Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ
ОНОМАСТИКИ 6
1.1. Онимические единицы как предмет исследования 6
1.2. Система литературной ономастики 10
1.3. Ономастическое пространство романа «Евгений Онегин» 14
Выводы по Главе 1 17
Глава 2. ОНОМАСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОМАНА А.С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 20
2.1. «Евгений Онегин» как отражение социокультурной реальности
пушкинской поры 20
2.2. Поэтонимы романа 24
2.3. Ономастический комплекс произведения 29
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованной литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
В настоящей работе исследуется ономастическое пространства романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», то есть предпринимается попытка систематизации собственных имён в произведении.
Ономастика подразделяется на различные области в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена. Так, антропонимика изучает имена людей, топонимика - названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия отдельных небесных тел и т.д.
Выделяется множество разрядов имён собственных, среди которых наиболее исследованы антропонимы, топонимы, этнонимы. В процессе развития ономастических исследований разряды собственных имён пополняются. Так, в современной науке в качестве онимов рассматриваются фильмонимы (названия кинофильмов), фитонимы (названия растений), зоонимы (наименования и клички животных), урбанонимы (названия мест городского пространства), эргонимы (названия организаций). В свете развития этих направлений обозначился и интерес к поэтонимам, то есть именам литературных персонажей. В настоящей работе, однако, поэтонимы рассматриваются как все ономастические единицы художественного текста, включая антропонимические, топонимические и другие. К поэтонимам относятся как вымышленные имена и названия, так и реально существующие, поскольку они также организуют онимическое пространство пушкинского текста
Авторский метод Александра Сергеевича Пушкина связан с освоением языковых средств. Он создал литературный русский язык, который до сих пор считается шедевром мировой классической литературы.
Актуальность работы определяется целым комплексом факторов:
• лингвопрагматическим потенциалом работы, которая может быть использована не только для исследования поэтонимов, но и для выявления направлений развития онимической системы русского языка;
• возможностью расширить и уточнить представления о структуре онимической системы как общелингвистического явления.
• продолжающей существовать в лингвостилистике
востребованностью использования новых приёмов анализа художественной ткани произведений А. С. Пушкина;
• непреходящей значимостью творчества Пушкина для русской культуры и формирования русской национальной картины мира.
Ономастика является активно разрабатываемой областью современной лингвистики. Настоящее исследование опирается на теорию отечественной ономастики, разработанную в трудах А.А. Белецкого, В.Д. Бондалетова, С.Д. Камаловой, Ю.А. Карпенко, Ю.К. Картавой, А.Б. Пеньковского, С.Н. Смольникова, А.В. Суперанской, А.В. Сусловой и др. Проблемы прецедентности как лингвокультурного феномена разрабатываются С.В. Банниковой, Д.Б. Гудковым, Г.Г. Слышкиным.
Большой вклад в формирование принципов русской поэтонимики, исследование поэтонимов отечественной литературы и произведений А.С. Пушкина в том числе внесли В.М. Калинкин и его ученица К.С. Федотова, работы которых составили теоретическую основу исследования.
Исследование предпринято в русле основных направлений изучения поэтонимических единиц, разрабатываемых в трудах отечественных исследователей, которые нацелены на расширение и анализ эмпирического материала.
Объект исследования - система онимических единиц в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Предмет исследования - основные функции и специфические особенности пушкинских поэтонимов.
Цель исследования - систематизация и анализ поэтонимов в тексте романа «Евгений Онегин».
Задачи:
• Описать онимы как особые единицы языка.
• Охарактеризовать поэтоним как единицу онимической системы.
• Изучить приёмы индивидуальной поэтической ономастики А.С. Пушкина.
• Выделить основные социокультурные особенности поэтонимов романа «Евгений Онегин»
• Описать поэтонимы романа «Евгений Онегин».
• Проанализировать ономастическую систему романа.
Материал исследования - текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Основным методом исследования стал анализ отобранных поэтонимических единиц, в том числе лингвистический, социокультурный, историко-культурный, коммуникативный и сравнительно-сопоставительный анализ.
Методологическую основу работы составили принципы анализа и классификации поэтонимов, сформулированные в трудах В.Н. Михайлова.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе научной литературы, посвященной ономастикону романа «Евгений Онегнин» А.С. Пушкина.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и результатов работы при изучении онимических единиц, работе с творчеством А.С. Пушкина и разработке интегрированных занятий по изучению ономастического пространства романа «Евгений Онегин».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе проведённого исследования были решены задачи:
• Описаны онимы как особые единицы языка, рассмотрены принципы классификации онимических единиц.
• Охарактеризованы поэтонимы как единицы онимической системы, прослежен процесс изучения поэтонимических единиц в науке.
• Изучены приёмы индивидуальной поэтической ономастики А.С. Пушкина.
• Выделены основные социокультурные особенности романа «Евгений Онегин»
• Описаны поэтонимы романа «Евгений Онегин».
• Проанализирована ономастическая система романа.
Ономастика как лингвистическая дисциплина характеризуется разработанностью теоретического. Главным направлением современных исследований становится сбор и анализ эмпирического материала, отбор которого производится с установлением чётких хронологических и лингвокультурных границ. Выделились различные области ономастики, посвящённые изучению различных видов онимов.
Наиболее обширный и изученный класс онимов - антропонимы, то есть имена людей. Но и в этом классе выделяются различные группы антропонимов, один из которых - поэтонимы, имена персонажей художественного текста. В науке в последние годы формируются различные подходы к исследованию поэтонимов. Исследования поэтонимов с точки зрения лингвистики дополняют и углубляют собственно
литературоведческие подходы, в русле которых неоднократно проводилось изучение различных типов литературных имён, в особенности так называемых «говорящих» имён и фамилий персонажей. Приобретение поэтонимами семантической значимости может быть следствием авторского выбора или приобретением ими свойств прецедентности.
