Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ориентирование старшеклассников на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности

Работа №153480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы ориентирования старшеклассников на военную профессию 8
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы ориентирования
обучающихся на военную профессию 8
1.2. Сущностные характеристики основных понятий исследования 15
1.3. Социально-организационные, психолого-педагогические и
дидактические условия эффективности ориентирования
старшеклассников на военную профессию 23
Выводы по первой главе 31
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по ориентированию старшеклассников на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности 32
2.1. Потенциал уроков ОБЖ в ориентировании старшеклассников на
военную профессию 32
2.2. Ориентирование старшеклассников на военную профессию во
внеурочное время 39
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по ориентированию
старшеклассников на военную профессию в курсе ОБЖ 46
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Практические рекомендации 58
Список использованных источников 60

Актуальность. Экономические и социально-политические
преобразования, происходящие в России, заметно обострили существующие противоречия в различных вопросах деятельности нашего общества, системы образования в целом и, в частности, - в ориентации старшеклассников на выбор военной профессии в современных условиях. Отмена преподавания курса начальной военной подготовки (НВП), вывод из состава учебно­материальной базы образовательных организаций оружия, военно-учебных приборов и сдача этого имущества в военные комиссариаты привели к резкому снижению качества процесса военно-патриотического воспитания.
Актуальность темы исследования подтверждается и системой взглядов Правительства РФ по вопросам ориентации молодежи на военную профессию, представленную совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан российской федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». Одной из конкретных задач в Инструкции ставится «проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера» [39].
В Федеральном государственном образовательном стандарте в портрете выпускника школы описываются такие личностные качества, как «любящий свой край и своё Отечество», «социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством», «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества» [46].
В самой постановке проблемы военно-профессиональной ориентации приоритет отводится личностному аспекту в его взаимодействии с социальной средой. К сожалению, факторы, определяющие тот или иной выбор, излишне стереотипизированы окружающей индивида средой (семья, школа, микрогруппы) и сложившимися социально-экономическими условиями. Нет четкого разграничения в определении духовного фактора и связанного с ним форм рационального поведения. Тем самым затруднён поиск оптимальных психолого-педагогических условий и форм воспитывающего воздействия в целях выбора военной профессии старшеклассниками.
Изучение фактического состояния ориентации обучающихся старших классов на военную профессию и анализ научно-теоретической и методической литературы, статей позволяют прийти к выводу о том, что в решении данного вопроса имеются существенные противоречия:
• между государственной важностью проблемы и несоответствием уровня принимаемых государством мер по её решению;
• между декларативным изложением видения решения проблемы в документах правительства и субъектов Федерации и практическим её решением на уровне образовательных организаций;
• между потребностью в военных профессионалах и недостатком научно-обоснованных рекомендаций педагогам в их практической деятельности по ориентации старшеклассников на военную профессию.
На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы оптимальные условия ориентации старшеклассников на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности? Обозначенные актуальность, противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Ориентация старшеклассников на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в
образовательной организации.
Предмет исследования: процесс ориентации обучающихся старших классов на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на военно-профессиональную ориентацию старшеклассников.
Гипотеза исследования: ориентация старшеклассников на военную профессию в курсе основ безопасности жизнедеятельности будет эффективной, если:
• учтён и реализован потенциал учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• предусмотрены военно-ориентированные массовые мероприятия с активным участием старшеклассников;
• осуществляется постоянная связь общеобразовательной организации с военно-патриотическим центром - организацией военного образования.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие «ориентация старшеклассников на военную профессию».
3. Разработать педагогические условия, направленные на военно­профессиональную ориентацию старшеклассников.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных условий.
5. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно­методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно­программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка занятий и мероприятий по ориентации старшеклассников на военную профессию.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) был
посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (май 2021 г.) анализировались результаты опытно­экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ СШ № 134 г. Красноярска. В исследовании был задействован 51 обучающийся.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов на понятия «профессиональная ориентация», «военно-профессиональная ориентация», раскрытии понятия «ориентация на военную профессию старшеклассников», а также в выделении условий проведения военно-профессиональной ориентации обучающихся старших классов
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении педагогических условий, направленных на ориентацию старшеклассников на военную профессию, таких, как: реализация потенциала уроков ОБЖ, организация военно-ориентированных массовых мероприятий во внеурочной деятельности и взаимодействие с военно­патриотическим центром «Патриот».
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ СШ № 134 г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике VII Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» (21 мая 2021 г., г.
Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (54 источника), 65 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема ориентации старшеклассников на военную профессию очень сложна и многогранна. В нашем исследовании рассмотрен лишь один из её аспектов, - процессуальный, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению в образовательной организации.
В соответствии с целью и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние проблемы ориентации старшеклассников на военную профессию в литературных источниках педагогической теории и практики. Осмысление вопроса военно-профессиональной ориентации показало его достаточно заметное специфическое отличие от профориентационной работы в целом, но вместе с тем подтвердило научную правоту выводов известных русских и советских педагогов о том, что в школе действительно необходимо, прежде всего, воспитывать личность, а не какого-то специалиста конкретных профессий.
В ходе опытно-экспериментальной работы удалось в экспериментальном классе сформировать у всех старшеклассников мнение о ВС РФ, основанное на научном познании, соединении теории с практикой и личном опыте.
Ориентация на военную профессию в ходе эксперимента оказывала положительное воздействие на успеваемость по всему спектру дисциплин и базового, и вариативного разделов учебного плана, особенно социальных предметов.
Улучшилось состояние дисциплины, отношение к выполнению требований правил внутреннего распорядка образовательной организации школьниками, участвовавшими в опытно-экспериментальном исследовании. Обучающиеся 11 экспериментального класса требования воинской вежливости, содержащиеся в общевоинских уставах, распространяли сначала как элементы игры в отношении друг к другу, а затем постепенно перенесли их в повседневное общение.
Результаты опытно-экспериментальной деятельности подтвердили утверждение о том, что военно-профессиональная ориентация является одной из важнейших педагогических проблем, решение которой позволит не только научно объяснить российскому обществу роль Вооруженных Сил в жизни страны, но и защищать гражданские права человека в армии, значительно уменьшить влияние негативных факторов в период военной службы.
Вместе с тем мы считаем, что, несмотря на подтверждение практикой содержания гипотезы исследования, кардинальных изменений в отношении к военно-профессиональной ориентации со стороны педагогов и родителей не наступило.
Отдельной темой для исследования может стать совершенствование изложения военных вопросов истории Отечества в учебных пособиях и учебных программах и планах для средней (полной) общеобразовательной школы.
Самостоятельного исследования требуют и такие вопросы ориентации на военную профессию, как возможность изучать в цикле общественных дисциплин образовательных организацйий право вооруженных конфликтов, обеспечение уважения прав человека в период военной службы с точки зрения юридического, педагогического и психологического обоснования данных проблем. В то же время проведенная работа позволяет сделать конкретные шаги по пути восстановления доверия и уважения к ВС РФ на основе получения необходимых теоретических знаний всеми субъектами процесса военно-профессиональной ориентации и закрепления их в практической работе.


