Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения младших школьников к труду 7
1.1 Труд как ценностный ориентир в формировании личности 7
1.2 Особенности формирования ценностного отношения младших
школьников к труду 23
1.3 Социально-педагогические проблемы формирования ценностного отношения младших школьников к труду 35
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Разработка и реализация программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к труду младших школьников 52
2.1 Разработка программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения младших школьников к труду 52
2.2 Реализация программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения младших школьников к труду 78
Выводы по второй главе 91
Заключение 94
Список литературы 100
Приложения
Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея интереса к труду. Труд - не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.
Самым благоприятным периодом для воспитания ценностного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека[13].
Изучением внеклассной деятельности младших школьников занимались такие ученые как И.Ю. Исаева, З.А.Александрова, С.Н. Шматов, Э.В. Соколов, Е.В. Титова.
Ценностное отношение к труду является определяющей составляющей содержания воспитания личности, направленная на формирование у нее понимание личной значимости труда как источника саморазвития и самосовершенствования.
Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г. Н. Година, А. С. Макаренко, Я. А. Рожнев, И. С. Синицын, В. А. и другие педагоги.
Педагогическая сущность ценностного отношения к труду у младших школьников рассматривается в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями ценностного отношения к труду в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие.
Основным содержанием ценностного отношения к труду у младших школьников в 1 - 4 классах они считают формирование у школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям, посредством включенности ученика в практическую деятельность.
В теории и практике трудового воспитания школьников наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников трудолюбия, системных знаний о труде взрослых, трудовых умений, вопросы формирования трудолюбия, общетрудовых умений. Однако наименее изучены вопросы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
Одной из характерных особенностей современного общества является всё углубляющееся противоречие: между желанием человека заниматься определённой трудовой деятельностью и возможностью его реализации. Такое положение определяет необходимость нового подхода к трудовому обучению и воспитанию школьников, в частности, к начальным этапам. Другое противоречие состоит в необходимости проведения работы по формированию ценностного отношения школьников к труду и нежеланием её проведения в школах в связи с нехваткой времени и слабой методической подготовкой учителей [17].
В соответствии с ФГОС НОО воспитание младших школьников должно охватывать и пронизывать все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеклассную деятельность. Поэтому воспитание ценностного отношения к труду необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, продолжается эта работа и в начальной школе. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно осуществлять подготовку учащихся к выбору профессии, обеспечить у младших школьников единой картины о мире труда, профессий, формировать профессиональный интерес, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека[78].
Цель: разработать педагогические условия формирования ценностного отношения к труду младших школьников в дополнительном образовании.
Объект исследования: трудовое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к труду младших школьников в дополнительном образовании.
Гипотеза: процесс формирования ценностного отношения к труду младших школьников в дополнительном образовании будет эффективным, если:
- на теоретическом уровне будут исследованы проблемы формирования ценностного отношения к труду младших школьников в дополнительном образовании;
- на практическом уровне будут разработана и реализована программа формирования ценностного отношения к труду младших школьников в дополнительном образовании; разработаны критерии и показатели его сформированное™; в опытной работе апробирована программа формирования ценностного отношения к труду.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты феномена «ценность труда» в формировании личности.
3. Выявить социально-педагогические проблемы формирования ценностного отношения к труду.
2. Выявить особенности формирования ценностного отношения к труду в младшем школьном возрасте.
4. Разработать программу формирования ценностного отношения к труду, критерии и показатели его сформированности.
3. Реализовать программу формирования ценностного отношения к труду в младшем школьном возрасте в начальных классах.
В результате исследования данной работы были:
- изучены теоретические аспекты феномена «ценность труда» в формировании личности.
- выявлены социально педагогические проблемы формирования ценностного отношения к труду.
- выявлены особенности формирования ценностного отношения к труду в младшем школьном возрасте.
- разработаны педагогические условия формирования ценностного
отношения к труду.
- реализованы педагогические условия формирования ценностного
отношения к труду младших школьников.
Изучив теоретические источники, мы выявили следующее:
- труд понимается как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ;
- труд представляет ценность, если доставляет радость, материальное и моральное удовлетворение, имеет стоимость;
- труд направлен на создание материальных и духовных благ, развитие потенциала личности (интеллектуальную сферу - за счет освоения и создания новых технологий труда, физическую сферу - за счет двигательной активности в процессе трудовой деятельности, эмоциональную сферу - за счет повышения качества продукта труда и получения удовлетворения результатом труда);
- труд развивает и воспитывает, так как в процессе труда происходят изменения в области образования — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; воспитания — обогащение и расширение культурного слоя образования, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, воспитание детей через их приобщение к культуре.
