ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У МОЛОДЕЖИ 10
1.1. Сущность формирования патриотической направленности у
молодежи 10
1.2. Специфика формирования патриотической направленности
у молодежи в условиях волонтерской деятельности 32
1.3. Модель формирования патриотической направленности у
молодежи в условиях волонтерской деятельности 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 63
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...65
2.1 Методики и организация исследования 65
2.2 Анализ и интерпретация констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 71
2.3 Анализ и интерпретация завершающего этапа
опытно-экспериментальной работы 80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность исследования. В наши дни - в эпоху глобализации, при которой обособленное существование различных культур и народов становится невозможным, где идет процесс переосмысления целей и задач образования с точки зрения новой компетентностной парадигмы возникает острая необходимость воспитывать патриотичную личность.
Развитие и совершенствование такой личности способны повлечь качественное изменение социальных условий жизни, формирование новой культуры, которая оказывает влияние на благосостояние общества. В таких условиях, как никогда, происходит повышение научно-практической значимости выработки общей философско-мировоззренческой базы, единых принципов, общепринятых норм мирного, взаимоуважительного, толерантного сосуществования народов, стран, цивилизаций и культур.
Вопросы патриотического воспитания нашли отражение в официальных Российских документах: государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепции долгосрочного развития России до 2020 года и других.
Потребность в восстановлении утраченных связей между современным человеком и его историей, культурой его народа сегодня становится очевидной. Наиболее важным этапом в этом процессе является формирование у подрастающего поколения таких черт характера, которые помогут ему в становлении и как человека, и как гражданина общества. И главное здесь - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
В последние годы, педагогическая наука вновь обратила внимание на эту проблему, стали появляться исследования по вопросам воспитания любви к родному краю. Однако, современное общество «страдает» безнравственностью, бездуховностью, многие утратили такие личностные качества, как любовь к большой и малой Родине, уважение и следование семейным традициям, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. В молодежном возрасте наблюдается дефицит знаний об истории родного края, стране и самобытных русских традициях.
Современный этап реформирования отечественного образования характеризуется поиском ценностных ориентиров, методической основы образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций с учетом материала, направленного на воспитание патриотических качеств.
Педагогическая практика показывает, что обращение к повышению уровня формирования патриотизма молодежи очень перспективно. Целенаправленное приобщение молодежи к истории и культуре своей Родины - одна из ключевых составляющих в процессе формирования патриотизма. Задача педагогов - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Все это обуславливает актуальность нашего исследования.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагогов образовательных учреждений разных типов. Проблема формирования патриотизма и гражданственности у современной молодежи в настоящее время имеет особенно актуальное значение. Воспитание патриотизма у молодого поколения призвано способствовать формированию гражданского общества.
Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнять конституционный долг, социальной толерантностью, в том числе религиозной и национальной, общественно значимым поведением, активной деятельностью.
Для решения задач воспитательной работы с молодежью широко применяются самые различные средства и методы. Одним из наиболее перспективных средств формирования патриотизма у молодежи является волонтерская деятельность, поскольку данная деятельность способна формировать у молодежи патриотические чувства путем наглядности и активной деятельности. В то же время волонтерская деятельность пока мало применяется в педагогической практике формирования патриотизма, хотя она может сопряжено и комплексно воздействовать на различные стороны организма и личностные характеристики молодежи.
Анализ научной литературы и практики волонтерской работы в организациях дополнительного образования позволил выявить противоречие между необходимостью использования потенциала волонтерской работы для формирования патриотической направленности у молодежи в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью педагогических условий для формирования данной направленности у молодежи.
Данное противоречие стало исходным для формулировки проблемы исследования: какова модель формирования патриотической направленности у молодежи средствами волонтерской работы в учреждениях дополнительного образования?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке определили тему исследования: «Формирование патриотической направленности у молодежи средствами волонтерской работы в аспекте дополнительного образования».
Объект исследования - образовательный процесс в организациях дополнительного образования молодежи волонтерского профиля.
Предмет исследования - формирование патриотической направленности у молодежи средствами волонтерской работы в аспекте дополнительного образования.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать модель формирования патриотической направленности у молодежи средствами волонтерской работы в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования патриотической направленности у молодежи средствами волонтерской работы в системе дополнительного образования будет результативным, если:
• патриотическую направленность молодежи рассматривать как совокупность устойчивого, положительного отношения личности к ценностям патриотичного общества, самосознание себя как субъекта активной деятельности по реализации интересов, желаний и убеждений на благо России, которые формируются в системе дополнительного образования посредством использования средств волонтерской работы: акций, конкурсов, проектов, соревнований;....