Ещё в середине ХХ века в отечественной науке начались активные исследования литературной ономастики, на основе которых были сформулированы постулаты современной поэтонимологии, которая в настоящее время развивается как полноценная область научного знания на стыке лингвистики и литературоведения. В русле поэтонимологии ведутся ономастические, лексикографические изыскания, формируется собственный понятийный аппарат. Но основным направлением научного поиска остаётся накопление эмпирического материала на основе анализа поэтономикона отдельных авторов и конкретных произведений.
Для анализа поэтонимической системы отдельных текстов применяется классификация, при которой совокупность единиц художественного текста предстаёт как система, состоящая из четырёх компонентов: поэтонимы с функцией семантической характеристики, поэтонимы с функцией общей экспрессии, поэтонимы с функцией указания и имена реально существующих персонажей, упомянутые в литературном тексте.
Именно такой подход используется в настоящем исследовании для анализа поэтонимической системы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Для исследования поэтонимического пространства любого художественного текста большое значение имеет контекст в самом широком его понимании. В художественном мире Пушкина заглавия отличаются высокой степенью антропонимической насыщенности. В них используются различные виды антропонимов: имена исторических персонажей, авторские онимы с различной степенью семантической обусловленности, мифонимы. Мифонимы в поэтономиконе Пушкина играют большую роль, поскольку выступают средством формирования авторской мифопоэтики, которая, в свою очередь, наделяет авторские поэтонимы дополнительным комплексом коннотаций.
Пушкинские поэтонимы активно исследуются в современной науке, что позволило выделить комплекс присущих им характеристик: узуальность, специфическую словообразовательную модель, этимологическую значимость, ассоциативный потенциал, ритмичность слоговой структуры, фонетический облик. Совокупность этих характеристик способствует созданию образа героя с положительными или отрицательными оценочными характеристиками.
Анализ поэтонимов в романе «Евгений Онегин» выявляет многообразие их форм и видов, что способствует реализации целого комплекса функций: номинативной, культурологической, социальной,
историко-культурной, просветительской, презентационной, образной, жанрообразующей.
Поэтонимы можно разделить на четыре группы, традиционно выделяемые в отечественной поэтонимике: единицы с функцией
семантической характеристики; номинативно-экспрессивные поэтонимы; единицы с функцией указания на социальный статус; поэтонимы, номинирующие внетекстового референта, в которой выделяются подгруппы исторических персонажей, онимы общей культурной значимости и значимые имена русской лингвокультуры. В количественном отношении выделяются группы указательных поэтонимов и поэтонимов с обозначением внетекстового референта.
Ономастическое пространство романа «Евгений Онегин» представлено антропонимическими единицами, которые составляют абсолютное большинство. Вторым по количеству являются топонимические единицы, среди которых абсолютное большинство представлено реалионимами. Среди топонимических единиц встречаются мифонимы. Характеристикой пушкинского текста выступают окказиональные урбанонимы, представляющие принятые во времена поэта именования единиц городского пространства Москвы и Петербурга.
Среди топонимических единиц достаточное количество гидронимов, причём один из них - Нева - используется в качестве навания города. В пушкинском тексте достаточное количество имплицитных топонимов, представленных в форме прилагательных и единично существительных, образованных от названий географических объектов.
Также в ономастиконе «Евгения Онегина» присутствуют периферийные ономастические единицы, представленные названием книг, журналов и оперных произведений. Поэтонимы романа отражают реалии пушкинской поры и содержание уровня культурных знаний, присущих пушкинскому кругу.
Проведённое исследование позволило выделить черты индивидуально- авторской поэтонимики А.С. Пушкина, отражающие направление развития не только художественного мира великого русского писателя и поэта, но и тенденции, которые в дальнейшем ярко проявились в русской литературе.
1. Анисимова В.В. Развитие русской антропонимики в современном русском языке (На примере личных имён): дисс. канд. филол. наук. М., 2004. 155c.
2. Арнольд И.В. Семантика, стилистика, интертестуальность. - СПб.: Изд- во СпбГУ, 1999. - 443 с.
3. Астафьева И.А. Лингводидактический потенциал имен собственных в школьном курсе русского языка // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2017, № 4 (17). С. 100 - 103.
4. Бардакова В.В. Ономастическая деталь в произведении детской литературы // Гуманитарный вектор, 2011, № 4 (28). - С. 32 - 35.
5. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (Ономастика). - Киев: Изд-во Киев. ун-та, 1972. - 207 с.
6. Бельская А.А. Поэтоним «Параша» у А.С. Пушкина и И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета, 2011, № 1 (39). - С. 147 - 152.
7. Блинов С. Г. Пушкин и его время. М.: TERRA, 1997.
8. Большухин Л.Ю. Первая и вторая главы романа «Евгений Онегин»: античный контекст // Челябинский гуманитарий, 2012, № 2 (19). С. 28 - 31.
9. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
10. Бондалетов В.Д., Данилина Е.Ф. Средства выражения эмоциональноэкспрессивных оттенков в русских личных именах // Антропонимика. М., 1970. С. 194 - 200.
11. Васильев Н.Л. О Пушкине: язык классика, поэтика романа «Евгений Онегин», писатель и его современники. - Саранск, 2013. - 387 с.
12. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - М.: Либроком, 2009. - 224 с.
13. Васильева С.П. Имя собственное в языке и в художественном тексте. - Красноярск, 2017. 221 с.
14. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин. - М.: Республика, 1999.
15. Волкова С.Н. Проблемы классификации периферийных онимов в художественном тексте (на материале романа О. Ермакова «Знак зверя») // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2011, № 3. С. 55 - 59...49