.2 Система занятий по развитию наглядно-образного мышления в
старшем дошкольном возрасте 32
2.3 Анализ результатов повторного исследования. Оценка
эффективности системы занятий 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А Ключ к тестированию «Методика «Четвертый лишний» (автор - Н.Л. Белопольская) 48
Приложение Б Дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте 49
Приложение В Результаты повторной диагностики по тестированию (Методика «Четвертый лишний») (автор - Н.Л. Белопольская) 52
Приложение Г Результаты повторной диагностики по тестированию
(Методика «Нелепицы») (автор - Р.С. Немов) 53
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает требования к структуре и к результатам основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где одной из задач является обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности [29].
Согласно этому особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте выступают показателем общего уровня психического развития ребенка и его психологической готовности к обучению в школе, поэтому поиск возможностей развития нагляднообразного мышления старших дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольного образования, что говорит об актуальности темы исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах особенностей наглядно-образного мышления старших дошкольников и возможности его развития.
Объект исследования: наглядно-образное мышление как
психологический феномен.
Предмет исследования: особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников и возможности его развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в работе с детьми целенаправленно и систематически использовать дидактические и речевые игра, направленные на развитие способности к установлению логических связей, оперирование образами и способности к обобщению классификаций, то уровень развития наглядно-образного мышления старших дошкольников существенно повысится.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятия «мышление» в психологической науке, охарактеризовать наглядно-образное мышление как вид мышления.
2. Изучить особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте.
3. Описать возможности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
4. Организовать экспериментальное исследование особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников, проанализировать результаты первичной диагностики.
5. Подобрать и реализовать систему занятий по развитию нагляднообразного мышления в старшем дошкольном возрасте, оценить ее эффективность для выборки исследования.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Методика «Четвертый лишний») (автор - Н. Л. Белопольская); тестирование (Методика «Нелепицы») (автор - Р. С. Немов).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
...
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Рассмотрев содержание понятия мышления, мы пришли к выводу, что мышление - это совокупность психических познавательных процессов, с помощью которых осуществляется решение различных мыслительных задач. Наглядно-образное мышление как самостоятельный вид мышления представляет собой совокупность способов и процессов образного решения мыслительных задач, на основе представления ситуации и оперирования образами.
Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте связаны с закономерностями их психического развития и представляют собой конкретный способ решения мыслительных задач через обобщение и классификацию образных представлений, логических связях и отношениях, существующих между объектами, которые развиваются в процессе взаимодействия игровых и речевых действий, познавательной деятельности.
Возможности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников связаны, прежде всего, с использованием игр, включающих приемы на классификацию предметов, выделение и обобщение признаков предметов, ориентировку в пространстве.
Мы провели экспериментальное исследование особенностей развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с использованием следующих методик: тестирование (Методика «Четвертый лишний») (автор - Н. Л. Белопольская); тестирование (Методика «Нелепицы») (автор - Р. С. Немов). На основании полученных результатов первичной диагностики выявлено преобладание среднего и низкого уровней развития нагляднообразного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Нами разработана и апробирована система занятий по развитию наглядно-образного мышления с детьми старшего дошкольного возраста. После реализации системы занятий нами проведена повторная диагностика особенностей развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников. Обобщая полученные результаты первичной и повторной диагностики по тестированию (Методика «Четвертый лишний») (автор - Н. Л. Белопольская) и тестированию (Методика «Нелепицы») (автор - Р. С. Немов), мы отмечаем, что при повторной диагностике ни у одного испытуемого не был выявлен низкий уровень развития наглядно-образного мышления, тогда как при первичной диагностике низкий показатель имели 6 дошкольников (30%).
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной системы занятий по развитию нагляднообразного мышления детей старшего дошкольного возраста, поскольку она способствует развитию таких мыслительных операций, как обобщение классификаций, установление логических связей и отношений между объектами, умение оперировать образами.
1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 26-46.
2. Анисимова, А. А. Особенности организации дидактических игр, направленных на развитие операций мышления в старшем дошкольном возрасте / А. А. Анисимова // В сборнике : Научные исследования молодых ученых : сборник статей III Международной научно-практической конференции : Пенза, 2020. - С. 192-196.
3. Белова, О. С. Количественная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста / О. С. Белова, А. Г. Соловьев, М. В. Парамонова // Психическое здоровье. - 2017. - № 5. - С. 82-84.
4. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) : Модифицированная психодиагностическая методика / Н. Л. Белопольская. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 26 с.
5. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2015. - 44 с.
6. Брушлинский, А. В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2. - С. 10-16.
7. Брушлинский, А. В. Субъект : мышление, учение, воображение /
А. В. Брушлинский. - Москва : Издательство Московского психологосоциального института, 2008. - 406 с.
8. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 3. - С. 11-16.
9. Галеева, А. Р. Исследования уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Галеева, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12. - С. 187-188.
10. Галич, Т. Н. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Л. С. Хабибрахманова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 6. - С. 25-28.
11. Гинецинский, В. И. Пропедевтический курс общей психологии /
В. И. Гинецинский. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 200 с.
12. Гиппенрейтер, Ю. Психология мышления / Ю. Гиппенрейтер, В. Спиридонов, М. Фаликман, В. Петухов. - Москва : Изд-во ACT, 2008. - 202 с.
13. Грибкова, Е. Н. Исследование и развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Т. В. Зобнина, Л. П. Шуйской. - Москва : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. - 321с.
14. Джеймс, У. Психология / Пер. И. Лапшиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 352 с.
15. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер. Н. Никольской.- Москва, 1997. - 208 с.
... всего 42 источника