Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к Родине у младших школьников

Работа №153477

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 . Определение понятий «ценность» и «ценностное
отношение» 6
1.2. Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к
Родине в истории отечественной философской и педагогической мысли....11
1.3. Выбор форм, методов и средств формирования ценностного отношения к
Родине 18
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА II. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ 30
2.1 Характеристика проявления ценностного отношения к Родине у
первоклассников. Выявление актуального уровня 30
2.2 Программа преобразующего эксперимента, направленного на воспитание
у младших школьников ценностного отношения к Родине 39
2.3 Анализ эффективности реализации программы формирования ценностного отношения к Родине 45
Выводы по главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему воспитания ценностного отношения к Родине.
Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке последних десятилетий оно рассматривалось как патриотическое воспитание и являлось частью идейно-патриотического (Ю.К. Бабанский, Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и др.), нравственного (Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Т. Огородников, Н.Е. Щуркова и др.), гражданского воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин и др.) или выступало как самостоятельное направление (Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, И.Ф. Харламов и др.). Традиционно патриотическое воспитание предполагало формирование таких качеств личности, как любовь к Родине, бережное отношение к отечественной истории и культуре, готовность защищать интересы своей страны. Изменение сущности и методики исследуемого вида воспитания связано с развитием аксиологического подхода в отечественной педагогике.
Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в отечественной науке занимались Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, П.Р. Игнатенко, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.И. Кравченко, Г.Б. Корнетов, Т.Н. Мальковская, В.С. Мерлин, A. А. Ручка, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, B. А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, Р.М. Рогова, Л.И. Божович, М.С. Каган, Л.И. Рувинский, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Б.С. Круглов, Н.Е. Щуркова).
Кроме того, в 20 веке в рамках развития личностно-ориентированной парадигмы образования сформировался подход к младшему школьнику, как к субъекту деятельности и поведения (Ш.А. Амонашвили, Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова, В.В. Зайцев, Л.Н. Кутергина, Л.А. Матвеева, Р.В. Овчарова, А.И. Раев, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щуркова и др.). Эта позиция предполагает, что ребенок способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине.
Однако проведенный анализ научной и методической литературы показывает, что в педагогике еще недостаточно изучено понятие «ценностное отношение», сущность ценностного отношения к Родине, не определено как учитывается социальный опыт дошкольника в формировании образа Родины и ценностного отношения к ней у младшего школьника. Все это обусловило выбор проблемы исследования - каким образом формировать у первоклассников ценностное отношение к Родине?
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к Родине у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: методические условия формирования ценностного отношения к Родине у учащихся начальной школы.
Цель исследования: учитывая выделенные методические условия, разработать и апробировать программу формирования ценностного отношения к Родине у учащихся первых классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования ценностного отношения к Родине у учащихся первого класса будет эффективным, если:
- передаваемое содержание имеет комплексный характер и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты;
- когнитивный аспект содержит информацию, способствующую формированию образа Родины в сознании первоклассников;
- эмоциональный аспект включает материал, обеспечивающий освоение культурных образцов нормативного ценностного отношения к Родине;
- поведенческий аспект обеспечивает освоение нормативного поведения, позволяющего учащимся выразить имеющееся ценностное отношение к Родине.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Описание структуры ценностного отношения к Родине, определение критериев для ее исследования в образовательном пространстве начальной школы.
3. Разработка диагностической программы исследования.
4. Выявление актуального уровня сформированности ценностного от ношения к Родине у учащихся первых классов.
5. Анализ результатов констатирующего исследования и разработка программы формирования ценностного отношения к Родине у учащихся первых классов.
6. Реализация программы формирующего эксперимента.
7. Проведение второго констатирующего среза.
8. Анализ эффективности разработанной программы и оформление работы.
Базой исследования явились МАОУ Гимназия №9 г. Красноярска. В эксперименте участвовали 50 первоклассников.
Методами исследования послужили: опрос, рисуночный тест «Моя Родина» и наблюдение.
Научная новизна и практическая значимость нашей работы заключается в том, что в ходе исследования была разработана и апробирована программа по формированию ценностного отношения к Родине у младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования был осуществлен анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
В нашей работе описаны структуры ценностного отношения к Родине у младших школьников, определены критерии для ее исследования в образовательном пространстве начальной школы.
Мы разработали диагностическую программу исследования, с целью выявления уровня ценностного отношения к Родине у младших школьников.
Нами был выявлен актуальный уровень сформированности ценностного отношения к Родине у учащихся первых классов.
Мы осуществили анализ констатирующего эксперимента и разработали программу формирования ценностного отношения к Родине у учащихся первых классов.
После того, как программа была разработана, осуществлялась реализация программы формирующего эксперимента.
После проведения второго констатирующего среза, мы проанализировали и доказали эффективность разработанной программы.
Разработанная нами программа является эффективной, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Н. А.. Патриотическое воспитание школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования- М., 2009-56с.
2. Агапова И. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис Пресс,2002.-224с.
3. Багдасарян К.Б. Патриотическое воспитание в школе/ К.Б. Багдасарян//Образовательная политика.-2008.-№12.-С.67-68.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти томах/ Ред. коллегия Н.Ф. Бельчиков и др. М.: АН СССР , 1954.- Т.4 - 675с.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Сов. писатель, 1990.- 346с.
6. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / под ред. Н. К. Беспятовой, Д. Е. Яковлева. - М. : Астрель, 2006. - С. 192.
. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества
человеком. // Педагогика. - 1996. - №5. - С.3-9
7. Биткеев Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся в начальной школе//Начальная школа.- 1999.-№11. -С.48-52
8. Божович Л.И. Избранные педагогические труды: Проблема формирования личности./Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., Международная пед. академия, 1995. - 209с.
9. Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б. А. Амосова. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 264с.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.- 412с.
11. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников/ А.К. Быков, Г.Н. Мусс, М.В. Слабоспицкая//Воспитание школьников.-2009.-№7.-С.12-17.
12. Введение в этническую психологию. Учебное пособие/ Платонов Ю. П., Бороноев А. О., Почебут Л. Г. и др./ Под редакцией Ю. П. Платонова - СПб: Изд-во С.- Петербургского университета, 1995. - 200с.
13. Вежевич Т. Школа лидера - школа патриота/ Т. Вежевич//Народное образование.-2009.-№3.-С.194-197.
14. Веневитинов Д. Русские эстетические трактаты первой трети X1X века.
- М., 1974. - Т.1. - С.609-610.
15. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский дом «Академия»,1999.-168с.
16. Волкова Н. А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Ленингр.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 1983. - 15с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М.:Педагогика,1984. Том 4.-432с.
18. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.-208с.
19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. редактор и сост. П.В. Алексеев.-М.: «Школа-Пресс»,1995. - 448с.
20. Гладких В. Н., Мальцева Н. В. Мы признаны сохранить русскую историю, культуру, традиции//Дополнительное образование.-2002-№6.-С.39- 41
21. Голованова Н.Ф. Выход из педагогического безвременья: формирование образа Родины у младших школьников. / Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: Тезисы докладов и сообщений 8 Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и
дети». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - С.239-242.
22. Голованова Н.Ф. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как контекст социализации ребенка. / Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения.: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.- С.137-139.
23. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. Монография. -СПб.: Специальная литература,1997. -192с.
24. Гончаров И.Ф. Новая школа России: какой ей быть? //Воспитание школьников.-1997.-№2.-С.7-10
25. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на отечество: Автореферат дис...к. пед.наук.- Волгоград,: Волгоград. гос. пед. ун-т, 1998.-18с.
26. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.:Гидрометеоиздат,1990.- 526с.
27. Давыдова О. И. Гуманистические традиции народной педагогики и этнопедагогики//Человек и образование.-2009-№1(18)-С.
28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - 5-е изд. - СПб.: Изд-во П.Страхова, 1895.
29. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения.- М.:Педагогика,1986.
30. Дробницкий О.Г. Ст. «Ценность»// Философская энциклопедия. В 5 томах. Том 5.- М.: «Сов. энциклопедия»,1970.- С.462
31. Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии./Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. - М.,2001. - 622с.
32. Жданова Н.М. Педагогические условия подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников средствами народной педагогики/
Н.М. Жданова// Педагогическое образование и наука.-2008.-№7.-С.43-46.
33. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования .- М., 2008
34. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе//Начальная школа-2007-№7.-С.29-33
35. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: «Рарогъ», 1993.-235с..
36. Ипполитова Н.В. Принципы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся/ Н.В. Ипполитова// Педагогическое образование и наука.-2008.-№7.-С.4-7.
37. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис,1997.- 204с.
38. Казарцева Е. Г. Особенности формирования основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников
39. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса./Науч.-метод.об-ние «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». - М.: Б.и.,1993
- С.59-60
40. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века./Сост-ль П. Лебедев.
- М.: Педагогика, 1987. - 560с. - С.59-61
41. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография).- Оренбург: Б.И., 1996.- 188с.
42. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1982.- 656с.
43. Коняева И. М. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Рязань - 2002
44. Корниенко Идея воспитания Сына Отечества в педагогическом
наследии Н. И. Новикова: монография-Архангельск, 2009
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304с.
46. Линькова Е. Представление о Родине в русском обществе в XIX веке.- М., .2003
47. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 томах. Т.2. - Л.: Худож.лит.,1987.- 496с.
48. Логинова Н. В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования//Человек и образование.-2009-№1-С.53-57
49. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - 344с.
50. Лопарева О. А. Когнитивные и эмоциональные компоненты военно-патриотического воспитания учащихся//Человек и образование.-2009-№2(19)- С.67-7¬
51. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат,1991. - 524с.
52. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России/ А.В. Лукинова// Педагогическое образование и наука.- 2007.-№5.-С.46-48.
53. Лутовинов В.И. Проблемы воспитания патриотизма/ В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова// Педагогика.-2008.-№7.-С.50-53.
54. Маврин, С. А., Бурмистрова, Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке [Текст] / С. А. Маврин, Е. В. Бурмистрова. - М. Педагогическое общество России, 2004. - С. 192.
55. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методол. анализ. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - 159с.
56. Максименко Н. В. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. //Начальная школа.-2000.-№7.-С.3-10
57. Махинько Л.Н. Строим город Занимательное краеведение Учебное пособие СПб: СпецЛит, 2000.-79с.
58. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения/[Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; Сост., авт. послеслов, с.5-30, и отв. ред. И.С.Кон]. - М.: Наука,1988.
59. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина,1982.- 16с.
60. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,1999. -184с.
61. Мясищев В.Н. Психология отношений./ Под ред. А.А. Бодалева/- М.: Изж-во: Институт практической психологии.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.- 368с. -С.16
Нестерова Н. В. Воспитание основ гражданственности и патриотизма у младших школьников // festival.1september.ru
62. Никандров Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа//Человек и образование-2009-№3(20)
63. Новицкая М.Ю. Курс «Введение в народоведение» - азбука народной культуры //Начальная школа. - 2000.-№8 -С.112-119
64. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.-М.: Педагогика, 1989¬
65. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. [Сб. ст.] /Сос-ль сб. - Е.С. Троцкий. М.,1996, 200с.
66. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики-М., 2008
67. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе [Текст] : методическое пособие / сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - С. 208.
68. Патриотическое сознание: сущность и формирование. /Отв. ред. В.И. Бойко. - Новосибирск: Наука,1985.- 254с.
69. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
70. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т.1 М.: Педагогика,1981.- 334с.
71. Пивоварова Е. В. С чего начинается Родина?(опыт методического эксперимента)//Социология.-1998-№8-С.31-53
72. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование .- Москва, 2009- 59с.
73. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1¬4). В двух частях. Часть 1.М.: Просвещение, 2002.-319с.
74. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества.// Антология педагогической мысли России 18 века./Сост. А.И. Соловков - М.: Педагогика, 1985.- 480с.
75. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9.
76. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте древнерусской педагогики.// Начальная школа. - 1998.- №1.-С.31- 35
77. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. М.: Грааль, 2001- 66с.
78. Русская идея [Сборник, Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин; Коммент. Р.Л. Медведевой]/.- М.: Республика, 1992.- 494 с.
79. Савинова Л. Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2003-198 c.
80. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография.- Волгоград: Перемена,1994.-150с.
81. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.Издательский центр «Академия», 2003.- 192с.
82. Смирнов С. М. Патриотизм- основа социального творчества//Человек и
образование-2010-№3(24)-С.32-34
83. Соловьев Вл. Патриотизм. //Энциклопедический словарь. Том 23. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон С-Пб,1898
84. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.- М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 320с
85. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М: Молодая гвардия, 1978.- 175с.
86. Тимошенко Л. Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям//Начальная школа Плюс До и После- 2009-№6-С.91-93
87. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. -14 с.
88. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования //Педагогика.- 2001.- №7.- С.22-26
89. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. - М.: АКИРН, 1994
90. Тудупова Т. Ц. Этнопсихологический подход к воспитанию современного школьника//Начальная школа Плюс до и после.-2007-№9
91. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988.
92. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры : [В 2 т. / Сост., вступ. ст., примеч. Бойкова В.Ф.] Т.2- СПб: София, 1991.-348с.
93. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.-511с.
94. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека.// Вопросы психологии.- 2001.- №5. - с.60-73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