Только Word
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТАМ МИНИ-ФУТБОЛА
1.1 Анатомо-физиологические и психические особенности учащихся 4
классов 6
1.2 Внеучебная деятельность по мини-футболу 11
1.3 Организация процесса обучения учащихся 4 классов во внеучебной
деятельности по мини-футболу 24
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 31
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ
МИНИ-ФУТБОЛА И ПРОВЕРКА ЕЁ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
3.1 Разработка программы обучения элементам мини-футбола учащихся 4
классов 32
3.2 Проверка результативности программы обучения элементам минифутбола учащихся 4 классов 43
ВЫВОДЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность исследования. За продолжительную историю развития минифутбола на территории Российской Федерации сложилась определенная система подготовки игроков высокого класса, что позволило добиться успехов на международной арене. Эффективность функционирования этой системы определяется действием многих факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки игроков, где закладывается фундамент школы мини-футбола. В спортивной научно-методической литературе подробно представлены условия, средства и методы обучения начинающих игроков. Большое внимание уделяется классификации учебного материала по основным разделам подготовки юных мини-футболистов и видам обеспечения учебно-тренировочного процесса. Предпринимаются попытки обосновать новый подход к определению главного и второстепенного учебного материала, взяв за основу динамические игровые ситуации, а не только формальные характеристики движений и действий игрока (или группы игроков). Важным условием совершенствования системы подготовки спортивного резерва считается осуществления индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом типоспецифических и индивидуальных особенностей юных мини-футболистов. В настоящее время важной проблемой теории и методики спортивной тренировки является совершенствование системы подготовки юных мини-футболистов в техникотактическом, психологическом и физическом направлениях. Одним из наиболее рациональных решений этих проблем специалисты выделяют грамотное научное обоснование, построения и содержания учебнотренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной подготовки, а также модификация программ и методик занятий в учебной деятельности по мини-футболу в общеобразовательной школе, которое позволит повысить уровень овладения мини-футболистами необходимыми знаниями, умениями и навыками. В процессе физического воспитания общеобразовательных организации решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности. Для более эффективного всестороннего развития детского организма - используется внеучебная работа в школе. Одним из самых популярных видов внеучебной деятельности является мини-футбол. Однако вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении проблем подготовки юных мини-футболистов, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения во внеурочной системе общеобразовательной школы. Остаются слабо разработанными методики физической подготовки именно юных мини-футболистов, напрямую влияющих на физические и технико-тактические умения обучающихся, поэтому довольно часто не выполняются требования и нормативы начального этапа подготовки. Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в процессе подготовки мини-футболистов и недостаточной разработанностью условий и способов технической подготовки, в рамках внеучебной работы, является актуальным.
Объект исследования: внеучебная деятельность по мини-футболу учащихся 4 классов.
Предмет исследования: программа обучения элементам мини-футбола. Цель исследования: теоретическое описание и разработка программы обучения элементам мини-футбола учащихся 4 класса.
Гипотеза исследования: обучение элементам мини-футбола учащихся 4 классов во внеучебной деятельности будет результативнее, если:
- будет обоснована, разработана и внедрена во внеучебную деятельность учащихся 4 классов программа обучения элементам мини-футбола;
- будет выявлена результативность применения программы в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и внедрить во внеучебную деятельность учащихся 4 классов программу обучения элементам мини-футбола.
3. Проверить результативность разработанной программы в ходе педагогического эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории о деятельностном подходе к познанию роли физической тренировки в совершенствовании человеческих свойств и качеств (H.A. Бернштейн; Л.П. Матвеев; В.П. Филин); теории и методики физической культуры (В.К. Баль- севич; М.Я. Виленский), теоретические положения о закономерностях формирования двигательных умений и навыков (Б.А. Ашмарин; М.М. Боген).
В контексте темы исследования большое значение имеют труды авторов, освещающие основы спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский; Ю.Ф. Курамшин; Л.П. Матвеев; В.Н. Платонов), методические аспекты тренировки в мини-футболе (О.С. Андреев, А.Е. Бабкин, B.C. Левин, К.Л. Полу- ренко, С.Ю. Тюленьков).