Социально-педагогическое звучание проблемы формирования
патриотической направленности молодежи средствами волонтерской работы определяется потребностью общества в воспитании социально активных защитников Отечества, необходимостью и возможностью задействования потенциала волонтерства и краеведения в содержании деятельности учреждений дополнительного образования, выступающего фактором самоопределения, самореализации и целостного развития личности каждого ученика.
Волонтерская работа в учреждениях дополнительного образования является действенным средством формирования патриотической направленности молодежи, поскольку обладает мощным педагогическим арсеналом средств, форм и методов патриотического воспитания и образования. Здесь используются массовые, групповые и индивидуальные формы работы, которые строятся на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности молодежи с учетом их возраста и интересов.
Формирование патриотической направленности молодежи выступает одной из ведущих целей волонтерской работы в системе дополнительного образования.
Сущность патриотической направленности определяется как совокупность устойчивого, положительного отношения личности к ценностям гражданского общества и идеалам, самосознание себя как субъекта активной деятельности по реализации интересов, желаний и убеждений на благо России, и формируется в системе дополнительного образования за счет использования средств волонтерской работы: встреча с ветеранами Вов, помощь в благоустройстве приусадебных участков, походы, экскурсий, краеведческие олимпиады, конкурсы, проекты сетевого взаимодействия и т.д.
Содержание рассматриваемой направленности отражает доминирующие, социально-обусловленные отношения личности к национальным ценностям. Основой содержания патриотической направленности личности является её готовность к деятельности во благо Отечества. Структура патриотической направленности личности включает такие компоненты как патриотические ценности молодежи, идеал патриота своего Отечества, патриотические убеждения, желание заниматься патриотической работой, интерес молодежи к волонтерской работе патриотической направленности.
Анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и практике выявил необходимость разработки модели формирования патриотической направленности молодежи в системе дополнительного образования. Теоретической основой созданной структурно-динамической модели формирования патриотической направленности молодежи средствами волонтерской работы в системе дополнительного образования избрана совокупность аксиологического, системного, деятельностного и личностного подходов. Структура модели представлена целевым, содержательным, процессуальным и оценочно-результативным компонентами.
В диссертации теоретически обоснована и в ходе опытно- экспериментальной работы обоснована технология реализации модели формирования патриотической направленности молодежи средствами волонтерской работы, включающая целевой, организационно-содержательный, функциональный, диагностико-результативный этапы.
Для организации опытно-экспериментальной работы по апробации модели формирования патриотической направленности молодежи средствами волонтерской работы проведено диагностирование исходного уровня сформированности исследуемого личностного качества молодежи по выделенным критериям и показателям. В результате был выявлен критический уровень сформированности патриотической направленности у 37% молодежи.
Реализация экспериментальных мероприятий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования способствовала повышению уровня сформированности патриотической направленности молодежи средствами волонтереской работы. Как показал эксперимент, наиболее действенными методами формирования интереса и идеала патриотической направленности молодежи стали: беседы с ветеранами, экскурсии и походы патриотической направленности, поскольку данные виды работы пробудили в учащихся интерес к истории своей малой Родины, позволили почувствовать себя активными участниками волонтерской работы. В то же время для формирования таких компонентов как ценности, желания и убеждения патриотической направленности подростков, требуется дополнительное время, использование более действенных педагогических средств. Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, свидетельствует, что уровень сформированности личностных качеств испытуемых по сравнению с начальным и итоговым результатом эксперимента имеет положительный вектор развития.
Для объективной оценки полученных результатов эксперимента был использован Критерий Фишера.
Экспериментальная работа позволила установить, что для достижения наибольшей эффективности реализации модели целесообразно использовать весь арсенал волонтерской работы, необходимо учитывать индивидуальные особенности молодежи и применять задания различной степени сложности, которые соответствуют уровню патриотической направленности молодежи.
Администрация Ширинского Аграрного техникума обратилась с просьбой расширить эксперимент, привлечь к нему студентов, как новых участников. Поэтому перспективы дальнейшей работы по проблеме формирования патриотической направленности молодежи определены и видятся в разработке технологии формирования патриотической направленности молодежи с учетом их индивидуально-типологических особенностей средствами волонтерской работы.
1. Агапова Г. В. Региональная система патриотического воспитания молодежи. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2007. 224 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 124 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. М.: Просвещение, 2010. 380 с.
4. Арапов М. О. Воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении // Вестник МГУКИ, 2012. № 2 (46) с. 95 - 99.
5. Асафова Т. Ф. Социальное творчество детей в системе дополнительного образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. с. 229234.
6. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
8. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.
9. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. М., 1998. 147 с.
10. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. М.: Диалог культур, 2007. 512 с.
11. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.:
Педагогика, 1989. 192 с.
12. Блауберг И. В. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии, 1978. № 8 с. 39-53.
13. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
14. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д.: РЕПУ, 1995. 32 с.
15. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2007. № 8 с. 44-53....99