Изучив особенности формирования ценностного отношения к труду младших школьников, необходимо отметить, что именно в младшем школьном возрасте формируется эмоциональная, физическая сферы личности и характер (личностные качества) человека.
Младший школьный возраст (6 - 11 лет). считается кризисным.
В Стандарте 2009 года определен «портрет» выпускника начальной школы: как любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В младшем школьном возрасте рекомендуются следующие виды труда: самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг); хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений); труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка); ручной труд (изготовление поделок); художественный труд (рисунки).
Направления работы по формированию ценностного отношения младших школьников к труду: формирование положительного отношения к труду взрослых; воспитание трудового сознания посредством профпросвещения; совместное творчество с родителями;
Изучив условия формирования ценностного отношения к труду младших школьников посредством их трудовой социализации, нами выявлены следующие положения и проблемы:
- социализация - это процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности;
- подготовка учащихся к жизни и труду имеет свою возрастную специфику в связи с этим возникают проблемы в формировании познавательной, мотивационной, деятельностной сфере.
- в процессе формирования ценностного отношения к труду необходимо учитывать такие качества детей младшего школьного возраста как подвижность, двигательная активность, готовность к действию.
- поведение младших школьников ситуативное, отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения, не соразмеряют свои желания с возможностями, переключаются с одного дела на другое, не окончив первое; в связи с этим проблемой в работе с ними является постоянное обновление содержания, форм и методов работы; требуется подбор яркого в художественном отношении материала, содержащего элементы занимательности;
- возрастные особенности младших школьников являются благоприятными для осуществления подготовки учащихся к жизни и труду в то же время необходима разработка условий и своевременная их реализация по формированию ценностного отношения к труду.
- включение учащихся в трудовую деятельность способствует их самоопределению, проявлению и закреплению таких важных качеств, как трудолюбие, организованность, предприимчивость, бережливость и экономичность, деловитость, целеустремленность, аккуратность, способность к самооценке, в связи с этим необходимо сотрудничество детей, педагогов и родителей детей в организации посильного труда школьников.
Во второй главе решалась задача разработки и реализации программы формирования ценностного отношения к труду младших школьников. Программа включает пояснительную записку, цели, задачи, содержание, описание наилучших форм и методов обучения, тематическое планирование. Разработано методическое сопровождение, включающее Дневник трудовых дел, Рекомендации для родителей, Анкета, Критерии и показатели сформированности положительного отношения к миру труда и профессиям у младших школьников. Кроме того, разработан тематический сборник игр, загадок, творческих заданий, притч. пословиц, поговорок, народная мудрость.
Для оценивания результатов разработаны критерии и показатели ценностного отношения к труду и уровни его сформированности.
1. Высокий уровень.
У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе труда.
2. Средний уровень.
Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
3. Низкий уровень.
Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.
Нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения. В ходе предварительного замера был зафиксирован начальный уровень сформированности отношения младших школьников к миру труда и профессий.
Как показывают результат реализации программы, учащиеся показывают более высокие результаты не только по деятельностно-практическому критерию, но мотивационно-потребностному критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся повысился уровень интереса к трудовой деятельности, а также повысилась степень ответственности за трудовую деятельность, трудолюбие и трудовые навыки.
Таким образом, подготовка учащихся к профессии и оценка знаний на основе формирования у них понятий о профессиях, организация последовательного и непрерывного обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика, связь классных и внеклассных занятий позволит достигнуть эффективности в процессе формирования знаний о профессиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены и цель достигнута.
1. Абишева А.К. О понятии "ценность" // Вопросы философии. 2002. №3. - 139-147 с.
2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?" 1991, №12
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985
4. Аржакаева Т.А. Новые стандарты - новые возможности сотрудничества учителя и психолога / Т.А. Аржакаева // Учительская газета. Москва. - 31.07.2012. - №31.
5. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили. - М., 1996.
6. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно
- прикладного творчества: учебно - методическое пособие/С. В.
Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347 с.: ил. - (Высшее образование).
7. Ахияров, К. Ш. Трудовая социализация школьников : избранные педагогические труды / К. Ш. Ахияров. - Уфа : 2005. - 400 с.
8. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ/ Бондаренко Т.М. - Воронеж, 2010. -384 с.
9. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя / Под ред. М.И.Махмутова. - М.: Просвещение, 1986.
10. Воспитание школьников в труде под редакцией А.А. Шибанова: М, 1996.