Научная новизна заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе описывается и применяется во внеучебной деятельности программа обучения элементам мини-футбола учащихся 4 классов
1. При анализе литературных источников были выявлены анатомофизиологические и психические особенности учащихся 4 классов, способы организации внеучебной деятельности по мини-футболу и изучен процесс организации обучения техническим элементам игры в мини-футбол.
2. Была разработана и внедрена во внеучебную деятельность учащихся
4 классов программа обучения элементам мини-футбола.
Методологическими и теоретическими основами программы явились основные положения подхода в педагогической деятельности. Целью реализации программы явилось обучение элементам мини-футбола, всестороннее развитие личности посредством в ходе обучения командной игре в мини-футбол. К задачам реализации программы относилось закаливание детей, содействие гармоничному развитию личности, и воспитание нравственных и волевых качеств, привитие навыков здорового образа жизни и т.д. Отличительная особенность программы состояла в изменении соотношения средств общей физической, специальной физической и технической подготовки в годичном цикле в пользу технической.
3. Анализируя исходные данные, уровень технической подготовки контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента не имел достоверных различий, то есть группы были одинаковы. Итоги эксперимента свидетельствуют об определённых изменениях показателей в экспериментальной группе. В тесте ведения мяча «змейкой» 30м ЭГ улучшила результат на 21,2%, в контрольной на 1,5%. В тесте челночный бег с ведением мяча 3x10м ЭГ улучшила результат на 9%, в контрольной на 0,5%. В тесте «удар в створ ворот с места» ЭГ улучшила результат на 33%, в контрольной прироста не наблюдается. В тесте «передача мяча об стену» ЭГ улучшила результат на 30%, в контрольной прироста не наблюдается. В целом педагогический эксперимент показал, что предложенная нами программа эффективна. Во всех тестах показатели экспериментальной группы достоверно выше, чем контрольной.
1. Айткулов, С.А. Управление тактико-технической подготовкой спортсменов в командных видах спортивных игр и теория функциональных систем / С.А.Айткулов // Теория и практика физической культуры. -2007. - №10. -С.8-10
2. Брагинский, А.Е. Взаимосвязь эффективности выполнения футболистами индивидуальных тактических действий с показателями, характеризующими психические процессы / С.А.Брагинский // Теория и практика футбола.- 2001.-№2.-С.9-14.
3. Витковски, З. Координационные способности юных футболистов:
диагностика, структура, онтогенез: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /
Витковски Збигнев. -М.,2003. 232 с.
4. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов.- М.:Физкультура и Спорт, 2009.-276 с., ил.
5. Губа, В.П. Футбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.В. Краснощеков, В.Ф. Ежов. -М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.
6. Губа В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов: монография / В.Губа, А.Скрипко, А. Стула.-М.: Спорт, 2016.-168 с.
7. Годик , М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик.- М.: Человек, 2009.-272 с.
8. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова.- М.: Советский спорт, 2010.-336 с.
9. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортАкадем Пресс, 2000.-80 с.
10. Голомазов, С.В. Субъективное прогнозирование как фактор, определяющий объем и эффективность действий футболистов с мячом в соревновательных играх / С.В. Голомазов, В.С. Левин, Г.Л. Маневич // Теория и практика футбола. - 2001. -№4. - С.14-17.
11. Голомазов, С.В. Методология построения упражнений для совершенствования техники атакующих действий в средней зоне и зоне обороны / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва // Теория и практика футбола. - 2001.- №4. - С.26-28.
12. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт АкадемПресс, 2001. -100 с.
13. Голомазов, С.В. Сенситивные периоды обучения техническим приемам в футболе / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва // Теория и практика футбола. - 2002.- №2. С. 27-28.
14. Григорьян, М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом
дифференцирования специализированных нагрузок повышенной
координационной сложности: дис. ...канд. пед. наук : 13.00.04 / Григорьян Михаил Романович.- Краснодар, 2009. - С.167.
15. Евтух, А.В. Некоторые вопросы подготовки спортивного резерва / А.В. Евтух // Вестник спортивной науки. - 2010. - №3. - С.27....47