1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). - М., 1958. - 244 с.
2. Бачевский В.И. Педагогические основы подготовки старших
школьников к военной службе [Электронный ресурс]. - http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy- podgotovki-starshih-shkolnikov-k-voennoy-sluzhbe (дата обращения 16.04.2021)
3. Бибяков Р.А. Проблемы ориентации старшеклассников на военные профессии // Воспитание в современных условиях: региональный аспект: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 31 октября 2018 г. - Пенза, 2018. - С. 25-28.
4. Васильцов Ю.А. Педагогическая поддержка военно­профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Юрий Александрович Васильцов. - Ростов н/Д,
2015. - 18 с.
5. Великая отечественная война 1941-1945: энциклопедия.
[Электронный ресурс]. - URL: http://militera.lib.ru/enc/enc_vov1985/index.html (дата обращения 16.04.2021)
6. Военно-профессиональная ориентация школьников [Электронный
ресурс]. - URL: https://infourok.ru/voenno-professionalnaya-orientaciya-
shkolnokov-3140559.html (дата обращения 16.04.2021)
7. Вылугин В.В., Куприянов Г.П., Чекинов С.Г. Особенности подготовки военных кадров за рубежом // Вестник Академии военных наук. -
2016. - № 4 (37). - С. 89-96.
8. Горяйнов М.С., Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю. Военно­профессиональная ориентация школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в техносфере и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 мая 2016 г. - Ставрополь, 2016. - С. 297-301.
9. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно­профессиональную деятельность // Морской вестник. - 2016. - № 7 (1972). - С. 53-56.
10. Гузнов Д.С., Строгова Н.Е. Проблема подготовки молодежи к военной службе в историческом развитии // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля 2017 г. - Красноярск, 2017. - С. 269-274.
11. Долженко М.Л. Профессиональная ориентация обучающихся на профессии военного профиля // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции, 3 февраля 2016 г. - Саранск, 2016. - С. 121-123.
12. Дрозд Е.В. Военно-профессиональная ориентация в контексте зарождения отечественного военного образования // Перспективы науки и образования. - 2016. - № 3 (15). - С. 82-88.
13. Дрягин В.А. Военно-профессиональная ориентация учащихся старших классов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (37). - С. 20-24.
14. Зайцева М.С., Строгова Н.Е. Профессиональный имидж
современного педагога // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной
конференции, 5-7 июня 2018 г. - Красноярск, 2018. - С. 72-75.
15. Карамзин Н.М. Предания веков. - М., 1988. - 768 с....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