Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №153501

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Краеведение в системе дошкольного образования 10
1.2. Краеведческая компетенция педагогов дошкольной
образовательной организации 24
1.3. Определение понятия «организационно - педагогические
условия» в научно-педагогической литературе 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ФОРМИРУЮЩИХ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ПЕДАГОГОВ 45
2.1. Диагностика уровня краеведческих знаний детей старшего
дошкольного возраста 45
2.2. Изучение уровня краеведческой компетенции педагогов
дошкольной образовательной организации 51
2.3. Реализация комплекса организационно-педагогических условий
формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации 60
2.4. Результаты контрольной части эксперимента 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования, получаемого детьми в дошкольной образовательной организации. Перед педагогами дошкольной организации стоит задача организовать свою работу таким образом, чтобы она отвечала социально значимым направлениям государственной политики в области образования. Одним из главных таких направлений является утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, воспитание ребёнка с малых лет грамотным пользователем и создателем культурных ценностей окружающего мира, а также развитие личности ребёнка. Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Умелое использование основ краеведческого компонента расширяет, углубляет и конкретизирует знания детей, повышает статус образования как статус развития региона. Данный компонент обеспечивает преемственность между ступенями образования и культурную историческую преемственность между поколениями.
Отечественные психологи (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков) утверждают, что в период старшего дошкольного возраста формируется базис личностной культуры, основы ценностного отношения к миру [9; 12;13; 22; 59].
Особенно важным является вопрос осведомлённости самих педагогов в знаниях культурных особенностей своего региона, они должны осознавать дидактические и воспитательные возможности краеведческого компонента и уметь ими пользоваться. Формирование знаний детей о Родине должно идти через формирование новой педагогической компетенции — краеведческой. Вопрос формирования краеведческой компетенции педагогов в современной научной литературе является новым. Наличие большого количества материала по вопросу необходимости организации краеведческой работы педагогами в образовательной деятельности и недостаточная изученность аспектов, касающихся сущности и структуры краеведческой компетенции, создаёт противоречие на научно-теоретическом уровне. По мнению С.А. Шемшуриной, краеведческая компетенция должна рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, и проявляющаяся в осознании ценностей родного края [78, с. 149] .
Однако, понятие «краеведческая компетенция» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования краеведческой компетенции у педагогов дошкольного образования до сих пор не получила должного освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных и малоисследованных проблем профессиональной педагогики.
Для формирования краеведческой компетенции педагогов на базе конкретной дошкольной организации должны быть созданы определённые организационно-педагогические условия. Опираясь на мнение ряда исследователей (А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева), комплекс организационно-педагогических условий в нашем исследовании рассматривается как совокупность взаимосвязанных и специально созданных условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня краеведческой компетенции педагогов и качества краеведческого образования детей [8; 26; 31].
Анализ научных исследований по данной тематике и практики работы дошкольных учреждений показал, что возможности развития краеведческой компетенции педагогов реализуются в них не в полной мере. Это обусловлено следующими противоречиями между:
• количеством имеющихся исследований в области привлечения краеведческого компонента в образовательный процесс дошкольной организации и недостаточной изученностью некоторых аспектов, в частности, организованного методического сопровождения педагогов по исследуемому вопросу;
• необходимостью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольного образования и недостаточным количеством исследований сущности, структуры, этапов, процессов формирования краеведческой компетенции.
Актуальность проблемы комплексного развития начал краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста и краеведческой компетенции педагогов, их воспитывающих, определили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать понятие краеведческой компетенции педагогов дошкольной организации и выявить организационно­педагогические условия, её формирующие.
Объект исследования: формирование краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования:
• организация педагогической работы в области краеведческого образования детей будет эффективной при условии формирования и развития краеведческой компетенции педагогов дошкольного образования, поэтапного и интегрированного включения краеведческого материала в образовательный процесс дошкольной организации;
• формирование краеведческой компетенции педагогов обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме;
2. определить уровень сформированности краеведческих знаний детей старшего дошкольного возраста и первоначальный уровень краеведческой компетенции педагогов дошкольной организации с помощью специальных диагностик;
3. разработать и реализовать комплекс специальных организационно-педагогических условий, выявить его эффективность в формировании краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования являются:
• исследования, посвящённые вопросам воспитания детей средствами народной педагогики, отображённые в работах Ф.И. Буслаева, М.В. Ломоносова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского;
• идея культуросообразности воспитания (А. Дистервег, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци);
• идея становления краеведения как науки (Д.С. Лихачёв, С.О. Шмидт) [41; 79];
• психолого-педагогические исследования проблемы
познавательного развития детей как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребёнка (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков) [9; 12; 13; 40; 59];
• современные исследования вопросов краеведческой компетенции (А.А. Пешкина, Е.Н. Удина, С.А. Шемшурина) [56;78].
Методологической основой исследования являются положения:
• системного подхода (В.И. Загвязинский, В.А. Сластёнин, Э.Г. Юдин) [20; 67; 82];
• личностно-ориентированного подхода (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев) [23; 40];
• личностно-деятельностного подхода (А.Н. Аверьянов, Э.Г. Юдин) [1; 82];
• культурологического подхода (В.С. Библер, Н.Б. Крылова) [38].
Научная новизна исследования:
• в исследовании осуществлен углубленный анализ структуры краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации;
• определена степень эффективности влияния комплекса организационно-педагогических условий на формирование краеведческой компетенции педагогов;
• результаты исследования дополняют педагогическую теорию краеведческого образования детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость: исследование позволяет более подробно изучить особенности структуры понятия «краеведческая компетенция педагогов дошкольной образовательной организации», выявить комплекс организационно-педагогических условий, её формирующих.
