Только PDF
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Сущность понятия «готовность педагогического коллектива
дошкольной образовательной организации к инновационной
деятельности» 11
1.2. Формирование готовности коллектива педагогов дошкольной
образовательной организации к инновационной деятельности как объект
управления 18
1.3. Модель управления формированием готовности педагогического
коллектива к инновационной деятельности в дошкольной
образовательной организации 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОО К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Организация и методы исследования . 43
2.2. Реализация управления формированием готовности педагогического
коллектива ДОО к инновационной деятельности 54
2.3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Актуальность исследования. На социальном и педагогическом
уровне актуальность исследования определяется социальным и
государственным заказом. Осознание динамики инновационных процессов
в системе образования России (введение ФГОС, реализация
международных программ, курс на информатизацию, утверждение
профессионального стандарта педагога и др.) актуализировало
потребность в готовности педагогических коллективов образовательных
организаций к осуществлению инновационной деятельности. Прежде
всего, инновационные процессы сегодня касаются системы дошкольного
образования как первого этапа, обеспечивающего раскрытие и развитие
потенциальных способностей ребёнка, от которого зависит качество всех
следующих уровней образования человека. В данных обстоятельствах
возникает необходимость изменения процесса дошкольного образования
для обеспечения нового качества его результатов.
Под инновационной деятельностью в целом понимается комплексная
работа педагогического коллектива по созданию, разработке, освоению,
использованию и распространению новшеств, позволяющих достигать
качественно иных результатов образования [53]. Очевидно, что
содержание педагогической деятельности в инновационном
образовательном процессе существенно отличается от традиционного,
однако, в организациях дошкольного образования часто придерживаются
консервативных педагогических канонов. Тем не менее, инновационные
изменения в современной образовательной сфере приобретают системный
характер. Факторами роста числа инноваций в дошкольном образовании,
по утверждению М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина,
Т.И. Шамовой, выступают:
– необходимость активного поиска решений существующих
актуальных проблем в дошкольном образовании;
4
– неуклонное стремление педагогических коллективов повысить
качество предоставляемых ДОО услуг населению;
– подражание другим дошкольным организациям;
– интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат
деятельность всего коллектива;
– постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов
достигнутыми результатами и желание их улучшить;
– стремление педагогов реализовать знания и компетентность;
– возрастающие требования и запросы родителей к уровню
образованности своих детей;
– конкуренция между дошкольными образовательными
организациями и пр. (М.М. Поташник [71], В.А. Сластенин,
Л.С. Подымова [82], Т.И. Шамова [108]).
В Федеральном «Законе об образовании» в РФ от 29 декабря 2012
подчеркивается необходимость направленности ДОО на организацию и
осуществление научно-методической, исследовательской,
экспериментальной и инновационной работы, однако, результаты такой
работы носят вероятностный характер, и не все его последствия возможно
предугадать. Предотвращение ошибок и упущений возможно при
грамотном моделировании инновационных процессов в ДОО и
компетентном управлении формированием готовности всего
педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. В трудах
отечественных ученых Г.М. Борликова, В.И. Загвязинского, Г.Л. Ильина,
А.Б. Панькина, Л.С. Подымовой, М.М. Поташника, А.И. Пригожина,
В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др. исследованы проблемы инноваций
при проектировании педагогической деятельности, развивающей
образовательно-воспитательной среды, управления инновационными
процессами в целом.
Проблемы управления инновационными процессами, в том числе в
5
дошкольном образовании, разрабатываются А.Г. Асмоловым, К.Ю. Белой,
Т.А. Данилиной, П.И. Третьяковым, И.А. Урминой и др. В трудах
Д.Б. Богоявленской, М.В. Волкова, А.К. Марковой и др. изучены основы
инновационной педагогической деятельности, связанные с творчеством, с
преодолением профессиональных стереотипов и консерватизма...
В ходе решения задач исследования показана необходимость
управления процессом формирования готовности педагогического
коллектива к инновационной деятельности, разработана модель управления и
организационно-педагогические условия формирования готовности
педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Проведенное исследование позволяет заключить.
В исследовании обоснована целесообразность управления процессом
формирования готовности педагогического коллектива дошкольной
образовательной организации к инновационной деятельности.
На основе анализа теоретических источников установлено, что
различные аспекты управления формированием данной готовности нашли
отражение в работах отечественных исследователей с позиций разных
подходов.
Исходя из современных научных представлений конкретизировано
понятие «управление формированием готовности педагогического
коллектива к инновационной деятельности», дана его сущностная
характеристика: управление формированием готовности педагогического
коллектива к инновационной деятельности как процесс представляет собой
разработку и реализацию организационно-педагогических условий, которые
обеспечивают позитивную динамику состояния готовности; уточнено
содержание условий: диагностика особенностей профессионального
развития, осуществление развивающих, обучающих воздействий на развитие
профкомпетентности, а также консультативных стимулирующих воздействий
на стремление педагога преодолевать профессиональные затруднения и
осуществлять ИД.
Определено, что управление формированием готовности
педагогического коллектива к ИД будет результативно, если в качестве
организационно-педагогических условий реализована программа
74
диагностических, развивающих, обучающих и стимулирующих мероприятий,
обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности и
преодоление профессиональных затруднений педагогов.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные
эмпирические данные показывают результативность разработанной модели и
условий, подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают, что цель,
поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены.
Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает всего
многообразия аспектов освещаемой проблемы. Выполненная работа
обозначила возможные направления для дальнейших исследований.
Последующие исследовательские усилия мы связываем с изучением
профессиональной активности педагогов ДОО в ИД: особенностей,
направленности, причин спада, способов ее поддержания.
Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг
педагогического образования // Высшее образование в России, 1999. № 5.
С. 78–82.
2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога
в процессе его профессионального становления. Красноярс: Поликом, 2007.
190 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Москва [и др.]:
Питер, 2010. 282 с.
4. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы
профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама
(научно-методический журнал). 2016. № 1(5). С. 6–8.
5. Асмолов А.Г. Как управлять изменениями в мире дошкольного
образования // Образовательная политика. 2014. № 1(63). С. 2–8.
6. Асмолов А.Г. Политический детоцентризм: грезы во сне и наяву
// Образовательная политика. № 5–6(43–44). 2010. С. 2–4.
7. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.:
Политиздат, 1977. 332 с.
8. Багаутдинова С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях //
Дошкольное воспитание. № 8, 2009. С. 75–79.
9. Бахтин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность,
эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–26.
10. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое
пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 64 с.
11. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ // Научнометодическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 211 с.
12. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и
групп; [пер. с англ. А. Грузберга]. М.: Эксмо, 2008. 285 с.
76
13. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в
педагогике. Педагогика. 1990. № 7. С. 59.
14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.
Самара Психологический ин-т РАО, 2009. 414 с.
15. Болотина Г.К. Научно-методическое обоснование инновационной
деятельности педагога // Методист. М.. 2016. № 9. С. 21–23....118