Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация состояния тревожности и стрессоустойчивости у пловцов средствами психологической подготовки

Работа №153507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
1 Анализ теоретических и эмпирических подходов к изучению проблемы влияния психологической подготовки на уровень тревожности и стресса у юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время .27
1.1 Теоретические аспекты тревожности и стресса в спорте 6
1.2 Влияние стресса и тревожности на результативность спортивной
деятельности 12
1.3 Особенности проявления тревожности в возрасте 14-15 18
1.4 Особенности психологической подготовки у юношей и девушек
занимающихся плаванием во внеурочное время 19
2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
3 Средства психологической подготовки в учебно-воспитательном процессе у
юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время и их эффективность 34
3.1 Обоснование применения средств психологической подготовки для
юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время в предсоревновательный период 34
3.2 Внедрение средств психологической подготовки для юношей и девушек в
учебно-тренировочный процесс и определение их эффективности 36
3.3 Результаты использования средств психологической подготовки,
направленных на оптимизацию состояния тревожности и стресса у юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время 45
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А-Ж 62

Спортивная деятельность - это сложная система, в которой субъектом и объектом воздействия является сам спортсмен.
Основным признаком спортивной деятельности является соревнование. Внутренним контуром системы «спортивная деятельность» является личность и организм спортсмена, внешним - воздействия спортивных упражнений, соперников, тренера [7;8].
На современном этапе развития спорта, когда ведущие спортсмены и команды мира стремятся к достижению наивысших спортивных результатов, часто можно слышать упоминание о стрессе, который вызван интенсивной подготовкой, перегрузкой и перетренировкой, преждевременным
"перегоранием", активацией и эмоциональным возбуждением. Все чаще исследуются такие проблемы и явления, как ожидание успеха, боязнь неудач, возникновение тревоги, регуляция эмоциональных состояний.
Системообразующим фактором, вокруг которого происходит группировка всех компонентов системы «спортивная деятельность», является максимальный спортивный результат. Его достижение обусловлено непременным наличием трех условий, каждое из которых имеет психологическое содержание:
а) биопсихические свойства личности;
б) готовность к максимальной мобилизации волевых усилий;
в) способность к психической саморегуляции.
Многие спортсмены испытывают колоссальные нагрузки, они могут заставить себя работать с предельными усилиями, могут максимально выложиться в процессе деятельности, настроиться на борьбу в максимальных режимах. Но иногда этого оказывается недостаточно, если спортсмен не владеет психической саморегуляцией и не может удержать свое состояние и двигательные действия в оптимальных параметрах [9; 11].
Современный спорт невозможен без максимальных по объему и интенсивности нагрузок, напряженной спортивной борьбы, острого соперничества, постоянных переживаний успеха и неудач, всего того, что составляет «стресс» и «тревогу» [61].
В состоянии тревожности, которое вызвано только сомнением в благоприятном исходе значимых для человека ситуаций, замедляются двигательные реакции в организме и расстраиваются вегетативные функции. Однако тревожность и неуверенность в своих силах нельзяотносить к основным причинам неудачного подхода или выступления спортсмена. В данном случае всё зависит от степени тревожности, которая, как установлено спортивными психологами, определяется личностными особенностями и степенью значимости успеха или неуспеха для человека [3;7;17;20].
Особенно эта проблема актуальна при подготовке юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время, связанная с особенностями эмоциональных реакций данного возрастного периода, изменениями в гормональных и физиологических процессах. У юношей и девушек часто отличают повышенную эмоциональную возбудимость и реактивность. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают подростковую неуравновешенность, резкие смены настроения, частые депрессии и экзальтации, конфликтность и общую негибкость эмоциональных реакций с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.
Одним из путей решения проблемы преодоления стресса и тревоги в спорте лежит, в первую очередь, постоянное совершенствование, рационализация технологии учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, использование средств психологической подготовки. Правильно спланированная психологическая подготовка содействует ускорению естественных процессов развития наиболее важных для спортсмена психологических качеств и свойств личности. Применение различных приемов и средств психологической подготовки способствует преодолению стресса и тревоги в спортивной деятельности.
Для регулирования психических состояний спортсменов на тренировочных занятиях и соревнованиях используются разработанные и апробированные психотерапевтические, психотехнические, фармакологические и педагогические методы [63].
На основании вышеизложенного целью работы является оптимизация состояния тревожности и стресса у юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время
Задачи исследования:
1 Изучить научную и методическую литературу по теме исследования
2 Определить состояние тревожности и стрессоустойчивости у юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время
3 Обосновать средства психологической подготовки для пловцов подросткового возраста, направленных на оптимизацию состояния тревожности и стресса, определить их эффективность.
4. Провести педагогический эксперимент и выявить эффективность психологической подготовки в соревновательной деятельности обучающихся юношей и девушек 14-15 лет во внеучебной деятельности
Объект исследования: процесс психологической подготовки юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время
Предмет исследования: средства психологической подготовки,
направленные на оптимизацию состояния тревожности и стресса юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время
Гипотеза: предполагалось, что использование средств психологической подготовки у юношей и девушек занимающихся плаванием во внеурочное время будет способствовать оптимизации их состояния тревожности и стрессоустойчивости.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение научно-­методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1 Анализ данных литературы показал, что под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения. Выделяют личностную и ситуативную тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревожность).
2 На спортсмена могут действовать самые различные виды стрессов, и, характер их влияний зависит от особенностей его индивидуального опыта или отношения к себе и спортивным занятиям.
3 Установлено, что большинство юных спортсменов пловцов (66,7%)
обладают низким уровнем стрессоустойчивости по трем факторам: 1 -
социально-психологические влияния (15,5 ± 1,1 балла); 2 - объективные
ситуации соревнований (14,4 ± 1,2 баллов); 3 - ситуации "успеха- неудачи" (14,8 ±1,3 балла).
4 Обоснованы средства психологической подготовки для пловцов подросткового возраста, направленные на оптимизацию состояния тревожности и стресса и включающие комплексное использование психологических методик в учебно-тренировочном процессе и поэтапную реализацию методических приемов создания специальной среды, позволяющей формировать чувство уверенности в успешном выступлении, активном стремления к достижению победы, и обеспечивающей оптимальное эмоциональное состояние (снятие тревожности и стресса).
5 Внедрение средств психологической подготовки в учебно -
тренировочный процесс юных пловцов положительно повлияло на показатели тревожности и стрессоустойчивости, что отразилось в следующем:
• показатели уровня личностной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе достоверно изменились, отражая снижение уровня тревожности: ситуативной (на 12,1%), и личностной тревожности (на 4,9%) (P > 0,05);
• улучшились показатели стрессоустойчивости пловцов экспериментальной группы:
• по первому фактору, характеризующему состояние внутренней и внешней неопределенности, внутренней и внешней значимости в соревновательных условиях в экспериментальной группе показатели стрессоустойчивости достоверно улучшились на 8,7 балла (Р< 0,05).
• по второму фактору, свидетельствующему об уровне стрессоустойчивости в объективных условиях соревнований, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена достоверный прирост в экспериментальной группе составил 7,5 балла (Р< 0,05).
• по третьему фактору - ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций, характеризующему уверенность в себе и общую установки по отношению к себе показатель достоверно (Р< 0,05) изменился в положительную сторону у юных пловцов экспериментальной группы на 7,6 балла.
• у пловцов экспериментальной группы наблюдалась оптимальная готовность к выступлению на соревнованиях (64%); реже стартовая лихорадка (27%) и меньше всего стартовая апатия (9%).
Таким образом, эффективность использования средств
психологической подготовки экспериментально доказана, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.


1. Алексеев, В. А. Себя преодолеть / В.А. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт. - 1985. - С.36-54.
2. Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Медицина, 1967. - 90 с.
3. Бакеев, В. А. О тревожно-внушаемом типе личности / В.А. Бакеев// Новые исследования в психологии - 1974. - №1. - С. 19 - 24.
4. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А. Баранов. - Ижевск. - ИГПУ. - 1997. - 108 с.
5. Белкин, А.А. Идеомоторная подготовка в спорте / А.А. Белкин. - М. - Физкультура и спорт. - 1983. - 145 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
7. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте: международный сб. научных статей; сост. Ханин Ю.Л. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - С. 78 - 92.
8. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт. - 1981. - 143 с.
9. Ганзен, В. А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юреченко // Психические состояния: Сб. стат. — Л.: Изд-во ЛГУ - 1981. — Вып. 10. - 183 с. - С. 159-167.
10. Гаранькова, И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально­экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту: монография / И.Ю. Гаранькова. - Пермь, 2003. - 215 с.
11. Гиссен, Л. К проблеме изучения личности спортсменов /Л.К. Гиссен // Сборник научных трудов. - М.: ВНИИФК. - 1971- 1973.
12. Губачёв, Ю. М. и др., Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачёв, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский, - Л.: ЛГУ. - 1976. - 176 с.
13. Дикая, Л. Г. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях / Л.Г. Дикая// Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 55-65.
14. Доскин, В. А, и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.Д. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай //Вопросы психологии. — 1973. — № 6. — С.23 - 31.
15. Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом (на материале спортивной гимнастики и плавания): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: |М111У| / ЕнинВ.И.. - М.: РГБ, 1986. - 22 с....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