Практическая значимость: разработанные в исследовании диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации и комплекс организационно-педагогических условий могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных организаций для оптимизации процесса краеведческого образования детей.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования:
• теоретические: анализ культурологической, психолого­педагогической и естественнонаучной литературы по исследуемой теме;
• эмпирические: диагностика сформированности краеведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (на основе «Диагностики сформированности знаний детей о социальной действительности» авторов Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой) [70]; разработанная диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов ДОО;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общий процесс организации и управления краеведческой деятельностью в дошкольной образовательной организации создал комплекс организационно-педагогических условий для повышения квалификации педагогов в вопросе краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс был направлен на формирование краеведческой компетенции педагогов ДОО и осуществлялся в следующих направлениях: 1) организационная управленческая деятельность; 2) работа с педагогами; 3) работа с социальными партнёрами ДОО. Комплекс описывает последовательность мероприятий по каждому направлению, распределение функциональных обязанностей между управляющим и педагогическим составом организации. Созданная программа повышения квалификации педагогов, как одно из педагогических условий, позволит разработать организованную и разнообразную базу для создания мероприятий, проводимых с детьми (занятия, экскурсии, праздники, акции, проектная и исследовательская деятельность), что поможет поднять краеведческую культуру детей и взрослых, проживающих на этой территории, до уровня понимания «малой родины», ее ценности в жизни человека.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза является верной:
• организация педагогической работы в области краеведческого образования детей будет эффективной при условии повышения краеведческой компетенции педагогов, а также поэтапного и интегрированного включения краеведческого материала в образовательный процесс;
• развитие краеведческой компетенции педагогов проходит успешно, если в детском саду реализуется ряд организационно­педагогических условий, основными из которых являются:
1. создание атмосферы значимости краеведческого образования в коллективе детского сада;
2. совершенствование развивающей среды учреждения, ее включение в педагогическую работу;
3. организация совместной практической деятельности педагогов;
4. проектирование и реализация системы повышения квалификации педагогов в вопросе краеведческой деятельности путём создания специального комплекса мероприятий, разработка методического обеспечения процесса формирования краеведческой компетенции педагогов.
Краеведческая компетенция педагогов ДОО является важнейшим компонентом общей культуры личности и отражает богатство связей и характер взаимоотношений с окружающим миром. Проведенное исследование позволило уточнить понятие краеведческой компетенции применительно к педагогам дошкольной организации. Она включает в себя начала краеведческой культуры, определяется наличием следующих структурных компонентов: когнитивного, мотивационного и
деятельностного. Краеведческая компетенция педагогов проявляется в единстве позиций: гражданской, которая предполагает принятие на себя ответственности за сохранение культурных и природных ценностей региона, готовность принимать активное участие в реализации краеведческой деятельности ДОО, заинтересованность в краеведческом образовании детей. Также она включает профессионально-педагогическую позицию педагогов, предполагающую владение методикой и технологиями краеведческого образования детей и умениями их реализации на практике.
Управление процессом формирования краеведческой компетенции педагогов ДОО представляет собой процесс, направленный на формирование общих для всего педагогического коллектива ценностей, норм и правил поведения, позитивного настроя на работу, благоприятного психологического климата, устанавливает правильное распределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива, ориентирует на систематическую и целенаправленную работу в области краеведческого образования детей, организует рефлексию своей деятельности, контроль и отслеживание результатов. Реализация такого управления возможна при высоком развитии управленческой культуры руководителя учреждения, его заинтересованности в развитии краеведческой деятельности в организации. Задачей управления является организация постоянной совместной деятельности педагогов в вопросе краеведческого образования детей и ее поддержание в оптимальном состоянии. Содержательная деятельность в такой среде обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса и развитие их краеведческой культуры.
Организованная деятельность введения краеведческого компонента в образовательное пространство учреждения устраняет ряд следующих дефицитов: прежде всего, личностных, нравственно-волевых, профессиональных, научно-методических, организационно-управленческих.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. В ходе исследования теоретически изучено содержание понятия «краеведческая компетенция», разработана диагностика уровня краеведческой компетенции педагогов, описан комплекс организационно-педагогических условий формирования краеведческой компетенции педагогов ДОО. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка может идти в таких направлениях, как:
• разработка комплекса мероприятий по повышению уровня краеведческих знаний детей, проведение контрольной диагностики краеведческих знаний детей;
• исследование понятия краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, которое является новым в педагогической науке;
• исследование отличия краеведческой компетенции педагога от краеведческой компетентности;
- подготовка специалистов-краеведов на базе ДОО для организации сетевого взаимодействия дошкольных учреждений в русле краеведческого образования детей.


1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 236 с.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2003. 166 с.
3. Анциферов Н.П. Как изучать свой город. М.; Л.: Госиздат, 1929. 120 с.
4. Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2008. №4. URL: www.science-education.ru/25-981 (дата обращения: 01.02.2016).
5. Асмолов А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития // Дошкольное воспитание. 1995. №7. С.2 - 4.
6. Безрукова В.С. Настольная книга педагога - исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000. 236 с.
7. Беккер Э.Г. Внеклассное чтение художественной литературы о родном крае // Литература в школе. 1961. № 3. С.40 - 43.
8. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг. Екатеринбург: Екатеринбургский гос.пед. университет, 1977. 29 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
10. Бутенко Н.В.Педагогические принципы художественного развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №1. С.76 - 80.
11. Буторина И.Н. Воспитание личностной культуры ребёнка - дошкольника в культуросообразной модели образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. №12. С. 86 - 94.
12. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.
14. Газизова Ф.С. Дополнительное образование дошкольников средствами национально-регионального компонента // Дополнительное образование и воспитание. 2007.№2. С. 41 - 44.
15. Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии: основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры // Экскурсион. дело. 1921. №1. С.1 -2....83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