11. Вазина К.Я. Воспитание целенаправленности в трудовой
деятельности / Вазина К.Я. - М., 1997. 484 с.
12. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: 6 т. - М, 1984.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка, «Смысл», 2005.
14. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей //Качество образования в школе, 2011. - N 3. - С. 49-56.
15. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.
16. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. - Барселона, ЮНЕСКО, 1998. - 175 с.
17. Година Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности / Година Г.Н. - м., 2001. 394 с.
18. Губанова Е.В. - Внутришкольная модель повышения квалификации педагогических работников. Школа управления образовательным учреждением.2012.№ 4. Стр. 24-30
19. Гущин Ю.Ф. - К вопросу об основаниях оценки личностных результатов обучающихся.
20. Гугасова А.М. Методика трудового обучения: частные вопросы / Гугасова А.М. - М.: Просвещение, 1990. - 412 с.
21. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода. // Одиссей. М. 1996
22. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
23. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992.
24. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса М.: Просвещение, 2009.-. 168-176 с.
25. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
26. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г.. - М.: [не указано], 2015. - 482 c
27.Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14-психология, 1987. № 4. С. 33-43.
28.Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании, Мн. 1986.
29.Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. - N 3. - С. 15-18.
30. Ивакина Г.Н. Труд и развитие личности школьников, М, 1997.
31. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: - «Логос», 2000.
32. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
33. Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей //Внешкольник, 2011. - N 1. - С. 43-45; Приложение: C. XII-XVI.
34. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе / В.Л. Иноземцев // СОЦИС. 2000. № 6.
35. Крутецкий В.А. Психология, 1996.
36. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.
37. Коменский Я. А. Великая дидактика, Минск, 2008.
39. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
40. Кадяева С.В., Семионова И.В., Пушкарева Т.Е., Лопатина И.В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования //Методист, 2010. - N 10. - С. 29-32.
41. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пос. для студ. пед. учеб.з авед./-М.: Академия, 2004.-304 б.
42. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2003. - 464 с.
43. Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000. - 232 с
44. Коджаспиров Г.М. Педагогика. - М., 2004. 528 с
45. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982.
46. Лихачев Б.Т. Педагогика, М. 1998.
47. Малыхина Л.Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД //Дополнительное образование и воспитание, 2010. - N 11. - С. 10-14.
48. Макаренко А.С. Цель - воспитание: Сочинения, Т.5. - М.:
Просвещение, С.353
49. Миланченко А. О. Ценность труда в современном российском обществе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 514-517.
50. Новоселова Н.Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей//Методист, 2011. - N 7. - С. 34-36.
51. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. Под редакцией Г. С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Москва «Просвещение» ( Стандарты второго поколения) 2010
52. Педагогика: под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996.
53. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания, М. 1992, № 7-8
54. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования».
55. Педагогика: Большая современная энциклопедия /
Е. С. Рапацевич. - Мн.: Совремременное слово, 2005. - 720 с.
56. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 536 с.
57. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.
58. «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник ,
2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа»,
разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
59. Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. -
112с., ил.
60. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).
61. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).
62. Пряжникова Е.Ю., Пряжников С. Профориентация.- М.: Академия, 2006. 426с
63. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение,
1991.144с
64. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. СПб., 1996.
65. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. - М.: Просвещение, 1990.
66. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с.
67. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школьных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. - С-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
68. Саакян А.К. Социокультурная обусловленность ценности труда. // Вестник КРСУ. 2011. Том 11, № 2. Трубицын Д.В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации.
69. Сайгушева Л. И. Социально-педагогическая деятельность в семье в дошкольном образовательном учреждении. // научно-образовательная, 2015
70. Сметанина Н.И. Педагог ДО как субъект повышения качества дополнительного образования //Дополнительное образование и воспитание, 2011. - N 1. - С. 3-11.
71. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.
72. Ушинский К.Д. Слабость воли и склонности, из неё происходящие. Антология гуманной педагогики (серия книг) К.Д. Ушинский. - М., 1998
73. Фрумина Е.Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Москва, 2008, - 274-292 с.
74. Фукуяма, Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции: [пер. с англ.].- М.: АСТ, 2004
75. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. - Мн., 1967. - С. 27.
76. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.
77. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин,
Ф.А.Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
78. http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/fgos_noo_izmeneniya/
7 9. http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2012/06/04/model- vypusknika-nachalnoy-shkoly
80.https://infourok.ru/chto-takoe-uud-i-kakovo-ih-znachenie-v-obrazovanii- i-vospitanii-1060958.html